Дело № 2-888/2024
УИД 23RS0033-01-2024-001245-85
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт Мостовской 11.07.2024
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего-судьи Ткаченко В.Н.,
при секретаре Губиной С.В.,
представителя истца Поддубного Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Департамента ветеринарии Краснодарского края к Семеновой Ольге Викторовне о понуждении в проведении мероприятий по оздоровлению от заболевания крупного рогатого скота,
установил:
Департамент ветеринарии Краснодарского края обратился в суд с иском к Семеновой О.В., которым просил признать незаконным бездействие ответчицы, занятой содержанием крупного рогатого скота по адресу: <адрес> выразившиеся в невыполнении требований п. 33 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение, распространение и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхоза России от 24 марта 2021 года № 156.
Обязать ответчицу выполнить требования Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение, распространение и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхоза России от 24 марта 2021 года № 156 и приказ департамента ветеринарии Краснодарского края от 18.04.2022 № 169 «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории неблагополучных по лейкозу хозяйств, расположенных в Мостовском районе Краснодарского края».
Также истец, в связи с угрозой распространения заболеваний, просит решение суда обратить к немедленному исполнению.
Заявленные требования истец мотивировал тем, что приказом департамента ветеринарии Краснодарского края от 18.04.2022 № 169 «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории неблагополучных по лейкозу хозяйств, расположенных в Мостовском районе Краснодарского края» на хозяйство ответчицы, расположенное по адресу: <адрес> наложены ограничительные мероприятия по лейкозу крупного рогатого скота.
Согласно информации ГБУ «Ветуправление Мостовского района» от 22.05.2024 № 2201-595/24, 17.05.2024 специалистами ГБУ «Ветуправление Мостовского района» при выезде в ЛПХ Семеновой О.В. в <адрес>, для проведения противоэпизоотических мероприятий (взятия крови на бруцелллез) представлено поголовье КРС в количестве 15 голов, ранее 20.03.2024 для исследования на лейкоз было представлено поголовье КРС не в полном объеме, а именно 10 голов крупного рогатого скота.
Согласно приказа департамента ветеринарии Краснодарского края от 18.04.2022 № 169 в ЛПХ Семеновой О.В. наложены ограничительные мероприятия (карантин) по лейкозу крупного рогатого скота, и в нарушение приказа 5 голов КРС 20.03.2024 не были представлены для исследования. Так же в хозяйстве Семеновой О.В. РИД (+) положительные не выведены в резервацию и содержатся совместно с РИД (-) отрицательными животными. При входе в животноводческое помещение дезинфекционный коврик не установлен, что является нарушением п. 7, п. 33 «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота», утвержденные приказом Минсельхоза России от 24.03.2021 № 156.
В адрес Семеновой О.В. отделом было направлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований от 06.06.2024 № 08-255/24-09 ПМ № 23240882340110890185.
Согласно информации ГБУ «Ветуправление Мостовского района» от 07.06.2024 № 22.01-864/24, при выезде в пункт неблагополучия по лейкозу для проведения противоэпизоотических мероприятий (повторное взятие крови на лейкоз), Семеновой О.В. не было представлено поголовье крупного рогатого скота в количестве 5 голов, для взятия крови и проведения серологических исследований.
Так же в хозяйстве Семеновой О.В. выявлен факт совместного содержания РИД (+) положительных и РИД (-) отрицательных животных, при входе" в животноводческое помещение дезинфекционный коврик не установлен, что является нарушением п. 33 «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота», утвержденные приказом Минсельхоза России от 24.03.2021 № 156.
Согласно информации ГБУ «Ветуправление Мостовского района» от 10.06.2024 № 22.01-688/24 при проведении гематологических исследований на лейкоз КРС Семеновой О.В. в ст. <адрес> согласно протокола испытаний ГБУ КК «Курганинская районная ветеринарная лаборатория» от 10.6.2024 № 332/1-2 выявлены 2 головы КРС инв. № 07230 - у которой показатели крови соответствуют подозрительному в заболевании лейкозом и корова инв. № 07226 -, у которой показатели крови соответствуют больному по заболеванию лейкозом животному.
Нарушение Ветеринарных правил ответчицей, осуществляющей содержание крупного рогатого скота, инфицированного вирусом лейкоза, систематическое невыполнение указаний специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней, игнорирование обязанностей по осуществлению хозяйственных и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных, может стать причиной распространения лейкоза крупного рогатого скота, что причинит вред (ущерб) охраняемым законом ценностям.
В судебном заседании представитель истца Департамента ветеринарии Краснодарского края по доверенности Поддубный Д.А. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить. Против рассмотрения дела в заочном порядке не возражал.
Ответчица Семенова О.В. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не известила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем, судом на основании ст.233 ГПК РФ определено о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.ст. 55, 56, 57, 59, 60, 67 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение сторон своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что на хозяйство ответчицы, расположенное по адресу: <адрес> приказом департамента ветеринарии Краснодарского края от 18.04.2022 № 169 «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории неблагополучных по лейкозу хозяйств, расположенных в Мостовском районе Краснодарского края» наложены ограничительные мероприятия по лейкозу крупного рогатого скота.
Согласно информации ГБУ «Ветуправление Мостовского района» от 22.05.2024 № 2201-595/24, 17.05.2024 специалистами ГБУ «Ветуправление Мостовского района» при выезде в указанное ЛПХ Семеновой О.В. для проведения противоэпизоотических мероприятий (взятия крови на бруцелллез) представлено поголовье КРС в количестве 15 голов, ранее 20.03.2024 для исследования на лейкоз было представлено поголовье КРС не в полном объеме, а именно 10 голов крупного рогатого скота.
Приказом Департамента ветеринарии Краснодарского края от 18.04.2022 № 169 в ЛПХ Семеновой О.В. наложены ограничительные мероприятия (карантин) по лейкозу крупного рогатого скота, и в нарушение приказа 5 голов КРС 20.03.2024 не были представлены для исследования. Так же в хозяйстве Семеновой О.В. РИД (+) положительные не выведены в резервацию и содержатся совместно с РИД (-) отрицательными животными. При входе в животноводческое помещение дезинфекционный коврик не установлен, что является нарушением п. 7, п. 33 «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота», утвержденные приказом Минсельхоза России от 24.03.2021 № 156.
В адрес Семеновой О.В. отделом было направлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований от 06.06.2024 № 08-255/24-09 ПМ № 23240882340110890185.
Согласно информации ГБУ «Ветуправление Мостовского района» от 07.06.2024 № 22.01-864/24, при выезде в пункт неблагополучия по лейкозу для проведения противоэпизоотических мероприятий (повторное взятие крови на лейкоз), Семеновой О.В. не было представлено поголовье крупного рогатого скота в количестве 5 голов, для взятия крови и проведения серологических исследований. Так же в хозяйстве Семеновой О.В. выявлен факт совместного содержания РИД (+) положительных и РИД (-) отрицательных животных, при входе в животноводческое помещение дезинфекционный коврик не установлен, что является нарушением п. 33 «Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота», утвержденные приказом Минсельхоза России от 24.03.2021 № 156.
Согласно информации ГБУ «Ветуправление Мостовского района» от 10.06.2024 № 22.01-688/24 при проведении гематологических исследований на лейкоз КРС - протокол испытаний ГБУ КК «Курганинская районная ветеринарная лаборатория» от 10.6.2024 № 332/1-2 выявлены 2 головы КРС инв. № 07230 - у которой показатели крови соответствуют подозрительному в заболевании лейкозом и корова инв. № 07226 -, у которой показатели крови соответствуют больному по заболеванию лейкозом животному.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 14.05.1993 №4979 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Частью 1 статьи 3.1 Закона предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся: установление ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации; отмена ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона, ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота, утвержденные приказом Минсельхоза России от 24 марта 2021 года № 156 (далее - Правила № 156) устанавливают обязательные требования к организации и проведению мероприятий по ликвидации лейкоза, предотвращению его возникновения и распространения на территории Российской Федерации, определению границ территории, на которую должен распространяться режим ограничительных мероприятий и (или) карантина, в том числе в части определения очага болезни животных, осуществления эпизоотического зонирования, включая определение видов зон в целях дифференциации ограничений, установленных решением о введении режима ограничительных мероприятий и (или) карантина, ограничений производства, перемещения, хранения и реализации товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и требования к особенностям применения так производственных объектов, находящихся в карантинной зоне.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 26 февраля 2001 г. № 129 «О департаменте ветеринарии Краснодарского края» департамент ветеринарии Краснодарского края является уполномоченным на осуществление части полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора в отношении граждан, осуществляющих исключительно на территории Краснодарского края деятельность, предметом которой являются разведение, выращивание, содержание животных, перемещение (в том числе перевозка и перегон) животных по территории Краснодарского края, оборот и убой животных на территории Краснодарского края, производство, переработка, хранение, реализация на территории Краснодарского края товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и их транспортировка по территории Краснодарского края (далее - переданные полномочия).
По условиям карантина, предусмотренным п.п. а п. 33 Правил № 156, запрещается вывоз (вывод) восприимчивых животных, за исключением вывоза восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты или вывоза восприимчивых животных в резервацию; посещение территории посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, специалистов госветслужбы и привлеченного персонала для ликвидации эпизоотического очага, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом; сбор, обработка, хранение, вывоз и использование спермы, яйцеклеток и эмбрионов для искусственного осеменения животных, а также использование быков-производителей для случки; совместное содержание в помещениях или на выгульных площадках инфицированных, больных и здоровых восприимчивых животных; совместное доение больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных; использование для доения больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных одних и тех же доильных аппаратов, не прошедших дезинфекцию в соответствии с абзацем третьим пункта 39 настоящих Правил; сбор в общую емкость молока при доении больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных; получение крови от животных-продуцентов; использование больных, инфицированных восприимчивых животных и полученного от них приплода для воспроизводства стада; использование молозива от больных, инфицированных коров для выпойки телят; проведение отелов здоровых, больных и инфицированных восприимчивых животных в одном помещении (родильном отделении); совместный выпас больных, инфицированных и здоровых восприимчивых животных.
Согласно п.п. б п. 33 Правил № 156, осуществляется: отбор проб крови в соответствии с пунктом 18 настоящих Правиле интервалом в 90 календарных дней в целях проведения серологических исследований восприимчивых животных до получения двукратных отрицательных результатов; молекулярно-биологических исследований восприимчивых животных, а также гематологических исследований вновь выявленных инфицированных восприимчивых животных; изолированное содержание и направление на убой больных восприимчивых животных в течение 15 календарных дней с даты установления диагноза на лейкоз; направление на убой инфицированных восприимчивых животных в случае, если в хозяйстве суммарное количество больных и инфицированных восприимчивых животных составляет до 5% от общего количества восприимчивых животных; вывоз в резервацию инфицированных восприимчивых животных в течение 15 календарных дней с даты обнаружения у них антител к возбудителю, в случае, если в хозяйстве суммарное количество больных и инфицированных восприимчивых животных составляет 5% и более процентов от общего количества восприимчивых животных, или направление инфицированных восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты; оборудование дезинфекционных ковриков и (или) ванночек на входе (выходе) и дезинфекционных ковриков на въезде (выезде) на территорию (с территории) эпизоотического очага; уничтожение запасов спермы, полученных от инфицированных быков в течение 60 календарных дней до даты обнаружения у них антител к возбудителю; обеспечение смены одежды, обуви при входе на территорию эпизоотического очага и выходе с территории эпизоотического очага; обеспечение дезинфекции одежды, обуви при выходе с территории эпизоотического очага; дезинфекционная обработка всей поверхности транспортных средств при выезде с территории эпизоотического очага; дезакаризация и дезинсекция помещений, в которых содержатся восприимчивые животные обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага животных без владельцев.
В связи с тем, что Семеновой О.В. нарушены правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, а также нарушены требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований КРС, суд приходит к выводу, что исковое заявление Департамента ветеринарии Краснодарского края подлежит удовлетворению.
Учитывая, что ответчицей до настоящего времени не выполнено требование о проведении противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных и других мероприятий, в связи с чем возникла угроза распространения эпизоотии и иных тяжких последствий, в частности заболевания людей бруцеллезом, суд находит требование истца об обращении настоящего решения суда к немедленному исполнению законными и обоснованными.
В связи с тем, что истец освобождён от уплаты государственной пошлины, его требования удовлетворены в полном объёме, суд считает необходимым взыскать государственную пошлину в размере 6000 рублей с Семеновой О.В. в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Департамента ветеринарии Краснодарского края – удовлетворить.
Признать незаконными действия Семеновой Ольги Викторовны (ИНН <номер>), занятой содержанием крупного рогатого скота по адресу: <адрес> выразившиеся в невыполнении требований Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение, распространение и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхоза России от 24 марта 2021 года № 156 и приказа департамента ветеринарии Краснодарского края от 18.04.2022 № 169 «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории неблагополучных по лейкозу хозяйств, расположенных в Мостовском районе Краснодарского края».
Обязать Семенову О.В. выполнить требования Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение, распространение и ликвидацию очагов лейкоза крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхоза России от 24 марта 2021 года № 156 и приказ департамента ветеринарии Краснодарского края от 18.04.2022 № 169 «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории неблагополучных по лейкозу хозяйств, расположенных в Мостовском районе Краснодарского края», а именно:
- предоставлять по требованиям ветеринарных специалистов ГБУ «Ветуправление Мостовского района» доступ к животным для осмотра, учета, выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном хозяйстве, противоэпизоотических и других мероприятий;
- предоставлять ветеринарным специалистам ГБУ «Ветуправление Мостовского района» производить отбор проб крови от поголовья крупного рогатого скота с интервалом в 90 календарных дней в целях проведения серологических исследований восприимчивых животных до получения двукратных отрицательных результатов; молекулярнобиологических исследований восприимчивых животных, а также гематологических исследований вновь выявленных инфицированных восприимчивых животных;
- оборудовать дезинфекционные коврики и (или) ванночки на входе (выходе) и дезинфекционные коврики на въезде (выезде) на территорию (с территории) эпизоотического очага;
- обеспечить изолированное содержание и направление на убой больных восприимчивых животных в течение 15 календарных дней с даты установления диагноза на лейкоз;
- осуществлять вывоз в резервацию инфицированных восприимчивых животных в течение 15 календарных дней с даты обнаружения у них антител к возбудителю, в случае, если в хозяйстве суммарное количество больных и инфицированных восприимчивых животных составляет 5% и более процентов от общего количества восприимчивых животных, или направление инфицированных восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты.
Настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Семеновой О.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Разъяснить Семеновой О.В., что она вправе подать в Мостовской районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий
судья В.Н. Ткаченко