Решение по делу № 2а-659/2020 от 02.07.2020

66RS0***-92

Дело ***а-659/2020

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Лесной Свердловской области 11 августа 2020 года

Городской суд города Лесного Свердловской области в составе: председательствующего судьи Саркисян Т.В. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к Ш.Е.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц,

установил:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области (далее ИФНС № 27, налоговый орган) обратилась с настоящим административным иском в суд, в котором просит взыскать с Ш.Е.В. задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 года в сумме 6772 руб., пени, начисленные за данный налог – 1419,22 руб.

В обосновании требований налоговый орган указывает, что административный ответчик – Ш.Е.В., являясь собственником недвижимого имущества - квартиры, расположенной по адресу: ***,и квартиры, расположенной по адресу: ***, не исполнила обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 года в общей сумме 6772,00 руб.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования жилой дом; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2).

Должнику направлено налоговое уведомление с расчетом, сроками и суммами подлежащих уплате налогов.

На основании ст. 69, 70 НК РФ, должнику заказным письмом направлено требование № 111407 от 14.12.2018 об уплате недоимки по налогам и пеней с указанием срока исполнения - до 15.01.2019 г. (л.д.17). Требование об уплате налогов и пени до настоящего времени ответчиком не исполнено.

В соответствии с пп.9, 14 п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки, пеней, штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии с пп.9, 14 п.1 ст. 31. п.2 ст. 48 НК РФ. Инспекция обратилась в адрес мирового судьи соответствующего судебного участка *** по месту жительства должника с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций.

20.03.2020 мировым судьей судебного участка № 3 судебного района города Лесного Свердловской области налоговому органу выдан судебный приказ на взыскание с Ш.Е.В. налоговой задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. и пени, начисленной по данному налогу в общей сумме 8269,89 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 судебного района города Лесного Свердловской области от 23 апреля 2020 года судебный приказ от 20 марта 2020 года по заявлению Ш.Е.В. был отменен.

Одновременно в административном исковом заявлении истец просил восстановить срок на подачу административного искового заявления, указывая, что на пропуск срока повлияли объективные факторы, большая загруженность инспекции, связанная с администрированием значительного количества налогоплательщиков в том числе, некорректной работой электронной базы данных. Административный истец просит данный срок восстановить.

На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России № 27 по Свердловской области, просит взыскать с административного ответчика Ш.Е.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 6772,00 руб. и пени, начисленные по данному налогу в сумме 1419,22 руб., а всего взыскать 8191,22 руб.

В связи с тем, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, в соответствии с пунктом 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства РФ судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства без выяснения мнения административного ответчика относительно применения такого порядка без ведения аудиопротоколирования и протокола.

Исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования жилой дом; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2).

Установлено, что Ш.Е.В. является собственником недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: ***,и квартиры, расположенной по адресу: ***.

Согласно налоговому уведомлению *** от *** сумма налога на указанное имущество за 2017 год составляет 6772 руб. (л.д.19).

В установленный законом срок обязанность по уплате налогов налогоплательщиком не была исполнена, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 27 по Свердловской области в адрес Ш.Е.В. было направлено требование от 14.12.2018 года № 111407 об уплате недоимки по налогу в общем размере 6772,00 руб.,

Порядок взыскания задолженности по налогам и пеням определен ст. 45-48 НК РФ.

В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени и штрафных санкций, в пределах сумм указанных в требовании.

Согласно ст. 48 п.2 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ст. 48 п.3 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Сроки исковой давности являются одной из предпосылок реализации права на защиту законных требований в суде. Последствием пропуска без уважительных причин искового срока по спору является утрата права на иск.

Согласно требованию *** об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.12.2018 г., ИФНС России № 27 по Свердловской области ставит в известность Ш.Е.В. об имеющейся у нее задолженности по уплате налога на 14.12.2018 г. в сумме 6772,00 руб., предложено погасить задолженность до 15.01.2019 года (л.д.17).

Так, в силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом также установлено, что административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с Ш.Е.В. задолженности по уплате налога. 20.03.2020 мировым судьей судебного участка *** судебного района города Лесного Свердловской области налоговому органу выдан судебный приказ на взыскание с Ш.Е.В. налоговой задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. и пени в общей сумме 8269,89 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 судебного района города Лесного Свердловской области от 23 апреля 2020 года судебный приказ от 20 марта 2020 года по заявлению Ш.Е.В. был отменен.

В суд административное исковое заявление налогового органа о взыскании с Ш.Е.В. налога на имущество физических лица за 2017 год и пени поступило 02 июля 2020 года.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Как уже указывалось выше, в суд административное исковое заявление налогового органа о взыскании с Ш.Е.В. налога на имущество физических лиц и пени поступило 02 июля 2020 года (л.д.3), то есть спустя почти год после истечения срока, указанного в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ.

Срок на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени с Ш.Е.В. истекал 15 июля 2019 года, вместе с тем, с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился 20 марта 2020 года, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока с момента истечения срока для добровольного исполнения требования.

Факт обращения с заявлением о выдаче судебного приказа 20 марта 2020 года административным истцом не оспаривался. Уважительных причин пропуска срока на обращение в суд при подаче заявления о вынесении судебного приказа административным истцом не представлено, ходатайства о восстановлении указанного срока в силу уважительных причин не заявлено.

Судом при рассмотрении дела уважительных причин пропуска данного срока не установлено.

Административным истцом в суд представлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в качестве уважительной причины пропуска данного срока указано на большую загруженность налоговой инспекции.

Между тем, исследовав материалы дела и оценив доводы МИФНС России № 27 по Свердловской области о наличии оснований для восстановления срока на обращение в суд, приходит к выводу, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, не имелось. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, препятствующими своевременному обращению в суд заявлением о вынесении судебного приказа в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации). У административного истца имелась реальная возможность обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные законом сроки.

Соблюдение срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа, не свидетельствует о соблюдении срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, и не влияет на течение срока на обращение в суд, поскольку заявление о вынесении судебного приказа было направлено в суд по истечении шестимесячного срока, установленного законом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Согласно части 2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.286-290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к Ш.Е.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год и пени - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней, со дня получения лицами участвующими в деле копии решения в Свердловский областной суд через городской суд ***.

Текст решения изготовлен в совещательной комнате с использованием компьютерной техники.

Судья Т.В. Саркисян

2а-659/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 27 по Свердловской области
Ответчики
Шишман Елена Владимировна
Суд
Городской суд г. Лесного Свердловской области
Судья
Саркисян Т.В.
Дело на странице суда
lesnoy.svd.sudrf.ru
02.07.2020Регистрация административного искового заявления
02.07.2020Передача материалов судье
03.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
11.08.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
11.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее