Решение по делу № 2-774/2019 от 14.02.2019

Дело № 2-774/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                

15 апреля 2019 года г. Омск

Октябрьский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Руф О.А.,

при секретаре Серебренниковой О.С.

с участием помощника прокурора Масловой А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гредюшко Ольги Михайловны к Бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральному Казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Омской области о признании заболевания полученного Гредюшко В.П. в период военной службы как военную травму полученную в период военной службы в Северо-Кавказском регионе, назначении ежемесячной денежной выплаты как члену семьи инвалида вследствие военной травмы в связи со смертью, компенсации морального вреда,

РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р› Р• Рќ Рћ:

Истец Гредюшко О.М. обратилась в суд с иском к БУЗОО МФЦ о компенсации морального вреда в размере 100 000 руб., в ходе рассмотрения дела требования уточнила указав, что в связи с тем, что ее супруг Гредюшко В.П. проходил службу на территории Северо-Кавказского региона в составе группировки войск по проведению контртеррористической операции получил контузию в период прохождения военной службы. Ему была присвоена 2 группа инвалидности, что подтверждается справкой об инвалидности и заключением ВКК. Супруг ее скончался 02.06.2008 г., она обратилась в МФЦ за назначением ей ежемесячной денежной выплаты как члену семьи умершего инвалида вследствие военной травмы, однако ей было отказано, считает данный отказ не правомерным.

Считает, что установленная ее мужу инвалидность по причине заболевания полученного в период прохождения военной службы является незаконной и просила суд признать военную травму - контузию полученную в результате прохождения военной службы в Северо-Кавказском регионе, назначить ей ежемесячную денежную выплаты как супруге инвалида умершего вследствие военной травмы полученной в период военной службы с 30 июля 2018 г. и взыскать компенсацию морального вреда 100 000 руб.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчиков были судом привлечены ФКУ «ГБ Медико-социальной экспертизы по Омской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, УФК по Омской области.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить. Суду пояснила, что контузия была получена в период прохождения ее мужем военный службы в Северо-Кавказском регионе, на инвалидность 2 группы он пошёл по заболеванию полученному в период прохождения военной службы. Супруг ее не обжаловал заключение военно-врачебной комиссии. Она после смерти мужа лишена права получать ежемесячную компенсацию как член семьи инвалида умершего в связи военной травмы более 10 лет, при этом последний раз она обратилась МФЦ в филиал Октябрьского АО г. Омска 30.07.2018 г., где после проверки предоставленных документов ей было в назначении выплаты отказано. Считает что действиями ответчика в частности МФЦ ей причинен моральной вред.

Представитель БУ Омской области ««Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Искакова А.К. (по доверенности) исковые требования с учетом уточнения не признала и просила в иске отказать. В письменных возражениях указала, что в соответствии с пунктом 10, 11 статьи 3 Закона № 306-ФЗ каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида). К членам семьи в частности относится супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом. В соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в ст. 21 разделяет инвалидов из числа лиц, проходивших военную службу, в зависимости от причины инвалидности на две категории: инвалиды вследствие военной травмы и инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы.

Инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), относятся лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Гредюшко О.М. обратилась в филиал учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Октябрьского административного округа города Омска" с заявлением о назначении ежемесячной компенсации от 30.07.2018.

На основании представленной справки серия <данные изъяты> Гредюшко В.П. установлена группа инвалидности сроком до 01.10.2008, причина инвалидности - заболевание, полученное в период военной службы. МФЦ были направлены запросы в компетентные органы. В ответ на запрос Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Омской области» Министерства обороны Российской Федерации, сообщил, что в центре социального обеспечения военного комиссариата Омской области членам семьи Гредюшко В.П. ежемесячная денежная компенсация не назначалась и не выплачивалась. Филиалом учреждения вынесено распоряжение об отказе в назначении меры социальной поддержки в связи с тем, что в представленных документах отсутствуют сведения, подтверждающие, что инвалидность наступила вследствие военной травмы. Соответственно право на ежемесячную компенсацию у Гредюшко О.М. отсутствует. Просила в иске отказать.

Представители ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Черногор Н.М., Абрамова Е.А. (по доверенности) исковые требования не признали. Суду представили возражения в которых указано, что согласно свидетельства о болезни Гредюшко В.П. № 1717 установлено, что он получил контузию с потерей сознания, появилось головокружение, приступы удушья. С ноябре 2001 г. было диагностировано ревматический порок сердца, постоянная форма мерцания предсердий, выполнено протезирование аортального клапана протезом «МИКС» №23, митрального клапана протезом «МЕДИНЖ» № 29. Данным заключением он признан негоден к военной службе. Уволен на основании приказа № 141 от 18.07.2003 г. 24.07.2002 г. впервые был освидетельствован Главным бюро МСЭ г. Читы. Уставлена 2 группа инвалидности с указанием причины – заболевание получено в период военной службы. В дальнейшем в период с 2003 по 2006 г. признавался инвалидом 2 группы с заболеванием полученным в период военной службы с диагнозом- хроническая ревматическая болезнь сердца, состояние после протезирования митрального клапан. 02.10.2007 г. при очередном освидетельствовании так же указано причина инвалидности – заболевание получено в период военной службы срок инвалидности до 01.10.2008 г. Полагают, что решение о причине инвалидности было выставлено обосновано и оснований для изменения причины инвалидности на формулировку «военная травма» отсутствует.

Представитель УФК по Омской области Ласман С.В. (по доверенности) исковые требования не признала и просила в иске отказать. В материалы дела представлен отзыв на иск. Считает, что инвалидность Гредюшко В.П. была установлена правильно на основании представленных медицинских документов как заболевание полученное в период прохождения военной службы. При обращении Гредюшко О.М. в МФЦ за назначением компенсации в порядке п. 10 ст. 3 ФЗ № 306-ФЗ было отказано обоснованно. Оснований для признании недействительным выводов медицинской комиссии о причинах заболевания не имеется, оснований для взыскания компенсации морального вреда нет.

Представитель Министерства труда и социального развития Омской области Рогачев В.И. (по доверенности) исковые требования не признал. Суду представил письменные возражения по иску. Дополнительно суду пояснил, что для признания за Гредюшко О.М. права на получение компенсации как члену семьи умершего инвалида, вследствие военной травмы, необходимо наличие у умершего инвалидности вследствие военной травмы.

Представитель Омского областного военного комиссариата Луцук А.И. (по доверенности) суду пояснил, что причина инвалидности Грядюшко В.П. была установлена как заболевание полученное в период военной службы. При этом основанием послужило заключение ВВК, которое Гредюшко В.П. не оспаривалось, а в последствии супругой Гредюшко О.М. Правила выплаты компенсации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 142,

Поскольку инвалидность была установлено в следствии заболевания, а не военной травмы отказ был дан истцу обоснованно. Оснований для изменения причины инвалидности не имеется, так же как и назначения выплаты в виде компенсации как члену семьи умершего инвалида и взыскании морального вреда.

Выслушав участников судебного заседания, заключения представители прокуратуры, исследовав материалы дела суд приходит следующему.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее – Федеральный закон № 306-ФЗ) с 1 января 2012 года введена выплата – ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) (далее – ежемесячная денежная компенсация).

    Р’ соответствии СЃ пунктом 10, 11 статьи 3 Закона в„– 306-ФЗ каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы РІ случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей РіСЂСѓРїРїС‹, РЅР° количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).

    Р§Р»РµРЅР°РјРё семьи военнослужащего, гражданина, призванного РЅР° военные СЃР±РѕСЂС‹, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право РЅР° получение единовременного РїРѕСЃРѕР±РёСЏ, предусмотренного частью 8 указанной статьи, Рё ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 Рё 10 настоящей статьи, независимо РѕС‚ нахождения РЅР° иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются:

1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;

2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;

3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

    РЎРѕРіР»Р°СЃРЅРѕ Рї. 13 СЃС‚. 3 Закона в„– 306-ФЗ РїСЂРё установлении военнослужащему или гражданину, призванному РЅР° военные СЃР±РѕСЂС‹, РІ период прохождения военной службы (военных СЃР±РѕСЂРѕРІ) либо после увольнения СЃ военной службы (отчисления СЃ военных СЃР±РѕСЂРѕРІ или окончания военных СЃР±РѕСЂРѕРІ) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация РІ возмещение вреда, причиненного его Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ, РІ размере: 14 000 рублей - инвалиду I РіСЂСѓРїРїС‹; 7 000 рублей - инвалиду II РіСЂСѓРїРїС‹; 2 800 рублей - инвалиду III РіСЂСѓРїРїС‹.

    РџРѕСЃС‚ановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 22.02.2012 РіРѕРґР° в„– 142 утверждены правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной Рї. 9, 10 Рё 13 СЃС‚. 3 Закона в„– 306-ФЗ, военнослужащим, гражданам, призванным РЅР° военные СЃР±РѕСЂС‹, Рё членам РёС… семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее – Правила).

Согласно подпункту б пункта 2 Правил, компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида (военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, которому в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы установлена инвалидность вследствие военной травмы), а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.

Закон РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в ст. 21 разделяет инвалидов из числа лиц, проходивших военную службу, в зависимости от причины инвалидности на две категории: инвалиды вследствие военной травмы и инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы.

Инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

К инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), относятся лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Аналогичные определения инвалидности вследствие военной травмы и вследствие заболевания, полученного в период военной службы, даны в п. п. 1, 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Материалами дела установлено, что Гредюшко В.П. в период с 18.12.2000 г. по 14.03.2001 г. находился в составе группировки войск по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона (л.д. 5)

Гредюшко В.П. и Гредюшко О.М. состояли в зарегистрированном браке с 10.03.1984 г. (л.д. 22)

Гредюшко В.П. являлся инвалидом 2 группы, умершим 2 июня 2008 года (л.д. 6), о чем имеется свидетельство о смерти.

В свидетельстве о болезни от 23 мая 2002 года № 1717, утвержденной военно-врачебной комиссией Сибирского военного округа 30 мая 2002 года, в пункте 12 (Диагноз и заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья/ранения, травмы, контузии/заболевания) указано, что заболевания получены в период военной службы (л.д. 11-12)

Кроме того, согласно справке, выданной филиалом № 9 ФГУ "Главное бюро МСЭ по Омской области", серии <данные изъяты> Гредюшко В.П. установлена вторая группа инвалидности сроком до 1 октября 2008 года, причины инвалидности – заболевание, полученное в период военной службы (л.д. 9)

Согласно устава КУ ОО МФЦ создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства труда и социального развития Омской области в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», обеспечения реализации права на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством.

Учреждение имеет 5 филиалов в т.ч. филиал учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Октябрьского административного округа города Омска"

МФЦ предоставляет меры социальной поддержки на территории городского округа г. Омска, осуществляет прием граждан по вопросам предоставления мер социальной поддержки, принимает решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с законодательством.

Назначение компенсации осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 3 Правил утв. Постаныванием № 142).

Положения подпункта б пункта 4 Правил устанавливают перечень документов, которые необходимо представить членам семьи для назначения компенсации. Одним из таких документов является копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы.

Таким образом, для признания права гражданина на получение компенсации как члену семьи умершего инвалида, вследствие военной травмы, юридически значимым обстоятельством является наличие у умершего инвалидности вследствие военной травмы.

Гредюшко О.М. обратилась в филиал учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Октябрьского административного округа города Омска с заявлением о назначении ежемесячной компенсации от 30.07.2018. (лд. 68)

На основании представленной справки серия <данные изъяты> Гредюшко В.П. установлена группа инвалидности сроком до 01.10.2008, причина инвалидности - заболевание, полученное в период военной службы.

Филиалом учреждения сделан запрос в военный комиссариат Омской области от 31.07.2018 № 5083 о предоставлении информации в отношении Гредюшко В.П. (л.д. 74).

Из ответ ФКУ «Военный комиссариат Омской области» Министерства обороны Российской Федерации следует, что в центре социального обеспечения военного комиссариата Омской области членам семьи Гредюшко В.П. ежемесячная денежная компенсация не назначалась и не выплачивалась (л.д. 78).

Аналогичный ответ поступил из военного комиссариата Ленинского и Октябрьского округов г. Омска (л.д. 79).

Филиалом учреждения вынесено распоряжение об отказе в назначении меры социальной поддержки от 31.08.2018 № Z07_2018-07-30_330 в связи с тем, что в представленных документах отсутствуют сведения, подтверждающие, что инвалидность наступила вследствие военной травмы. Соответственно право на ежемесячную компенсацию у Гредюшко О.М. отсутствует (л.д. 80).

В силу статьи 8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты возлагается на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

Постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17 (ред. от 29.04.2005) "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" утверждено разъяснение № 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности".

В соответствии с п. 7 разъяснений причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы

Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.

П. 8 разъяснений указано, что причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья (ранения, травмы, контузии), не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой ВВК, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.

Бывшим военнослужащим, проходившим освидетельствование в Военно-врачебных комиссиях и имеющим военно-экспертные документы ( свидетельство о болезни, справка ВКК) с заключением ВКК о причинной связи увечий (ранений, контузий, травм) заболеваний, при установлении инвалидности по поученному увечью (контузии, травме, ранению), заболеванию, которое указано в заключении ВКК, причина инвалидности определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, контузий), заболеваний.

Согласно представленного свидетельства о болезни № <данные изъяты> г. на имя Гредюшко В.П. следует, что 14.02.2001 г. в составе группировки войск по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона (республики Чечня) получил контузию с потерей сознания, после которой появились головокружения потеря массы тела. С апреля 2001 г. жалобы на приступы удушья смешанного характера в ночное время, боли в области сердца, сопровождающиеся кашлем. При физической нагрузке появились слабость и одышка. В июне 2001 г. обратился за медицинской помощью установлено мерцание предсердий, тахисистологическая форма. В ноябре 2001 г. диагностирован порок сердца, постоянная форма мерцания предсердий, направлен в ЗЦВКГ им. Вишневского, 18.01.2002 г. выполнено протезирование аортального клапана протезом «МИКС № 23», митрального клапана протезом «МЕНИДЖ» № 29, В 1996 г. появились интенсивные боли в эпигастрии после еды, диагностирована язвенная болезнь.

Окончательный диагноз в заключении указан ревматизм, неактивная фаза, протезированной аортальный клапан протезом «МИКС» 23, протезированной митральный клапан протезом «МЕДИНЖ» № 29 по поводу ревматического комбинированного митрально-аортального порока сердца, сочетанного митрального с преобладанием стеноза и сочетанного аортального без выраженного преобладания (15.01.2002). Нарушения ритма сердца по типу постоянной нормоситолической формы мерцания предсердий Н-!!А Язвенная болезнь, хроническая форма, редко рецидивирующие течение в фазе ремиссии. Пост язвенный рубец луковицы 12-перстной кишки без деформации и нарушения эвакуаторной функции. Хронический гастродуоденит в фазе ремиссии. – Заболевание полученное в период военной службы (л.д. 51-52)

Не годен к военной службе, подлежит полному освобождению от исполнения обязанностей военной службы.

Гредюшко В.П. был первоначально освидетельствован в ГБ МСЭ г. Читы. Ему установлена 2 группа инвалидности с причиной – заболевание получено в период военной службы (л.д. 53). Выдана справка МСЭ-013 № 120186. Диагноз выставлен ревматизм, неактивная фаза, протезированной аортальный клапан протезом «МИКС» 23, протезированной митральный клапан протезом «МЕДИНЖ» № 29 по поводу ревматического комбинированного митрально-аортального порока сердца

Повторно освидетельствован Гредюшко В.П. 02.10.2007 г. ФГУ «ГБ МСЭ по Омской области» филиал № 9 установлена 2 группа инвалидности с причиной – заболевание получено в период военной службы, выдана справка <данные изъяты> на срок до 01.10.2008 г. (л.д. 9).

Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение, что у Гредюшко В.П. причиной инвалидности 2 группы стало – заболевание полученное в период военной службы, доказательств обратного истцом суду не представлено.

Оснований для изменения причины инвалидности у Гредюшко В.П. не имеется, таким образом требования истца о признании заболеваний у Гредюшко В.П. в качестве военной травмы полученной в период военной службы не имеется.

Рассматривая требования истца о назначении компенсации как члену семьи умершего инвалида вследствие военной травмы суд не находит оснований для их удовлетворения.

Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» исходя из положений пунктов 8 и 9 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим законом пособия и компенсации.

Разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи указанных лиц социальных гарантий и компенсаций, судам рекомендовано проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, принимая во внимание то, что при обстоятельствах, перечисленных в пункте 2 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (например, совершение ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.

Закон № 306-ФЗ, которым установлены отдельные выплаты военнослужащим, а также членам их семей в случае их смерти (гибели), вступил в силу с 1 января 2012 года.

Согласно пункту 3 Правил назначение компенсации осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Правил, ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 года. Днем обращения за назначением компенсации считается день подачи заявления с документами, указанными в Правилах.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что компенсация члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели), установленная частью 10 статьи 3 Закона № 306-ФЗ, назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2012 года.

При этом назначение ежемесячной денежной компенсации носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на названную денежную компенсацию, к которому прилагаются документы, подтверждающие право лица на данную выплату.

Таким образом, назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации лицу, имеющему право на ее получение, осуществляется уполномоченным органом со дня его обращения за этой выплатой.

Как отмечалось судом выше обращение истца было 30.07.2018 г., в назначении выплаты было отказано в связи с отсутствием оснований т.к. причина инвалидности – заболевание получено в период военной службы.

Учитывая положения указанных нормативно-правовых актов, формулировки причин инвалидности "военная травма" и "заболевание получено в период военной службы" носят различный правовой характер и влекут наступление разных правовых последствий, соответственно, указанные формулировки не являются тождественными.

Поскольку имеющаяся в материалах дела справка МСЭ-2006 свидетельствует о том, что инвалидность Гредюшко В.П. установлена по причине заболевания, полученного в период военной службы, а не вследствие военной травмы, у истца отсутствует право на ежемесячную компенсацию.

Гредюшко О.М. просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. в связи с тем, что компенсация не выплачивалась ей на протяжении 10 лет.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (далее – Разъяснения Пленума ВС РФ № 10), под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В разъяснениях Пленума ВС РФ № 10 также указано, что суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя вреда. Исключение составляются случаи, прямо предусмотренные законом.

Согласно данным разъяснениям, право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности, а именно наличия физических или нравственных страданий потерпевшего, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда.

При обращении в суд с иском о компенсации морального вреда в соответствии со статьей 56 ГПК РФ истец должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований (в частности: факт причинения нравственных или физических страданий; при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены; наличие причинно-следственной связи между моральным вредом и действиями причинителя; вину причинителя вреда; какие нравственных или физические страдания перенесены потерпевшим; разумность и справедливость требуемого размера компенсации вреда).

Вместе с тем истец не представил суду бесспорные доказательства, свидетельствующие о факте причинении ему нравственных или физических страданий, наличии причинно-следственной связи между действиями или бездействием кого-либо из о ответчиков, а также наличии вины ответчиков в причинении морального вреда.

В силу положений статьи 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Поскольку положения Закона № 306-ФЗ не содержат норм, предусматривающих возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав граждан.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Гредюшко Ольги Михайловны к Бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральному Казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Омской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Омской области о признании заболевания полученного Гредюшко В.П. в период военной службы как военную травму полученную в период военной службы в Северо-Кавказском регионе, назначении ежемесячной денежной выплаты как члену семьи инвалида вследствие военной травмы в связи со смертью, компенсации морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Омска.

Председательствующий:         Рћ.Рђ. Р СѓС„

Мотивированное решение изготовлено 18.04.2019 г.

Решение не обжаловалось и вступило в законную силу 21.05.2109г.

2-774/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Другие
ФГУ ГБ МСЭ по Омской области
Омский областной военный комиссариат
Министерство труда и социального развития Омской области
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг ОАО г. Омска
БУ Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"
Гредюшко О.М.
УФК по Омской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Омск
Дело на сайте суда
octobercourt.oms.sudrf.ru
14.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2019Передача материалов судье
14.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2019Подготовка дела (собеседование)
05.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2019Судебное заседание
01.04.2019Судебное заседание
15.04.2019Судебное заседание
18.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее