ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-35521/2023
УИД61RS0003-01-2023-000076-45
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 декабря 2023 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А.,
судей Руденко Ф.Г., Черкасовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Субботиной М.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе Субботиной М.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 1 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Субботина М.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - ОСФР по Ростовской области) о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № Субботиной М.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием документально подтвержденного педагогического стажа требуемой продолжительности- 25 лет.
По расчету ответчика специальный стаж истицы составил 22 года 08 месяцев 07 дней.
При этом, в специальный стаж, помимо иных, не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем детского сада №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем ДОУ №, так как выявлены факты несоответствия наименования учреждения в уставе и лицензии Списку должностей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем МБ ДОУ №, так как не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы. Указанные периоды отражены в ИЛС без кода льготы.
Субботина М.В., считая решение об отказе в назначении пенсии незаконным, просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем детского сада №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем ДОУ №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – воспитателем МБДОУ №, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГг.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Субботиной М.В. удовлетворены. Суд обязал ответчика включить в страховой стаж Субботиной М.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем детского сада №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем ДОУ №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем МБДОУ № и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено в части возложения на ОСФР по Ростовской области обязанности включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем МБДОУ № и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, принято новое решение об отказе в удовлетворении данных требований. В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Субботина М.В. просит апелляционное определение в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости с 13.07.2021 отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявительница ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции, лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. «м» п.1 постановления Правительства от 16.07.2014 №665 при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно п. 3 постановления Правительства от 16.07.2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением:
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516;
Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе персонифицированного учета подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых в установленном порядке работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, действие которого распространяется на периоды с 01.01.1992 по 31.10.1999. включительно, в разделе "Наименование учреждений" указаны детские дошкольные учебные учреждения всех типов, в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность "воспитатель".
В пункте 1 раздела "Наименование должностей" и пункте 8 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, распространяющего свое действие на период с 1.11.1999 года по 31.12.2001 года, поименована должность воспитателя и дошкольные образовательное учреждение - детский сад.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, правилами исчисления периодов работы, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 в разделе 1 Наименование должности поименована должность "воспитатель", в разделе 1.8 Наименование учреждения предусмотрено наименование дошкольного учреждения "детский сад", "ясли-сад".
Судом установлено и из материалов дела следует, что 13.07.2021 Субботина М.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 23.07.2021 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии, ввиду отсутствия документально подтвержденного педагогического стажа требуемой продолжительности- 25 лет, специальный стаж составил 22 года 08 месяцев 07 дней.
В специальный стаж не были включены, в том числе периоды работы с 04.03.1999г. по 17.11.2000г. - воспитателем детского сада №, с 01.12.2000г. по 26.08.2001г. - воспитателем ДОУ №, так как выявлены факты несоответствия наименования учреждения в уставе и лицензии Списку должностей, утвержденному постановлением Правительства №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №; с 01.09.2002г. по 15.08.2003г. – воспитателем МБДОУ №, так как не выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы.
Субботина М.В. зарегистрирована в системе пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования Субботиной М.В. о включении в специальный стаж периодов работы с 04.03.1999г. по 17.11.2000г. - воспитателем детского сада №; с 01.12.2000г. по 26.08.2001г. - воспитателем ДОУ №, суд руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и исходил из того, что согласно записям в трудовой книжке истицы ДД.ММ.ГГГГ Субботина М.В. принята на должность воспитателя в д/с № Ворошиловского РОО временно, 05.05.1999г. переведена на постоянную работу воспитателем дошкольной группы по контракту на 1 год, откуда уволена 17.11.2000г. С 01.12.2000г. по 15.08.2003г. истица осуществляла трудовую деятельность воспитателем в ДОУ №, которое затем переименовано в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 1 категории».
Проанализировав уставные документы, уточняющие справки работодателей, суд отметил, что специальный стаж педагогическим работникам в спорные периоды определялся в зависимости от вида деятельности в учреждениях для детей, а не от номенклатуры данного учреждения и правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях, в связи с чем пришел к выводу о включении в специальный стаж периодов работы с 04.03.1999г. по 17.11.2000г. - воспитателем детского сада №; с 01.12.2000г. по 26.08.2001г. - воспитателем ДОУ №.
Удовлетворяя требования истицы о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем МБДОУ №, суд первой инстанции исходил из того, что работа осуществлялась полный рабочий день, на полную ставку в должности, работа в которой дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Суд также пришел к выводу, что с учетом включенных периодов специальный стаж истицы на ДД.ММ.ГГГГ составил 26 лет 01 месяц 02 дня и у Субботиной М.В. возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с указанной даты.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем МБДОУ № и назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отменил решение суда в указанной части.
Принимая новое решение об отказе в удовлетворении данных требований судебная коллегия указала, что уточняющей справкой работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем МБДОУ № указан как продолжительность рабочего времени за 0,5 ставки на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, указанный период работы не подтвержден работодателем как период, подлежащий включению в специальный стаж, дающий право на назначении досрочной страховой пенсии.
Далее судебная коллегия указала, что частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. 19 -21 ч. 1 ст. 30, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому при возникновении права на назначение страховой пенсии в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее, в 2020 году - не ранее, чем через 24 месяца, в 2021 году - не ранее, чем через 36 месяцев.
С учетом периодов работы, включенных ответчиком, а также периодов работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем детского сада №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем ДОУ №, специальный стаж Субботиной М.В. на ДД.ММ.ГГГГ составил 25 лет 1 мес. 13 дн. (26 лет 01 мес. 02 дн. - 11 мес. 19 дн.).
Суд установил, что 25 лет педагогического стажа истицей выработано ДД.ММ.ГГГГ и страховая пенсия Субботиной М.В. может быть назначена не ранее чем через 36 месяцев после указанной даты.
Положения п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-Ф3 вданном случае не применимы, поскольку стаж на соответствующих видахработ приобретен истицей после 31 декабря 2020 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, так как они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что судом апелляционной инстанции неверно установлены и определены фактические обстоятельства по делу, о наличии у истицы необходимого стажа на ДД.ММ.ГГГГ, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании подлежащих применению норм материального права и противоречащие письменным материалам дела, данные доводы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в апелляционном определении.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания отмены состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 1 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Субботиной М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи