Дело № 12-61/2022
Решение
по делу об административном правонарушении
15 февраля 2022 года город Тюмень
Судья Ленинского районного суда г.Тюмени Воробьева А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кочнева В.В. на постановление ИФНС России по г.Тюмени № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №,
установил:
постановлением ИФНС России по г.Тюмени № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № должностное лицо ОАО «Строительная компания «Жилье» генеральный директор Кочнев В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Кочнев В.В. с вышеуказанным постановлением не согласен, представил жалобу, в которой просит признать незаконным постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить. Жалобу мотивирует тем, что общество и заявитель добросовестно полагали, что отсутствует обязанность по осуществлению валютных операций в виде выплаты заработной платы иностранным работникам - нерезидентам исключительно через банковский счет в уполномоченном банке, в связи с отсутствием разъяснения относительно данного обстоятельства на законодательном уровне и наличие судебной практики подтверждающей отсутствие такой обязанности. Приведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны ОАО «СК «Жилье» и его руководителя пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей и не влекут существенные угрозы охраняемым общественным отношениям. Просит суд применить положение ст.2.9 КоАП РФ, признав правонарушение малозначительным.
ИФНС России по г.Тюмени № представлен отзыв на вышеуказанную жалобу в котором просят в удовлетворении жалобы Кочнева В.В. отказать, указывая, что в силу п. "ж" ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительному предмету ведения Российской Федерации, а подзаконное регулирование осуществляется государственными органами, наделенными соответствующей компетенцией в силу закона. ОАО «СК «Жилье» как участник внешнеэкономической деятельности, обязано не только знать о действующем валютном законодательстве Российской Федерации, но и обеспечивать его исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, которая требуется для надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей. Считают, что у ОАО «СК «Жилье» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, выразившаяся в возможности воспользоваться мерами, определенными действующим законодательством РФ, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ, работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства. Соответственно, локальные нормативные акты работодателя (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить положениям указанного Закона. Таким образом, заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией. По мнению заинтересованного лица ИФНС России по г.Тюмени №, в материалах дела отсутствуют какие-либо обстоятельства, свидетельствующие об исключительности данного случая, поэтому, в данном случае, положение ст.2.9 КоАП РФ не может быть применено. Фактические обстоятельства совершения правонарушения, степень общественной опасности правонарушения, свидетельствует о создании существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере валютного регулирования и валютного контроля, целью которых является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Кроме того, поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.25 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. На основании вышеизложенного просит постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
В судебное заседание участвующие лица не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Ответственность по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Статья 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон №173-Ф3) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
В силу статей 1 и 2 Федерального закона №173-Ф3 определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации, валютными ценностями.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона №173-Ф3резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии сзаконодательством Российской Федерации; резидентами - физические лица являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 названной статьи.
В силу подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-Ф3 к валютными операциями относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Из пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-Ф3 следует, что физические лица, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
Судом установлено, что 10.08.2020 года между ОАО «СК «ЖИЛЬЕ» и гражданином Республики Таджикистан ФИО1 заключен трудовой договор №, в соответствии с которым Работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности подсобного рабочего.
Работник приступает к выполнению своих трудовых обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Размер заработной платы, подлежащей выплате Работнику, ежемесячноутверждается Работодателем (в лице генерального директора).
В данном случае ОАО «СК «ЖИЛЬЕ» является резидентом, а гражданин Республики Таджикистан ФИО1 – нерезидентом.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «СК «ЖИЛЬЕ» из кассы организации выплачены денежные средства нерезиденту - иностранному гражданину Республики Таджикистан ФИО1 на сумму <данные изъяты> рубля по расходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.
На момент выплаты наличными денежными средствами заработной платы из кассы ОАО «СК «ЖИЛЬЕ» гражданин Таджикистана не имел вида на жительство в Российской Федерации, т.е. на основании пунктов 6,7 статьи 1 Федерального закона №173-Ф3, находился в статусе нерезидента.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона №173-Ф3, согласно которой, если иное не предусмотрено Федеральным законом №173-Ф3, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами -резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона №173-Ф3. Перечень этих случаев является исчерпывающим.
При этом возможность осуществления валютной операции по выдаче(отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов, валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая операция не входит.
Выплата заработной платы работнику - иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в РФ, признается валютной операцией (подпункт «а» пункта 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-Ф3, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»). В этом случае в силу требований части 2 статьи 14 Федерального закона №173-Ф3 расчеты с таким работником - нерезидентомнеобходимо производить только в безналичном порядке.
Согласно Единому государственному реестру юридических лиц генеральным директором ОАО «СК «ЖИЛЬЕ» (запись ГРН от ДД.ММ.ГГГГ№) является Кочнев В.В.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, установленными административным органом, ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № ИФНС России по г. Тюмени № Нагиевой Э.И. в отношении генерального директора ОАО «СК «ЖИЛЬЕ» Кочнева В.В. составлен протокол № о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Постановлением ИФНС России по г.Тюмени № о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ОАО «Строительная компания «Жилье» генеральный директор Кочнев В. В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Доводы жалобы необоснованны и были предметом рассмотрения и учтены должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления, им дана надлежащая оценка. Осуществляя ДД.ММ.ГГГГ, выплату из кассы организации нерезиденту иностранному гражданину наличным платежом, минуя банковские счета в уполномоченных банках, должностное лицо ОАО «СК «ЖИЛЬЕ» генеральный директор Кочнев В.В. нарушил порядок расчетов, установленный ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ, то есть 13.11.2020 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Суд, оценивая в совокупности материалы, представленные ИФНС России по г.Тюмени №, считает, что данных материалов достаточно для привлечения Кочнева В.В. к административной ответственности, имеется достаточно доказательств, подтверждающих наличие в его действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Административным органом в оспариваемом постановлении дана оценка возможности применения ст.ст. 2.9, 4.1.1. КоАП РФ, указанные нормы обоснованно не применены к виновному лицу, оснований для переоценки выводов должностного лица в данной части не имеется.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, судья находит обжалуемое постановление законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с действующим законодательством. Административным органом установлены все обстоятельства совершения административного правонарушения, дана верная оценка представленным доказательствам, сделан правильный вывод о виновности Кочнева В.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Имеющиеся в материалах дела документы составлены с соблюдением процессуальных требований. Наказание назначено в пределах санкции статьи и сроков давности привлечения к административной ответственности, по правилам КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ отмену постановления, судом не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление ИФНС России по г.Тюмени № о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кочнева В.В. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись А.П. Воробьева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>