РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 декабря 2022 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Тепловой С.Н.,
с участием прокурора Амбарцумяна А.Г.,
при секретаре Ивановой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1301/2022 по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара к Трофимовой Ираиде Михайловне, Трофимову Виталию Константиновичу об изъятии недвижимого имущества путем выкупа,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с иском к Трофимовой И.М., Трофимову В.К. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа указав, что Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. Указанный многоквартирный дом включен в государственную программу <адрес> «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2022 г., утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок и жилые помещения расположенные в многоквартирном доме по адресу: <адрес> правообладателей.
Из плана участка по адресу: <адрес>, усматривается, что помимо дома <адрес> с номером <адрес>, на плане указан <адрес> литеры <адрес> <адрес> литеры <адрес> и <адрес> литеры <адрес>, то есть каждый дом идентифицирован индивидуальный номером.
ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара №-р призван аварийный и подлежащим реконструкции многоквартирный дом, в котором расположена квартира Трофимова В.К. На момент издания вышеуказанного распоряжения аварийный дом имел следующий адрес: <адрес>, литер <адрес>
В постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ не указан кадастровый номер многоквартирного дома в связи с тем, что выписка и ЕГРН на многоквартирный дом с кадастровым номером № содержит связи с жилыми помещениями не входящими в его состав, то есть в состав многоквартирного дома литеры <адрес> включены жилые помещения, входящие в состав многоквартирного жилого дома с литерой <адрес>
Департаментом управления имуществом г.о. Самара установлено наличие двойного кадастрового учета в отношении <адрес>.
В жилом помещении, по адресу: <адрес> зарегистрированы Трофимов В.К. и Трофимова И.М.
Согласно выписки из ЕГРН Трофимов В.К. является собственником доли 1/3, Трофимова И.М. является собственником 2/3 доли на квартиру, по адресу: <адрес>.
Согласно Отчету по определению рыночной стоимости указанного жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим реконструкции, выполненному <данные изъяты>», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 2 450 900 рублей. Указанная величина размера возмещения за изъятие жилого помещения включает, в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № и проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд, направлены собственникам. Однако ответчики не выразили свое согласие на заключение соглашения. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> путем выкупа у Трофимова В.К. 1/3 доли и у Трофимовой И.М. 2/3 доли за жилое помещение, в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок за 2 450 900 рублей; прекратить право собственности у Трофимова В.К. 1/3 доли и у Трофимовой И.М. 2/3 доли на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; после выплаты денежной компенсации Трофимову В.К. и Трофимовой И.М. признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за муниципальным образованием городской округ Самара; снять Трофимова В.К. и Трофимову И.М. с регистрационного учета.
В судебном заседании представитель истца Департамента управления имуществом городского округа Самара – ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования полностью поддержал по доводам, изложенным в иске, пояснив, что изменений и дополнений нет.
Ответчик Трофимов В.К. и его представитель ФИО6 в судебном заседании относительно удовлетворения заявленных исковых требований возражали, сославшись на доводы представленных суду письменных возражений, пояснив, что ответчики не согласны на выкуп, а хотят получить взамен другое жилое помещение, однако Департаментом управления имуществом городского округа Самара такое соглашение не направлялось.
Ответчик Трофимова И.М. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица – Управления МВД России по г. Самаре в судебное заседание не явился, однако о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литеры <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Указанный многоквартирный жилой дом включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2024 г., утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, литеры <адрес>, и жилых помещений у правообладателей, в том числе <адрес>, общей площадью 336 кв.м.
Распоряжением заместителя Главы городского округа – главы Администрации Самарского района от ДД.ММ.ГГГГ № жилому дому с литерами В,В1 по адресу: <адрес>/<адрес>, присвоен адрес: <адрес>.
В жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, зарегистрированы Трофимов В.К. и Трофимова И.М., что подтверждается справкой МП <адрес> «ЕИРЦ» и сведениями Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> (л.д.11, 37,38).
Согласно выписки из ЕГРН Трофимов В.К. является собственником доли 1/3, Трофимова И.М. является собственником 2/3 доли на квартиру, по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.12-14).
В силу положений ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника (ч. 1).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6).
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7). ?�?�<данные изъяты>
Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются (ч. 8.2).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (ч. 9).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. «з» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Департаментом управления имуществом г.о. Самара в адрес Трофимова В.К. и Трофимовой И.М. было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № с приложенным проектом соглашения, а также постановление Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений расположенных на них многоквартирных домов» и направил проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд, однако собственники, не выразили согласие на заключение соглашения.
Таким образом, судом установлено, что Департаментом управления имуществом г.о. Самара была соблюдена процедура уведомления собственника о принятом решении об изъятии земельного участка и расположенного на нем многоквартирного дома для муниципальных нужд, в связи с чем, оснований для оставления искового заявления без рассмотрения, предусмотренных ст. 222 ГПК РФ, у суда не имеется.
С выкупом Трофимов В.К. и Трофимова И.М. не согласились, ссылаясь на предоставленное им законом право на предоставление другого жилого помещения в собственность.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту, включая судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 8, части 1 и 2 статьи 19, части 1 и 2 статьи 35, часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46).
Из названных положений Конституции Российской Федерации, предопределяющих правовое положение участников гражданского оборота, в том числе при осуществлении сделок с недвижимым имуществом, во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 2) и 17 (часть 3) вытекает требование о необходимости соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц, которое означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы других лиц (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В развитие приведенных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.
Федеральный закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Федерального закона РФ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В силу ст. 16 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Принимая во внимание, что жилой дом, в котором находится принадлежащее Трофимову В.К. и Трофимовой И.М. жилое помещение, признан аварийным и подлежащим реконструкции, включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2024 года, Трофимовым В.К. и Трофимовой И.М. избран способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, изъятие жилого помещения путем выкупа нарушает права и законные интересы Трофимова В.К. и Трофимовой И.М. в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара к Трофимовой Ираиде Михайловне, Трофимову Виталию Константиновичу об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.12.2022 г.
Судья С.Н. Теплова