Решение по делу № 33-2836/2022 от 17.08.2022

Судья Гадючко И.Ю.

№ 33-2836/2022

10RS0011-01-2022-001636-80

2-1710/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2022 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Королевой С.В.,

судей Касянчук Е.С., Евтушенко Д.А.

при ведении протокола помощником судьи Волковой А.В., секретарем Волынцевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица Фонда капитального ремонта Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 мая 2022 г. по иску общества с ограниченной ответственностью "КСМ-Комфорт" к Орловой О. Н. о понуждении совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ООО "КСМ-Комфорт" обратилось в суд с иском к Орловой О.Н. по тем основаниям, что ответчик является собственником жилого помещения – квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: (.....), управление которым осуществляет истец. При оказании услуг по содержанию и ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома управляющей организацией установлено, что под полом кухни жилого помещения, принадлежащего ответчику, расположен общедомовой прибор учета воды, общедомовые инженерные сети, требующие замены и капитального ремонта. При этом собственник жилого помещения, вопреки неоднократно выданным предписаниям, доступ к указанному оборудованию не предоставляет, поскольку такой доступ предполагает снятие напольного покрытия (линолеума) в квартире и открытие люка. Ввиду того, что иной доступ к общедомовому оборудованию, минуя квартиру , отсутствует, истец, изменив исковые требования, просил обязать Орлову О.Н. в течение 30 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: (.....), уполномоченных лиц, привлекаемых к осуществлению капитального ремонта, а именно доступ к водомерному узлу для целей проведения капитального ремонта на инженерных сетях; обеспечить доступ в жилое помещение, уполномоченных лиц для производства работ по замене общедомового прибора учета воды (с устройством автоматизированной передачи данных), вводе его в эксплуатацию, взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "ПКС-Водоканал", Фонд капитального ремонта Республики Карелия.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

С принятым судебным постановлением не согласно третье лицо Фонд капитального ремонта Республики Карелия, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что своими действиями собственник квартиры (.....) препятствует замене системы холодного водоснабжения и установке нового общедомового прибора учета воды, а также проведению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, что является злоупотреблением правом, сопряженным с угрозой обеспечения сохранности имущества других лиц и общедомового имущества. Обращает внимание, что исходя из информации, предоставленной АО "ПКС-Водоканал", техническая возможность переноса водомерного узла, расположенного под полом квартиры , в другое место отсутствует.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Фонда капитального ремонта Республики К.. Волкова Е.И., действующая на основании доверенности, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.

Представитель истца Сандалова М.А., предъявившая доверенность, полагала апелляционную жалобу третьего лица обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Орлова О.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: (.....), помимо собственника в указанном жилом помещении также зарегистрирована Орлова Т.И.

Под полом указанного жилого помещения проходят общедомовые сети холодного водоснабжения, на которых 20.04.2010 с согласия собственника был установлен общедомовой прибор учета холодного водоснабжения, срок поверки которого истек 16.04.2016. Поскольку спорный дом подвалом не оборудован, доступ к инженерным сетям холодного водоснабжения, на которых был установлен общедомовой прибор учета воды, ранее осуществлялся через люк в полу на кухне квартиры ответчика.

Управление многоквартирным домом (.....) с 25.06.2020 осуществляет ООО "КСМ-Комфорт".

В соответствии с ч. 1 ст. 189 Жилищного кодекса РФ собственники помещений вышеуказанного многоквартирного дома приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (протокол общего собрания собственников от 03.08.2020).

В силу ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта.

Собственниками помещений многоквартирного дома (.....) сформирован фонд капитального ремонта на общем счете регионального оператора в соответствии с постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 14.05.2015 .

Указанный многоквартирный дом включен в краткосрочный план реализации в 2019 – 2021 гг. региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015 – 2045 г.г., утвержденный приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 20.08.2018 № 239.

Фонд направил предложение о сроке начала проведения капитального ремонта, перечне и объеме работ, их стоимости, о порядке и источниках финансирования капитального ремонта общего имущества собственникам многоквартирного дома, администрации Петрозаводского городского округа и управляющей организации.

Поскольку собственники помещений многоквартирного дома решение о проведении капитального ремонта в установленный ч. 6 ст. 189 Жилищного кодекса РФ срок не приняли, предложение регионального оператора было принято администрацией Петрозаводского городского округа (постановление от 29.12.2018 ).

Впоследствии собственниками помещений многоквартирного дома (.....) перечень и срок проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в 2020 г. был утвержден (решение общего собрания собственников от 03.08.2020). Решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 02.12.2021 такой срок был продлен до 01.08.2022.

19.10.2020 между Фондом капитального ремонта Республики Карелия и ООО "Компания Вектор-РК" был заключен договор подряда -р на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (.....), по условиям которого подрядчик обязался выполнить, в том числе, работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения.

26.05.2021 истцом в адрес Орловой О.Н. направлено предписание об обеспечении доступа к прибору учета холодного водоснабжения. Ответчик в доступе к водомерному узлу отказала.

Принимая решение об отказе истцу в иске, суд первой инстанции исходил из того, что размещение общедомового прибора учета под полом кухни квартиры ответчика потребует его регулярного обслуживания, что будет нарушать право Орловой О.Н. на неприкосновенность жилища, его использование по собственному усмотрению, ограничит право собственника квартиры на свободное передвижение. Требования истца о понуждении ответчика к обеспечению доступа в жилое помещение для проведения капитального ремонта на инженерных сетях отклонены, поскольку Орлова О.Н. высказывала согласие на проведение указанных работ. Судом при этом также принято во внимание непредоставление ответчиком договоров на проведение капитальных работ на инженерных сетях спорного дома, сведений о сроках и объемах таких работ, наличия технического решения по переносу общедомового прибора учета холодного водоснабжения.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 1572 указанного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В силу ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, в том числе относятся крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Также согласно требованиям п.п. 2, 5, 10, 11, 13, 16 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в состав общего имущества, в том числе включаются автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), а также внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 указанных выше Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в п.п. "а" – "д" п. 2 указанных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".

По смыслу п.п. 31, 32, 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, исполнитель вправе требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя для выполнения необходимых ремонтных работ, а потребитель обязан допускать представителей исполнителя для выполнения необходимых ремонтных работ.

Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством РФ.

В силу абз. 1 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Поскольку в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечить оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, материалами дела достоверно подтверждается отсутствие возможности разместить общедомовой прибор учета холодного водоснабжения в ином месте, что следует из акта обследования АО "ПКС Водоканал" от 18.05.2019, при этом соответствующий доступ к инженерным сетям и расположенному на нем оборудованию Орловой О.Н. не обеспечен, требования истца являются обоснованными.

ООО "КСМ-Комфорт" признается судебной коллегией надлежащим истцом по делу, поскольку в силу п. 7 протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: (.....) от 25.06.2020 является исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых потребителям в указанном доме, и получателем платы за коммунальные услуги.

Выводы суда о нарушении прав Орловой О.Н. требованиями истца нельзя признать обоснованными, поскольку в многоквартирном жилом доме по адресу: (.....) существующий общедомовой прибор учета воды будет заменен на коллективный прибор учета воды с устройством автоматизированной передачи данных.

Ссылки суда в решении на то, что ответчик не отказывается от допуска уполномоченных лиц к водомерному узлу для выполнения капитального ремонта на инженерных сетях, в связи с чем не нарушает прав иных участников процесса и требования истца в этой части несостоятельны, противоречат представленным по делу доказательствам. Так, письмо ответчика в адрес ООО "КСМ-Комфорт" от 15.06.2021 о таком её согласии не свидетельствует, из акта управляющей организации от 18.02.2022, подписанного Орловой О.Н., следует, что помимо доступа к общедомовому прибору учета воды она отказала представителям управляющей организации и в доступе к водомерному узлу (л.д. 57), а устное заявление ответчика в суде первой инстанции о готовности предоставления доступа к инженерным сооружениям (водомерному узлу) ничем не подкреплено, опровергается пояснениями представителя ООО "КСМ-Комфорт" о том, что от обеспечения доступа в жилое помещение, урегулирования данного вопроса во внесудебном порядке Орлова О.Н. отказывается.

Действительно, в настоящее время договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: (.....), заключенный между Фондом капитального ремонта Республики Карелия и ООО "Компания Вектор-РК" в части работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения расторгнут (дополнительное соглашение от 06.06.2022). Однако, препятствием для удовлетворения иска указанное обстоятельство являться не может. Следует при этом учесть, что в настоящее время Фондом объявлен аукцион на право заключения договора на проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения указанного многоквартирного дома с датой проведения - 30.09.2022.

Между тем, поскольку водомерный узел многоквартирного дома, общедомовой прибор учета воды расположены под полом кухни квартиры ответчика, частью квартиры указанное пространство не является, однако, доступ в него возможен только из жилого помещения Орловой О.Н., на ответчика не может быть возложена обязанность по проведению необходимых подготовительных работ в её квартире, вызванных проведением капитального ремонта сетей, замены счетчика. Такие работы, а также последующие восстановительные работы в квартире ответчика, с чем выразила согласие представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции, должны быть возложены на ООО "КСМ-Комфорт".

С учетом изложенного, на основании п.п. 1, 4 ч. 1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении иска ООО "КСМ-Комфорт".

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 мая 2022 г. по настоящему делу отменить.

Принять по делу новое решение об удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью "КСМ-Комфорт".

Возложить на общество с ограниченной ответственность "КСМ-Комфорт" обязанность уведомить Орлову О. Н. о проведении в принадлежащем ей жилом помещении работ капитального характера на инженерных сетях и работ по замене общедомового прибора учета воды за 30 дней до начала проведения работ.

Обязать Орлову О. Н., (...), обеспечить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: (.....), уполномоченных лиц, привлекаемых к осуществлению капитального ремонта, а именно: доступ к водомерному узлу для целей проведения капитального ремонта на инженерных сетях; обеспечить доступ в жилое помещение, уполномоченных лиц для производства работ по замене общедомового прибора учета воды (с устройством автоматизированной передачи данных), вводе его в эксплуатацию.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью "КСМ-Комфорт" обязанность по проведению в квартире Орловой О. Н. необходимых работ, предшествующих работам капитального характера на общедомовых сетях, а также восстановительных работ по окончании капитального ремонта.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-2836/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "КСМ-Комфорт"
Ответчики
Орлова Ольга Николаевна
Другие
Фонд капитального ремонта Республика Карелия
Орлова Татьяна Ивановна
ОАО "ПКС Водоканал"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Касянчук Елена Станиславовна
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
17.08.2022Передача дела судье
13.09.2022Судебное заседание
20.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2022Передано в экспедицию
20.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее