Административное дело № 2а-35/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Макушино 11 января 2018 года
Макушинский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Новоселова И.А.,
при секретаре Карповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Макушинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Трюхинскогосельсовета о признании незаконным бездействия по определению мест сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, а также обеспечению информирования потребителей ртутьсодержащих ламп о наличии на территории муниципального образования мест первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и обязать определить такие места первичного сбора и обеспечить информирование о них потребителей ртутьсодержащих ламп,
установил:
Прокурор Макушинского района действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке ст. 39 КАС РФ с административным исковым заявлением к Администрации Трюхинского сельсовета о признании незаконным бездействия по определению мест сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, а также обеспечению информирования потребителей ртутьсодержащих ламп о наличии на территории муниципального образования мест первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и обязать определить такие места первичного сбора и обеспечить информирование о них потребителей ртутьсодержащих ламп.
В обосновании своих требований указал, что Прокуратурой Макушинского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проверки установлено, что Администрацией Трюхинскогосельсовета не приняты меры по определению мест первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, а также не произведено информирование их потребителей. Ртутьсодержащие лампы могут использоваться для освещения в образовательных учрежденияхрасположенных на территории сельсовета, а также торговыми предприятиями и организациями, предоставляющими различные услуги. Кроме того, лампы могут использоваться в быту лицами, проживающими в границах населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования Трюхинский сельсовет, круг которых определить невозможно. Причинами допущенных нарушений является бездействие Администрации Трюхинскийсельсовета, который длительный период времени, вопреки требованиям законодательства не принял меры по определению мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей может привести к нарушению права неопределенного круга лиц, в связи с тем, что ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение ртутьсодержащих ламп может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и вреда окружающей среде.
На судебное заседание прокурор и представитель административного ответчика не явились о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом.
С учетом требований ст. 150, 151 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прокуратурой Макушинского района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности органов муниципальной власти на территории Макушинского района, в ходе которой установлено, что Администрациями сельских советов на территории Макушинского района не приняты меры по определению мест первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, а также не произведено информирование их потребителей.Ртутьсодержащие лампы могут использоваться для освещения в образовательных учреждениях, расположенных на территории сельсовета, а также торговыми предприятиями и организациями, предоставляющие различные услуги. Кроме того, такие лампы могут использоваться в быту лицами, проживающими в границах населённых пунктов, расположенных на территории муниципального образования, круг которых определить невозможно. В деятельности муниципалитета усматривается неисполнение требований законодательства, что может стать угрозой жизни и здоровью населения, а также способствовать загрязнению окружающей среды.
Из справки Администрации Трюхинского сельсовета следует, что на территории сельсовета места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп не определены (л.д.7).
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999г N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу части 2 статьи 21 ФЗ-52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды) содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах возложена на муниципальные образования (подп. 18 п. 1 ст. 14), а утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов - на муниципальный район (подп. 14 п. 1 ст. 15).
Положениями частей 2, 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998г N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно примечанию к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002г N 786, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относятся к первому классу опасности.
Статьей 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.
В соответствии с ГОСТ Р 53691-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода 1 - 4 класса опасности. Основные требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 N 1091-ст, отходы 1 класса опасности - чрезвычайные отходы - это отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.
Согласно п. 9 статьи 10 Федерального закона от 23 ноября 2009г N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
В силу пункта 8 Правил обращения с отходами производства и потребления органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование возложены на органы местного самоуправления.
Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд пришел к выводу, что муниципальное образование Трюхинский сельсовет допустил бездействие в выполнении обязательных требований по непринятию мер по определению мест сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, а также обеспечению информирования потребителей ртутьсодержащих ламп о наличии на территории муниципального образования места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.
Лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи с чем вопрос об определении специализированного места их сбора является актуальным, и направлен на создание безопасных условий проживания населения.
Отработанные и использованные потребителями лампы относятся к бытовым отходам, соответственно, вопрос об их сборе является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования (поселения).
В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Учитывая изложенное, у суда имеются все основании для удовлетворения заявления прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Требования прокурора Макушинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Трюхинского сельсовета Макушинского района Курганской области в части неприятия мер по определению мест сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, а также обеспечению информирования потребителей ртутьсодержащих ламп о наличии на территории муниципального образования места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.
Обязать АдминистрациюТрюхинского сельсовета Макушинского района Курганской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить места первичного сбора и обеспечить информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о наличии на территории муниципального образования места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд, в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме с подачей жалобы через Макушинский районный суд.
Судья: И.А. Новоселов