Решение по делу № 2а-824/2020 от 03.06.2020

К делу №2а-824/2020

                                                    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тихорецк                                                                                    03 июля 2020г.

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

судьи                                                                                     Ногиной Н.В.,

при секретаре судебного заседания                                       Михайловой К.С.,

с участием представителя административного истца Тихорецкого межрайонного прокурора – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора                                                                              Веселовой Ж.Ю.,

             рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района о признании незаконным бездействия администрации,

          УСТАНОВИЛ:

                  Тихорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит суд признать незаконным бездействие администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в непринятии необходимых мер к получению проектов 5 кладбищ: кладбище,    расположенное    на земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 5881 кв.м.; кладбище,    расположенное    на    земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 5382 кв.м.; кладбище, расположенное    на    земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 14531 кв.м.; кладбище, расположенное на    земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 19776 кв.м.; кладбище,    расположенное    на земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 72300 кв.м.; обязать администрацию Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района принять необходимые меры к разработке и утверждению проектов указанных кладбищ.

                   В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. поддержала исковые требования и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также санитарно- эпидемиологического благополучия населения. По результатам проведения проверки выявлены факты несоблюдения требований санитарного законодательства администрацией Фастовецкого сельского поселения Тихорецкого района в части непринятия мер к разработке проектов кладбищ. В результате проведенной проверки установлено, что на территории Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района расположено 5 кладбищ: кладбище,    расположенное    на земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 5881 кв.м.; кладбище,    расположенное    на    земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 5382 кв.м.; кладбище, расположенное    на    земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 14531 кв.м.; кладбище, расположенное на    земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 19776 кв.м.; кладбище,    расположенное    на земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 72300 кв.м.

             Представитель административного ответчика – администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района был своевременно и надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие не предоставил.

             Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что административное исковое заявление является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

         Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

              В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003    №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского поселения. На основании части 3 Закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений.

              В силу статьи 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» вопросы организации

ритуальных услуг и содержания мест захоронения закреплены за сельскими поселениями Краснодарского края.

         Согласно ст. 18 Закона № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления, либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона № 8-ФЗ.

          На основании пунктов 4 и 5 статьи 16 Закона № 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

              Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

              Согласно части 1 статьи 4 Закона № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

              В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

              На основании части 1 статьи 17 Закона № 8-ФЗ, деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

             Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28,06.2011 № 84 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного

назначения» (далее - СанПиН 2.1.2882-11), которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм

собственности.

             Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п.1.2).

             Согласно п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом.

                   В судебном заседании установлено, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ), а также санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

             По результатам проведения проверки выявлены факты несоблюдения требований санитарного законодательства администрацией Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района в части непринятия мер к разработке проектов кладбищ.

             В результате проведенной проверки установлено, что на территории Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района расположено 5 кладбищ: кладбище,    расположенное    на земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 5881 кв.м.; кладбище,    расположенное    на    земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 5382 кв.м.; кладбище, расположенное    на    земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 14531 кв.м.; кладбище, расположенное на    земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 19776 кв.м.; кладбище,    расположенное    на земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 72300 кв.м.

                 Суд считает, что содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории сельского поселения, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население. Непринятие администрацией необходимых мер по надлежащему содержанию кладбищ в соответствии с утвержденными, в установленном порядке, проектами влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

             На основании вышеизложенного суд считает возможным признать незаконным бездействие администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в непринятии необходимых мер к получению проектов 5 кладбищ.

          На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 39-40, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

       Административный иск Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района о признании незаконным бездействия администрации, удовлетворить.

             Признать незаконным бездействие администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в непринятии необходимых мер к получению проектов 5 кладбищ: на территории Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района расположено 5 кладбищ: кладбище,    расположенное    на земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 5881 кв.м.; кладбище,    расположенное    на    земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 5382 кв.м.; кладбище, расположенное    на    земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 14531 кв.м.; кладбище, расположенное на    земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 19776 кв.м.; кладбище,    расположенное    на земельном участке с кадастровым номером: , общей площадью 72300 кв.м.;

             Обязать администрацию Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района принять необходимые меры к разработке и утверждению проектов указанных кладбищ.

             Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в месячный срок.

         Судья Тихорецкого

          районного суда                                                                       Н.В.Ногина

<данные изъяты>

2а-824/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тихорецкий межрайонный прокурор
Ответчики
администрация Алексеевского сельского поселения
Суд
Тихорецкий районный суд Краснодарского края
Судья
Ногина Н.В.
Дело на странице суда
tixoreck.krd.sudrf.ru
05.06.2020Регистрация административного искового заявления
05.06.2020Передача материалов судье
18.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2020Судебное заседание
30.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее