УИД №
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Марковой М.В.,
с участием
- прокурора Бузанаковой Е.Б.,
- уполномоченного лица инициативной группы по проведению референдума на территории Удмуртской Республики Боронина И.Ю. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года),
- представителя Государственного Совета Удмуртской Республики Гаязова А.Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению уполномоченного лица инициативной группы по проведению референдума на территории Удмуртской Республики Боронина И.Ю. к Государственному Совету Удмуртской Республики об оспаривании постановления Государственного Совета Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-VI «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Удмуртской Республики»,
установил:
уполномоченное лицо инициативной группы по проведению референдума на территории Удмуртской Республики Боронина И.Ю. обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Государственному Совету Удмуртской Республики о признании незаконным постановления Государственного Совета Удмуртской Республики от 23 июня 2020 года № 700-VI «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Удмуртской Республики».
Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось повторное заседание Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики (далее – ЦИК УР) по вопросу рассмотрения ходатайства инициативной группы по проведению референдума на территории Удмуртской Республики. Постановлением ЦИК УР № 91.1-6 от 4 июня 2020 года ходатайство инициативной группы по проведению референдума на территории Удмуртской Республики направлено в Государственный Совет Удмуртской Республики (далее – Госсовет УР).
Постановлением Госсовета УР от 23 июня 2020 года № 700-VI «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Удмуртской Республики» (далее – постановление от 23 июня 2020 года № 700-VI, оспариваемое постановление) вопросы, выносимые на республиканский референдум были признаны не отвечающие требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).
Постановлением ЦИК УР № 104.1-6 от 16 июля 2020 года было отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума на территории Удмуртской Республики.
Инициативная группа не согласна с вынесенным постановлением от 23 июня 2020 года № 700-VI, считает его незаконным и необоснованным, поскольку вопросы, вынесенные инициативной группой по проведению республиканского референдума на территории Удмуртской Республики, сформулированы в соответствии с требованиями действующего законодательства, а вывод, положенный в обоснование позиции Госсовета УР, и отраженный в постановлении от 23 июня 2020 года № 700-VI, - основан на неверном толковании и применении норм материального права.
Административный истец считает, что постановление от 23 июня 2020 года № 700-VI нарушает предусмотренные Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством права и гарантии граждан на реализацию инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, а также на участие в данном референдуме и не может считаться законным и обоснованным. Просит признать незаконным постановление Госсовета УР от 23 июня 2020 года № 700-VI.
В судебном заседании Боронина И.Ю. поддержала заявленные требования, в объяснениях привела доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, а также в представленных письменных объяснениях по существу заявленных требований.
Представитель Государственного Совета Удмуртской Республики Гаязов А.Г. с иском не согласился, поддержал письменные возражения, представленные в дело.
Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики, извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечила.
В соответствии с частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.
Прокурор в заключении пояснила, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению, поскольку вопросы обращения с отходами производства и потребления 1 и 2 классов опасности урегулированы на Федеральном уровне, и предлагаемые на референдум Удмуртской Республики вопросы не соответствуют статье 12 Федерального закона № 67-ФЗ, кроме того второй вопрос не исключает неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, поскольку затрагивает интересы иных субъектов экономической деятельности, осуществляющих на территории Удмуртской Республики обращение с отходами 1 и 2 классов опасности.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные сторонами письменные пояснения и доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 14 Федерального закона № 67-ФЗ инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 7 Закона Удмуртской Республики от 29 марта 2007 года № 10-РЗ «О референдуме Удмуртской Республики» (далее – Закон УР № 10-РЗ), регулирующим отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Удмуртской Республики.
В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ЦИК УР поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума на территории Удмуртской Республики по вопросам:
«Вы ЗА создание в городе Камбарка Удмуртской Республики производственно-технического комплекса по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I (чрезвычайно опасные отходы) и II (высокоопасные отходы) классов опасности?»;
«Вы ЗА осуществление на территории Удмуртской Республики деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I (чрезвычайно опасные отходы) и II (высокоопасные отходы) классов опасности?».
Указанная инициативная группа, состоящая из 22 человек, образована гражданами Российской Федерации жителями Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует протокол собрания инициативной группы о выдвижении инициативы проведения Республиканского референдума на территории Удмуртской Республики и лист регистрации участников собрания инициативной группы.
Помимо образования указанной инициативной группы и выдвижения инициативны по проведению Республиканского референдума на территории Удмуртской Республики на собрании были утверждены формулировки вопросов и вопросы референдума, избраны уполномоченные инициативной группы: Боронина И.Ю. – в качестве уполномоченного представителя инициативной группы с наделением процессуальными правами предусмотренных для административного истца, и Костяев Н.А. – в качестве уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
Постановлением УИК УР № 91.1-6 от 4 июня 2019 года поступившее ходатайство инициативной группы по проведению республиканского референдума на территории Удмуртской Республики и приложенные к нему документы направлены в Государственный Совет Удмуртской Республики, поскольку представленные документы соответствовали требованиям Федерального закона №67-ФЗ, республиканского закона о референдуме.
