Дело №5-72/2020
Постановление
п. Балезино 16 июня 2020 года
Судья Балезинского районного суда Удмуртской Республики Беркутова Т.М.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Ильина В.А.,
прокурора - помощника прокурора Балезинского района УР Артемьевой Т.М.,
рассмотрев материалы по ст. 8.2.3 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении должностного лица - председателя СПК «Колхоз путь к Коммунизму» Балезинского района Ильина В. А., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> ранее к административной ответственности не привлекался,
Установила:
В ходе проведенной прокуратурой Балезинского района Удмуртской Республики проверки выявлен факт загрязнения в 150-200 м. южнее д. Речка Люк почвы отходами животного происхождения, истекающими с фермы расположенной в д. Речка Люк Балезинского района, принадлежащей СПК «Колхоз путь к Коммунизму». Согласно заключению Протокола результатов экотоксилогического анализа пробы отхода, отобранного в 150-200 м. южнее д. Речка Люк установлено, что он относится к IV классу опасности. Согласно приказу о приеме на работу на 04.04.2014 на должность председателя с 04.04.2014 СПК «Колхоз путь к Коммунизму» Балезинского района назначен Ильин В.А. СПК «Колхоз путь к Коммунизму», осуществляющий производственную деятельность, связанную с выращиванием крупного рогатого скота, в процессе которой образуются отходы в виде навоза, допустил сброс отхода на почву, чем нарушил требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды. Таким образом, председатель СПК «Колхоз путь к Коммунизму» Ильин В.А. совершил административное правонарушение предусмотренное ч.1 ст. 8.2.3 КоАП РФ.
В судебном заседании Ильин В.А. вину не оспаривает. Пояснил, что в результате погодных условий произошла утечка навоза, за территорию вышло метров 100-150, считает, что ничего страшного в этом нет. Кроме того, в настоящее время проведены работы, всё вычищено, осуществлена рекультивация. На вынесении постановления присутствовал. Согласно балансовой книги здание коровника принадлежит колхозу, колхоз пользуется данным коровником.
Помощник прокурора Балезинского района УР Артемьева Т.М. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержала.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Ильина В.А., прокурора, прихожу к следующему.
Ответственность по ч.1 ст. 8.2.3 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства.
При этом административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ, имеет формальный состав, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) причиненного ущерба.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
При разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе на почву.
Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращено отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Частью 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Статьёй 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены I-V классы опасности отходов, IV класс – малоопасные отходы.
В соответствии с блоком 1 Приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «об утверждении федерального классификационного каталога отходов» навоз крупного рогатого скота относится к IV классу опасности.
Пунктом 1.1. ГОСТ 26074-84 (СТ СЭВ 2705-80) «Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию» предусмотрено, что обработку, хранение, транспортирование и использование жидкого навоза осуществляют с учетом охраны окружающей среды от загрязнений и безопасности для здоровья животных и человека.
Согласно п.3.1 ГОСТ 26074-84 жидкий навоз хранят в специальных навозохранилищах.
Пунктом 16.7.5 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации» установлено, что с целью дезинвазии жидкого навоза и навозных стоков проводится термическая и химическая обработка.
Из рапорта следует, что помощником прокурора Балезинкого района совместно со специалистами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР проведена проверка деятельности СПК «Колхоз путь к Коммунизму» Балезинского района по информации, размещенной в сети «Интернет», по факту загрязнения почвы отходами животного происхождения. При выезде на место, при осмотре территории в 150-200 м. южнее д. Речка Люк установлено загрязнение почвы отходами животного происхождения, истекающими с фермы, расположенной в д. Река Люк Балезинского района, отобраны пробы почвы и отхода, находящегося на почве на анализ.
Отбор проб произведен специалистами АУ «Управление Минприроды УР» 23.03.2020 и зафиксирован в акте № 272. Всего было отобрано две пробы. Отбор проб почвы и отхода произведен на территории в 150-200 метрах южнее деревни Речка Люк Балезинского района.
Отбор произведен в соответствии с нормативными документами на отбор проб: ГОСТ 28168 «Почвы, отбор проб», ГОСТ 17.4.4.02 «…Методы отбора и подготовки проб…», ГОСТ 17.1.5.01 «…Общие требования к отбору проб донных отложений…», ГОСТ 17.4.3.01 «…Почвы. Общие требования к отбору проб», ГОСТ 1201 «Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов», ПНД Ф 12.1:2:2:2:2.3:3.2 «Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления», ПНД Ф 12.4.2.1 «Отходы минерального происхождения. Рекомендации по отбору и подготовке проб…», ФР 1.39.2007.03222 «Методика определения токсичности …водных вытяжек из почв».
По результатам исследований составлены следующие протоколы: результатов количественного химического анализа пробы отхода № 843 От(х) от 16.04.2020, результатов экотоксиологического анализа пробы отхода № 843 От(б) от 16.04.2020, результатов количественного химического анализа пробы почвы № 844 П (х) от 16.04.2020. В протоколах отражены результаты анализа.
По результатам исследования проба № От843(бх) может быть отнесена к IV классу опасности согласно Приказу Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
Каких-либо нарушений установленных требований при отборе проб, влекущих признание недостоверными доказательств, полученных с использованием результатов химических анализов, не установлено.
По данному факту в отношении председателя СПК «Колхоз Путь к коммунизму» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2.3 КоАП РФ.
Согласно балансовой ведомости, СПК «Колхоз Путь к коммунизму» Балезинского района принят к учету коровник бригады Речка Люк с 15.10.1993.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения административного правонарушения и виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе рапортом с фото-таблицей, актом № 272 от 23.03.2020; протоколами результатов количественного химического анализа пробы отхода № 843 От(х) от 16.04.2020, результатов экотоксиологического анализа пробы отхода № 843 От(б) от 16.04.2020, результатов количественного химического анализа пробы почвы № 844 П (х) от 16.04.2020; выпиской из балансовой ведомости.
Таким образом, СПК «Колхоз путь к Коммунизму», осуществляющий производственную деятельность, связанную с выращиванием крупного рогатого скота, в процессе которой образуются отходы в виде навоза, допустил сброс отхода на почву, чем нарушил требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды. Председателем СПК «Колхоз путь к Коммунизму» является Ильин В.А.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вынесенное прокурором Балезинского района УР постановление от 14.05.2020 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении соответствует предъявляемым законом требованиям, составлено надлежащим должностным лицом, является мотивированным, недостатков не содержит.
На основании изложенного, прихожу к выводу о том, что в действиях должностного лица Ильина В.А. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ, а именно – несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства. Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ суд не усматривает.
При назначении наказания судья в порядке ст.4.2 КоАП РФ учитывает то, что Ильин В.А. вину в совершенном правонарушении в целом признал, ранее не привлекался к административной ответственности, что признается обстоятельством смягчающим административную ответственность.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность судом не установлено.
С учетом личности лица, привлекаемого к административной ответственности, факта совершения указанного административного правонарушения впервые, отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, наличия смягчающего административную ответственность обстоятельства, конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, считаю возможным определить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере в пределах санкции статьи 8.2.3 ч.1 КоАП РФ - в размере 30000 рублей.
Судья не усматривает по делу оснований для применения положений ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ о назначении Ильину В.А. наказания ниже низшего предела, поскольку по делу не наличествуют исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, как не имеется и снований для применения по делу ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.5, 29.1-29.11 КоАП РФ, судья
Постановил:
Признать должностное лицо – Ильина В. А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30000,00 (тридцать тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Реквизиты уплаты штрафа: Получатель – УФК по Удмуртской Республике (Минприроды УР) р/с 40101810922020019001 в ГРКЦ НБ Удмуртской Республики г. Ижевска БИК 049401001 ИНН 1831044305 КПП 183101001 ОКТМО 94701000 код бюджетной классификации 84411601082019000140.
Копия документа об оплате штрафа, должна быть направлена в суд, вынесший постановление о наложении штрафа.
Разъяснить, что неуплата административного штрафа в указанный срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Балезинский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Т.М. Беркутова
Копия верна:
Судья Т.М. Беркутова