Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 октября 2019 года
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Потаповой С.В.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вамош ФИО1 к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по 09.03. 2017 г. истец проходила лечение в МНИОН им ФИО3 – филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России с диагнозом «Рак молочной железы (С.50.2)», ДД.ММ.ГГГГ проведена операция: радикальная мастэктомия с пластикой подмышечно-подключично-подлопаточной области композитным мышечным трансплантом.
ДД.ММ.ГГГГ консилиумом МНИОН им ФИО3 принято решение о проведении следующего этапа лечения в виде химиотерапии в схеме 4ТСН. ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ МО «МКГБ» была проведена первая химиотерапия Доцетаксел+Циклофосфан+Трастузумаб. Трастузумаб был выписан по льготному рецепту. Однако, препарат отсутствовал в аптеках, отпускающих лекарственные препараты по рецептам, в связи с чем истец приобрела препарат за счет собственных денежных средств ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ для проведения химиотерапии на общую сумму 57 500 руб., также ДД.ММ.ГГГГ приобрела препарат Лейкостим стоимостью 7 000 руб.
В апреле 2017 года истец обратился на «Горячую линию» с просьбой оказать помощь в получении бесплатного лекарственного препарата Трастузумаб и Циклофосфан. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступил ответ из Территориального органа Росздравнадзора по <адрес> и <адрес>, согласно которому обращение направлено в Министерство здравоохранения <адрес> для рассмотрения.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций № Министерства здравоохранения <адрес>, письмом №-ОГ, с просьбой провести проверку по факту отсутствия лекарственных средств и возврате компенсации купленного за счет собственных денежных средств лекарства, однако обращение осталось без ответа.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступили ответы, в которых подтверждается отсутствие льготного препарата Трастузумаб в аптеках. Просит суд взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в пользу Вамош ФИО1 денежные средства в размере 64 500 руб., компенсацию морального вреда – 30 000 руб.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в заявленном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Таким образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 15 ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии со ст. 83 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
В соответствии с п. 5,7,14 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 настоящей части; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно ст. 43 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ злокачественные новообразования входят а перечень социально значимых заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>» лица, страдающим социально-значимыми заболеваниями предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения лекарственными средствами, финансирование которых является расходным обязательством бюджета <адрес>.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по 09.03. 2017 г. истец проходила лечение в МНИОН им ФИО3 – филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России с диагнозом «Рак молочной железы (С.50.2)», ДД.ММ.ГГГГ проведена операция: радикальная мастэктомия с пластикой подмышечно-подключично-подлопаточной области композитным мышечным трансплантом.
ДД.ММ.ГГГГ Консилиумом МНИОН им ФИО3 принято решение о проведении следующего этапа лечения в виде химиотерапии в схеме 4ТСН. Необходимый препарат отсутствовал в аптеках, отпускающих лекарственные препараты по рецептам, в связи с чем истец приобрела препарат за счет собственных денежных средств на общую сумму 57 500 руб., также ДД.ММ.ГГГГ приобретен препарат Лейкостим стоимостью 7 000 руб., что подтверждается платежными документами.
Отсутствие препарата Трастузумаб в аптеках также подтверждается ответом на обращение истца в Управление координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций № Министерства здравоохранения <адрес>.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Учитывая, что ответчик нарушает права истца на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на получение жизненно необходимого лекарства за счет бюджетных средств, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства, потраченные на приобретение препаратов в размере 64 500 руб.
Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Исходя из принципа разумности и справедливости, учитывая характер причиненных истцу нравственных и физических страданий, степень вины ответчика, а также учитывая то обстоятельство, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность заявленного к взысканию размера компенсации суд считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Вамош ФИО1 к Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в пользу Вамош ФИО1 денежные средства в размере 64 500 руб., компенсацию морального вреда – 20 000 руб., а всего взыскать 84 500 (восемьдесят четыре тысячи пятьсот) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца.
Судья С.В. Потапова