В силу пунктов 6, 8, 11 статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктов 7, 9, 11 статьи 20 Закона УР №-РЗ Госсовет УР в порядке, предусмотренном Регламентом Государственного Совета Удмуртской Республики, в течение 20 дней обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Если Госсовета УР признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Удмуртской Республики осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума публикуется в течение 5 дней со дня его принятия. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания Государственным Советом Удмуртской Республики соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Если Госсовет УР признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ЦИК УР отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
Проект постановления Госсовета УР о несоответствии предложенных инициативной группой по проведению референдума вопросов требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ внесен постоянной комиссией Госсовета УР по государственному строительству, местному самоуправлению и общественной безопасности в Госсовет УР на основании статьи 36 Конституции Удмуртской Республики.
23 июня 2020 года на заседании двадцать шестой сессии Госсовета УР было принято постановление № 700-VI, которым предлагаемые для вынесения на референдум Удмуртской Республики вопросы:
«Вы ЗА создание в городе Камбарка Удмуртской Республики производственно-технического комплекса по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I (чрезвычайно опасные отходы) и II (высокоопасные отходы) классов опасности?»;
«Вы ЗА осуществление на территории Удмуртской Республики деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I (чрезвычайно опасные отходы) и II (высокоопасные отходы) классов опасности?»
признаны не отвечающими требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ.
На заседании сессии Госсовета УР за принятие данного постановления проголосовало 35 депутатов, против - 5 депутатов, воздержалось - 4 депутата. Решение принято большинством голосов от числа избранных депутатов.
Соблюдение порядка принятия Госсоветом УР оспариваемого постановления № 700-VI подтверждается выпиской из протокола заседания двадцать шестой сессии Госсовета УР от 23 июня 2020 года, надлежащим образом заверенной административным ответчиком, не доверять которой у суда нет оснований.
Таким образом, порядок и сроки принятия оспариваемого постановления Госсоветом УР был соблюден.
Относительно соответствия оспариваемого постановления Госсовета УР нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, суд отмечает следующее.
Согласно статье 12 Федерального закона № 67-ФЗ на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом (пункт 2); вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации (пункт 6); вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (пункт 7).
Таким образом, федеральным законодателем в рамках регулирования отношений по реализации права граждан на участие в референдуме были установлены условия организации и проведения референдума субъекта Российской Федерации, которые, однако, подлежат применению не сами по себе, а исключительно во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации и конкретизирующего ее законодательства, как оказывающими непосредственное влияние на определение допустимости вынесения того или иного вопроса на референдум субъекта Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, а также законодательство об охране окружающей среды (пункты «д» и «к» части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статьи 4 Закона № 89-ФЗ отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 4.1 Закона об отходах производства и потребления отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Статьей 5 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе:
проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;
установление единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твёрдых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений;
определение федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;
утверждение федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности;
установление порядка разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, требований к ее составу.
Согласно статьи 14.1 Закона № 89-ФЗ Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности определяется Правительством Российской Федерации по предложению Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», согласованному с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности осуществляет следующие функции:
осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности;
представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, предложения по установлению тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;
является оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;
осуществляет иные функции в области обращения с отходами I и II классов опасности, определенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14.2 Закона № 89-ФЗ в целях организации деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности утверждается федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности. Указанная схема разрабатывается и корректируется с учетом сведений и информации, содержащихся в территориальных схемах обращения с отходами, государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, и включает в себя:
сведения о местах нахождения, мощности, технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности;
сведения об операторах по обращению с отходами I и II классов опасности;
схему потоков отходов I и II классов опасности от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности;
данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности.
Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности утверждается Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и принятыми во исполнение требований этого закона правовыми актами, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2019 года № 1305 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности» и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 года № 2684-р, «Об определении федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности», установлен специальный правовой режим обращения с отходами I и II классов опасности, согласно которому такое обращение осуществляется в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что вопросы обращения с отходами I и II классов опасности относятся к полномочиям Российской Федерации.
Вопросы определения мест нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности, определения планируемых объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности через полномочия по утверждению федеральной схемы обращения с отходами I и II классов относятся к компетенции Правительства Российской Федерации.
Предлагаемые для вынесения на референдум Удмуртской Республики вопросы непосредственно имеют отношение к созданию в городе Камбарка Удмуртской Республики производственно-технического комплекса по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I (чрезвычайно опасные отходы) и II (высокоопасные отходы) классов опасности, а также к осуществлению на территории Удмуртской Республики деятельности по обработке и обезвреживанию отходов I и II классов.
В соответствии с указанными вопросами инициативной группой предлагается на референдуме Удмуртской Республики принять решения, регламентирующие как в целом на территории Удмуртской Республики, так и в отдельном населенном пункте Удмуртской Республики – городе Камбарка, деятельность по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, регламентация которой отнесена к полномочиям Российской Федерации.
Поскольку вопрос обращения с отходами I и II классов опасности, относящийся в совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уже урегулирован на федеральном уровне, то данный вопрос не может быть вынесен на референдум Удмуртской Республики, что является прямым указанием пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ.
Изложенное согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми институт референдума субъекта Российской Федерации в силу целостности России и единства системы государственной власти, обусловленных суверенитетом ее многонационального народа (статья 1, часть 1; статья 3, часть 1; статья 4, часть 1; статья 5, части 1 и 3 Конституции Российской Федерации), не должен использоваться для противопоставления воли населения субъекта Российской Федерации воле федерального законодателя (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 г. № 17-П).
В конституционном механизме осуществления народовластия средствами волеобразования и волеизъявления народа являются институты не только непосредственной, но и представительной демократии.
Референдум как голосование граждан Российской Федерации по вопросам государственного значения и свободные выборы как способ формирования органов народного представительства и других выборных органов публичной власти, будучи равноценными и дополняющими друг друга формами непосредственной демократии, в то же время имеют свои особенности, что обязывает при определении в контексте положений Конституции Российской Федерации возможностей их использования исходить из того, что референдум не может подменять органы народного представительства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2003 года № 10-П, от 21 марта 2007 года № 3-П и от 6 декабря 2018 года № 44-П).
Кроме того, следует учесть, что Конституция Российской Федерации гарантирует в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг (часть 1 статьи 8) и закрепляет, что на территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров и услуг, тогда как ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (части 1 и 2 статьи 74).
Второй вопрос, предлагаемый инициативной группой вынесению на референдум Удмуртской Республики – «Вы ЗА осуществление на территории Удмуртской Республики деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I (чрезвычайно опасные отходы) и II (высокоопасные отходы) классов опасности?», несет неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, поскольку на территории Удмуртской Республики свою деятельность осуществляют организации и индивидуальные предприниматели, чья деятельность связана с обращением с отходами I и II классов опасности, что следует из находящегося в открытом доступе Реестра лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности по Удмуртской Республике.
В связи с этим и с учетом того, что отходы производства и потребления являются объектами гражданских прав, а право собственности на эти отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 и 4 Закона об отходах производства и потребления), возможное установление на уровне законодательства Удмуртской Республики запрета деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности (в том числе запрет деятельности организаций и индивидуальных предпринимателе , чья деятельность связана с обращением с отходами I и II классов опасности и запрет ввоза на территорию Удмуртской Республики отходов потребления и производства из других субъектов Российской Федерации с целью их дальнейшего обращения на территории Удмуртской Республики), не отвечает требованиям части 1 статьи 8 и статьи 74 Конституции Российской Федерации.
Возможное установление запрета деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности создает неопределенность для дальнейшей хозяйственной, экономической деятельности субъектами хозяйственной деятельности. Неопределенность последствий при разрешении данного вопроса нарушает установленный статьей 34 Конституции Российской Федерации принцип свободы предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
С учетом приведенных выше выводов и обстоятельств суд считает, что в нарушение требований пункта 7 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум Удмуртской Республики, сформулирован таким образом, что допускает неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, поскольку не ясно, какие правовые последствия повлечет утвердительный или отрицательный ответ о возможности осуществления на территории Удмуртской Республики деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности.
При этом требования пункта 7 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ имеют целью гарантировать адекватность принимаемых на референдуме решений действительной воле народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации с точки зрения содержания, формы и правовых последствий этих решений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оценка вопросам, предлагаемым на референдум Удмуртской Республики, высказанная Госсоветом УР в постановлении от 23 июня 2020 года № 700-VI, основана на нормах действующего законодательства.
Принятое Госсоветом УР постановление не противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации и Удмуртской Республики, в том числе, регулирующим вопросы обращения с отходами производства и потребления, назначения и проведения референдума в Удмуртской Республике и не нарушает права, свободы и законные интересы членов инициативной группы по проведению референдума Удмуртской Республики.
Доводы административного истца о том, что правовым последствием принятия на референдуме Удмуртской Республики положительного решения по указанным вопросам будет являться закрепление воли населения в законодательстве субъекта Российской Федерации, подлежат отклонению, поскольку, как было указано выше, вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум Удмуртской Республики, противоречат федеральному законодательству, регулирующему вопросы обращения с отходами. Включение в законодательство субъекта Российской Федерации правового регулирования, противоречащего федеральному законодательству, не отвечает требованиям статьи 76 Конституции Российской Федерации (части 2 и 5).
При указанных обстоятельствах, требование административного истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175 и 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Борониной Ии Юрьевне отказать в удовлетворении административного искового заявления к Государственному Совету Удмуртской Республики об оспаривании постановления Государственного Совета Удмуртской Республики от 23 июня 2020 года № 700-VI «О вопросах, предлагаемых для вынесения на референдум Удмуртской Республики».
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова