Решение по делу № 2-3687/2024 от 18.07.2024

Дело № 2-3687/2024

УИД № 44RS0001-01-2024-006923-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2024 года                        г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

судьи Комиссаровой Е.А.,

при секретаре Приказчиковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Костромы об устранении несанкционированных свалок,

установил:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, требования обоснованы тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории г. Костромы, в границах муниципального образования на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в ходе проведения обследования выявлена несанкционированная свалка, расположенная на обочине автомобильной дороги, примыкающей к земельным участкам, имеющим кадастровые номера - 44:27:030101:5609, 44:27:030101:5608. (географические координаты - 57.836719 40.902594). Вместе с тем, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном по адресу: г. Кострома, за остановкой на ул. 2-я Загородная в сторону города (географические координаты - 57.747996 40.881458) расположена несанкционированная свалка отходов. Также установлена несанкционированная свалка на земельном участке с кадастровым номером - 44:27:060403:78, расположенном по адресы: г. Кострома, ул. Базовая, д. 14 (географические координаты - 57.774980 41.021511). Собственником указанного земельного участка является администрация г. Костромы. Указанные свалки состоят из строительных отходов (остатки бетона, асфальта), а также отходов древесного происхождения (доски, бревна, спиленные деревья). По указанным фактам главе администрации городского округа город Костромы внесены представления, однако конкретных мер по устранению выявленных нарушений не принято. В соответствии с п. 18 ч. 9 ст. 42 Устава города Костромы, утв. Решением Думы города Костромы от 26.05.2005 № 41, ликвидация и предупреждение возникновения стихийных свалок на территории города Костромы относится к полномочиям администрации. Ранее Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой 23.03.2024 по указанному факту главе администрации города Костромы внесено представление. Однако по результатам рассмотрения указанного представления конкретных мер на устранения выявленных нарушений администрацией не принято. На основании изложенного обязанность по организации ликвидации указанных свалок возложена на администрацию городского округа город Кострома Костромской области. Стихийные свалки являются причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, негативно влияют на состояние окружающей среды, создают угрозу здоровью населения, тем самым нарушается гарантированное статьей 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, постоянно либо временно находящихся на указанной территории.

Истец просит возложить на администрацию городского округа город Кострома обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов: - на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенную на обочине автомобильной дороге, примыкающей к земельным участкам, имеющим кадастровые номера 44:27:030101:5609, 44:27:030101:5608. (географические координаты -57.836719 40.902594); на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Кострома, за остановкой на ул. 2-я Загородная в сторону города (географические координаты - 57.747996 40.881458) на земельном участке с кадастровым номером - 44:27:060403:78, расположенном по адресы: г. Кострома, ул. Базовая, д. 14 (географические координаты - 57.774980 41.021511).

В судебном заседании прокурор Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Петров А.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации г. Костромы Морозов А.С. обстоятельства, изложенные в иске не оспаривал.

Третье лицо ООО «Экотехноменеджмент» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствие с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Кроме того, ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к компетенции городских округов (в отношении земельных участков в границах городского округа).

Согласно абзацу 2 пункта 7.8. ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с п. 24 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии с п. 18 ч. 9 ст. 42 Устава города Костромы, утв. Решением Думы города Костромы от 26.05.2005 № 41, ликвидация и предупреждение возникновения стихийных свалок на территории города Костромы относится к полномочиям администрации.

Из материалов дела следует, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по вопросу соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории г. Костромы. В ходе проверки установлено, что в границах муниципального образования на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в ходе проведения обследования выявлена несанкционированная свалка, расположенная на обочине автомобильной дороги, примыкающей к земельным участкам, имеющим кадастровые номера - 44:27:030101:5609, 44:27:030101:5608. (географические координаты - 57.836719 40.902594), на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенном по адресу: г. Кострома, за остановкой на ул. 2-я Загородная в сторону города (географические координаты - 57.747996 40.881458) расположена несанкционированная свалка отходов.

Также установлена несанкционированная свалка на земельном участке с кадастровым номером - 44:27:060403:78, расположенном по адресы: г. Кострома, ул. Базовая, д. 14 (географические координаты - 57.774980 41.021511). Собственником указанного земельного участка является администрация г. Костромы. Указанные свалки состоят из строительных отходов (остатки бетона, асфальта), а также отходов древесного происхождения (доски, бревна, спиленные деревья).

Согласно представленной в материалы дела фототаблицы, составленной в результате выхода на место, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находится несанкционированная свалка, расположенная на обочине автомобильной дороги, примыкающей к земельным участкам, имеющим кадастровые номера - 44:27:030101:5609, 44:27:030101:5608. (географические координаты - 57.836719 40.902594), на ул. 2-я Загородная в сторону города (географические координаты - 57.747996 40.881458) расположена несанкционированная свалка отходов, на земельном участке с кадастровым номером - 44:27:060403:78, расположенном по адресу г. Кострома, ул. Базовая, д. 14 (географические координаты - 57.774980 41.021511) находится несанкционированная свалка.

На выявленные земельные участки, государственная собственность не разграничена.

Главе администрации города Костромы Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено представление. Однако по результатам рассмотрения указанного представления конкретных мер на устранения выявленных нарушений администрацией не принято.

Факт наличия нарушений в сфере законодательства об отходах производства и потребления и объем вмененных нарушений ответчиком не оспаривался.

Доказательств принятия каких-либо мер по устранению выявленных нарушений, к выполнению предписания, ответчиком не представлено.

Таким образом, судом установлен факт допущенных ответчиком нарушений в сфере законодательства об отходах производства и потребления. Длительное время действенные меры к устранению выявленных нарушений органами местного самоуправления не принимаются, что влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, возникновения и распространения инфекционных заболеваний на территории муниципального округа, что является недопустимым.

Установленные в судебном заседании факты непринятия мер по устранению нарушений в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления указывают на наличие незаконного бездействия со стороны администрации г. Костромы.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса, суд приходит к выводу о наличии факта допущенных нарушений в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления со стороны администрации г. Костромы, поскольку именно ответчик является ответственным за устранением нарушений в сфере охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления на территории г. Костромы.

В связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивать соблюдение баланса сторон и исполнимость судебного постановления.

Суд находит разумным и справедливым, обеспечивающим возможность исполнение решения установление заявленного срока исполнения требований об обязании ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку отходов в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Возложить на администрацию городского округа город Кострома обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов:

- на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенную на обочине автомобильной дороге, примыкающей к земельным участкам, имеющим кадастровые номера 44:27:030101:5609, 44:27:030101:5608. (географические координаты -57.836719 40.902594);

- на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Кострома, за остановкой на ул. 2-я Загородная в сторону города (географические координаты - 57.747996 40.881458)

- на земельном участке с кадастровым номером - 44:27:060403:78, расположенном по адресы: г. Кострома, ул. Базовая, д. 14 (географические координаты - 57.774980 41.021511).

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 23 августа 2024 года.

2-3687/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Костромской межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация г.Костромы
Другие
ООО "ЭкоТехноМенеджмент"
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Комиссарова Елена Александровна
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
18.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2024Передача материалов судье
19.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.08.2024Предварительное судебное заседание
19.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее