Решение по делу № 33а-5319/2021 от 02.03.2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-5319/2021 (2а-2480/2020)

город Уфа                                 31 марта 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего                      Масагутова Б.Ф.

судей                                  Багаутдиновой А.Р.                                          Искандарова А.Ф.

при секретаре                              Абдуллиной М.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 27 по Республике Башкортостан к Шадриной Альмире Амирьяновне о взыскании задолженности по налогам и пени

по апелляционной жалобе Шадриной Альмиры Амирьяновны на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи Масагутова Б.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

     Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 27 по Республике Башкортостан (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 27 по РБ) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шадриной А.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, и пени. В обоснование требований указала, что Шадрина А.А. является владельцем транспортного средства ... государственный регистрационный знак №.... Туймазинским межрайонным судом Республики Башкортостан вынесено решение по делу, где исковые требования Шадриной А.А. к Публичному акционерному обществу Страховая компания «Росгосстрах» (далее по тексту ПАО СК «Росгосстрах») о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, удовлетворены и взысканы с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу Шадриной А.А. стоимость восстановительного ремонта автомобиля, расходы по оплате услуг эксперта-техника, неустойка, компенсация морального вреда, расходы на оплату услуг представителя, штраф за несоблюдение требований потребителя. Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. Налоговым агентом ПАО СК «Росгосстрах», ИНН 7707067683 КПП 027843001 в налоговый орган представлены сведения о не удержанном НДФЛ в виде справки о доходах (форма № 2-НДФЛ) за 2018 год № 6513 от 22 сентября 2019 года с отражением суммы, выплаченной Шадриной А.А., дохода в размере ... руб. (код дохода 2301) и суммы неудержанного налога в размере ... руб. Код дохода под № 2301 в справочнике поименован как «Суммы штрафов, выплачиваемые организацией на основании решения суда». Суммы возмещения ПАО СК «Росгосстрах» штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрены и, следовательно, такие выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Таким образом, сумма исчисленного налога налоговым агентом из выплаченного дохода не удержана, в связи с чем у Шадриной А.А., как у физического лица, получившего доход, возникла обязанность по уплате налога на доходы физических лиц. В установленные сроки задолженность по уплате транспортного налога, налога на доходы физических лиц и пени по ним административным ответчиком не уплачена, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 27 по РБ обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа. 16 апреля 2020 года мировым судьей судебного участка № 3 по Туймазинскому району и г.Туймазы Республики Башкортостан вынесен судебный приказ о взыскании с Шадриной А.А. задолженности по уплате: налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2018 год в размере 153 254 руб., пени за период с 03 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года в размере 687,09 руб.; транспортного налога за 2018 год в размере 8 433 руб., пени за период с 03 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года в размере 37,81 руб. Данный приказ отменен 20 мая 2020 года. На дату обращения с административным исковым заявлением задолженность составляет 162 411,90 руб. В связи с чем Межрайонная ИФНС России № 27 по РБ просит взыскать с Шадриной А.А. задолженность по: транспортному налогу за 2018 год в сумме 8 433 руб., пени в сумме 37,81 руб.; налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2018 год в сумме 153 254 руб., пени в сумме 687,09 руб.

        Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 декабря 2020 года постановлено:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 27 по РБ к Шадриной А.А. о взыскании задолженности по налогу и пени, удовлетворить.

Взыскать с административного ответчика Шадриной А.А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 27 по РБ задолженность в сумме 162 411,90 руб., в том числе:

транспортный налог с физических лиц за 2018 год в сумме 8 433 руб., пени в размере 37,81 руб.;

налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2018 год в сумме 153 254 руб., пени в размере 687,09 руб.

Взыскать с административного ответчика Шадриной А.А. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 448,22 руб.

Не согласившись с решением суда, Шадрина А.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать. Указала на то, что налоговые уведомления и требования об уплате задолженности по налогам ей не направлялись. Реестры почтовых уведомлений, содержащиеся в материалах дела, не подтверждают факт направления, а также получения ею налоговых уведомлений, в связи с чем обязанность по уплате налога не наступила.

В соответствии со статьей 150, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В части 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

В силу статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая транспортный налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 названного пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Как указано в пунктах 1, 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

В силу пункта 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» настоящего Кодекса.

Статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Как следует из материалов дела, за Шадриной А.А. с 08 ноября 2017 года по 30 ноября 2018 года было зарегистрировано транспортное средство ... государственный регистрационный знак №..., в связи с чем административный ответчик являлся плательщиком транспортного налога.

Налоговым агентом ПАО СК «Росгосстрах», ИНН 7707067683 КПП 027843001 в налоговую инспекцию представлены сведения о не удержанном НДФЛ в виде справки о доходах (форма № 2-НДФЛ) за 2018 год № 6513 от 22 февраля 2019 года с отражением суммы, выплаченной Шадриной А.А., дохода в размере ... руб. (код дохода 2301) и суммы неудержанного налога в размере ... руб.

Код дохода под №... в приказе Федеральной налоговой службы России от 10 сентября 2015 года N ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» поименован как «Суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Налоговым органом Шадриной А.А. по адресу: адрес направлено налоговое уведомление № 65610747 от 22 августа 2019 года о необходимости уплатить транспортный налог за 2018 год в сумме 8 433 руб., налог на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 153 254 руб. до 02 декабря 2019 года.

В установленный в налоговом уведомлении срок Шадрина А.А. не исполнила обязанность по уплате налогов, в связи с чем согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации были начислены пени в размере 724 руб.

На основании пункта 2 статьи 69, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом направлено требование № 163497 от 24 декабря 2019 года об уплате: транспортного налога с физических лиц в сумме 8 433 руб., пени по транспортному налогу в сумме 37,81 руб., налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 153 254 руб., пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 687,09 руб.

16 апреля 2020 года мировым судьей судебного участка № 27 по Туймазинскому району и г.Туймазы Республики Башкортостан вынесен судебный приказ о взыскании с Шадриной А.А. задолженности по транспортному налогу, налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, и пени за 2018 год.

20 мая 2020 года указанный судебный приказ отменен по заявлению административного ответчика.

22 сентября 2020 года Межрайонная ИФНС России № 27 по РБ обратилась в суд с административным исковым заявлением.

Удовлетворяя заявленные Межрайонной ИФНС России № 27 по РБ административные исковые требования, суд указал на отсутствие в материалах дела доказательств оплаты административным ответчиком взыскиваемой суммы.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные налоговым органом требования о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу, поскольку им не была выполнена обязанность по уплате налога в установленные законом сроки.

Доводы административного ответчика о том, что им не было получено налоговое уведомление и тем самым обязанность по уплате налога не наступила являются необоснованными.

В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонная ИФНС России № 27 по РБ надлежащим образом известила налогоплательщика о сумме и сроках уплаты налога, направив по адресу: адрес, по которому Шадрина А.А. зарегистрирована по месту жительства, налоговое уведомление № 65610747 от 22 августа 2019 года, что подтверждается реестром направления заказных писем № 458 от 13 сентября 2019 года (л.д. 8-9).

Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором ... налоговое уведомление вручено адресату дата.

В силу пунктов 1-3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из списка заказных почтовых уведомлений № 5914 следует, что требование об уплате задолженности по налогам и пени № 163497 от 24 декабря 2019 года направлено по адресу места жительства Шадриной А.А.: адрес, ... (л.д.12-13).

Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 16 апреля 2020 года.

Судебный приказ о взыскании с Шадриной А.А. задолженности по налогам и пени вынесен 16 апреля 2020 года и отменен 20 мая 2020 года.

Согласно штемпелю суда административное исковое заявление в отношении Шадриной А.А. поступило в суд 22 сентября 2020 года, то есть в установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок.

Таким образом, налоговым органом соблюден установленный законодательством порядок принятия мер по взысканию налогов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку оно постановлено с соблюдением действующего закона.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шадриной Альмиры Амирьяновны – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий                    Б.Ф. Масагутов

Судьи                                 А.Р. Багаутдинова

            

                                    А.Ф. Искандаров        

                                    

                        

Справка: судья Сосновцева С.Ю.

33а-5319/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 27 по РБ
Ответчики
Шадрина Альмира Амирьяновна
Другие
Представитель административного ответчика - Хакимов Р.В.
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Масагутов Булат Фаритович
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
03.03.2021Передача дела судье
31.03.2021Судебное заседание
22.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2021Передано в экспедицию
31.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее