Дело № 5-167/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 мая 2021 года г.Беломорск
Судья Беломорского районного суда Республики Карелия Седлецкий А.В., при секретаре Павлюк Н.Н., с участием законного представителя юридического лица МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая ООШ» Гусейновой Е.Т., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица муниципального общеобразовательного учреждения Беломорского муниципального района «Золотецкая основная общеобразовательная школа» (ИНН 1011001287, ОГРН 1021000977953),
установил:
Начальником отдела лицензирования Министерства образования и спорта Республики Карелия составлен протокол об административном правонарушении № 3-ЛК от 05.04.2021 по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая ООШ».
В судебном заседании должностное лицо административного органа не присутствовал о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Законный представитель МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая ООШ» - Гусейнова Е.Т. в судебном заседании с протоколом согласилась, пояснив, что по адресу, по которому отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, располагается дошкольное учреждение. В настоящее время ведется работа по получению в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения по адресу: Республика Карелия, Беломорский район, п. Золотец, ул. Центральная, д. 8а.
Заслушав законного МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая ООШ» Гусейнову Е.Т., исследовав материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч.1 ст.91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, пунктом 7 которого предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются в том числе: наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию (пп.«д»).
Согласно пп. «а» п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относится нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" пункта 7 и подпунктами "б", "д" и "е" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Как следует из материалов дела, начальником отдела лицензирования Министерства образования и спорта Республики Карелия составлен протокол об административном правонарушении № 3-ЛК от 05.04.2021 по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая ООШ».
Основаниями для составления протокола послужили обстоятельства, установленные в ходе плановой выездной проверки, проводимой на основании приказа Министерства образования Республики Карелия от 16.02.2021 № 140.
Согласно акту проверки от 05.04.2021, в нарушение пп. «д» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, отсутствует санитарно-эпидемиологические заключения по адресу осуществления образовательной деятельности: 186509, Республика Карелия, Беломорский район, п. Золотец, ул. Центральная, д. 8а.
В соответствии с Уставом МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая ООШ», местом нахождения юридического лица является, в том числе: 186509, Республика Карелия, Беломорский район, п. Золотец, ул. Центральная, д. 8а.
Указанные выше доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела и установления вины юридического лица в совершении административного правонарушения.
Прихожу к выводу, что установленные нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), относятся к грубым нарушениям.В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
По смыслу вышеприведенной нормы закона, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм возлагается на юридическое лицо.
В судебном заседании установлено, что у МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая ООШ» имелась возможность для соблюдения лицензионных требований и условий, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, учитывая позицию участников процесса, прихожу к выводу о доказанности вины МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая ООШ» в совершении административного правонарушения и квалифицирую его действия по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В материалы дела не представлено доказательств, исключающих ответственность за совершенное административное правонарушение.
Данных, свидетельствующих о малозначительности административного правонарушения, не усматриваю с учетом общественной опасности допущенного нарушения, характера правонарушения и роли правонарушителя.
Вместе с тем, нахожу основания для назначения наказания, не предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в виде предупреждения в силу следующего.
В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу ч.1 и ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая ООШ» ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений. К смягчающим административную ответственность обстоятельствам отношу признание вины, принятие мер к устранению нарушений; отягчающих - не усматриваю. Кроме того, полагаю, что вменяемое правонарушение не повлекло причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий, доказательств тому не представлено.
Принимая во внимание изложенное, обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, являющегося некоммерческой организацией, выполняющим образовательную деятельность, полагаю возможным назначить МОУ Беломорского муниципального района «Золотецкая ООШ» административное наказание в виде предупреждения.
Оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица не усматриваю.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать муниципального общеобразовательного учреждения Беломорского муниципального района «Золотецкая основная общеобразовательная школа» (ИНН 1011001287, ОГРН 1021000977953) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья А.В. Седлецкий