Решение по делу № 2а-3992/2018 от 03.12.2018

Административное дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 декабря 2018 года г.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ РБ Усольцева Л.А.,

при секретаре Гулгеновой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цоктовой Э.С. в интересах несовершеннолетнего ребенка А. к МКУ « Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» о признании незаконными действия, выразившегося в недостаточных мерах по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, обязании ответчика обеспечить ребенка местом ( путевкой) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ с учетом территориальной доступности,

У С Т А Н О В И Л:

С 03.10.2017 года ребенок административного истца А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете в льготной очереди в качестве нуждающегося в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования городского округа Улан-Удэ.

Административный истец на свое обращение в Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ по вопросу предоставления ребенку А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., места в муниципальном дошкольном учреждении г. Улан-Удэ получила ответ (исходящий от 01.10.2018 г. ) о том, что место в дошкольном учреждении будет выделено ее ребенку согласно льготной очереди в установленном порядке.

Административный истец обратилась в суд с административным иском, ссылаясь на незаконность действий административного ответчика, выразившихся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка местом (путевкой) в муниципальном дошкольном учреждении, что нарушает конституционные права ребенка, просила обязать

административного ответчика обеспечить ребенка местом ( путевкой) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ с учетом территориальной доступности.

В судебном заседании административный истец Цоктоева Э.С. иск поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, настаивала на его удовлетворении. Она ссылалась на указание в заявлении о постановке ребенка на учет желаемой даты предоставления ребенку путевки в МДОУ с 01.09.2019 г. без учета ее воли, эта дата уже была установлена в электронном заявлении, она лишена была возможности ее изменить. Но впоследствии она через руководителя Комитета по образованию Афанасьеву посредством личного приема по ее устному обращению добилась изменения желаемой даты зачисления ребенка в ДОУ на 18.10.2018 года, обратилась в суд в декабре 2018 г., так как, место ее ребенку в ДОУ так и не было предоставлено.

Представитель административного ответчика по доверенности Нимаева А.Ц. возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, просила учесть письменные возражения по делу с приложенными документами. В письменных возражениях на административный иск представитель административного ответчика указывала на необоснованность заявленных административным истцом требований, ссылаясь на следующие обстоятельства: Комитет не бездействовал, принимал комплекс мер по обеспечению на территории города детей дошкольного возраста доступным дошкольным образованием в муниципальных дошкольных учреждениях, по снижению и ликвидации очередности в детские сады, по созданию возможности использовать вариативные формы дошкольного образования; причины не предоставления ребенку истца места в ДОУ не связаны с противоправными действиями (бездействием) ответчика; отсутствие свободных мест в образовательной организации является объективным основанием для отказа в приеме в муниципальную образовательную организацию; согласно утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 г. № 98 Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, комплектование проводится в общем, первоочередном и внеочередном порядке, в период с 01 по 31 мая в автоматизированном режиме с использованием ЕАИС, списки комплектования детей в дошкольную образовательную организацию формируются согласно типу и номеру очереди, по каждой дошкольной организации, в строгом соответствии с очередностью детей, поставленных на учет; в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014, дошкольное образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций - в форме семейного образования, а также без оказания услуг по присмотру и уходу; конституционное право ребенка на предоставление бесплатного дошкольного образования может быть реализовано путем оказания образовательных услуг без присмотра и ухода ( в группах кратковременного пребывания); реализация права ребенка истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в детском саду, кроме того, не допустимо превышение количества воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях более установленных норм СанПиН.

Кроме того, представитель административного ответчика Нимаева А.Ц. обращала внимание суда на то обстоятельство, что административный истец в установленном досудебном порядке в Комитет не обращалась, так как, она ссылалась на ответ Комитета от 01.10.2018 г, позже она изменила дату предоставления ребенку места в МДОУ на 18.10.2018 г. и позже 18.10.2018 г. к ним не обращалась, что является самостоятельным основанием отказа ей в удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Встатье 3Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г. ивступившей в силудля СССР 15 сентября 1990г., отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений ( статьи 7 и 43).

Встатье 5Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ( далее по тексту Закона об образовании) закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт1 части 1 статьи9указанного закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 этого же закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Согласнопункту 13 части 1 статьи16Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи9,15,86Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Согласно вышеназванных положений законодательства РФ административный ответчик обязан был принять достаточные меры по наилучшему обеспечению интересов ребёнка, поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду. По делу является доказанным обращение родителяА., ДД.ММ.ГГГГ г.р. за получением места в дошкольном образовательном учреждении в г. Улан-Удэ при наличии возраста ребёнка более двух месяцев, обращение административного истца 03.10.2017 г. к ответчику с заявлением о предоставлении ребенку А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., места в одном из избранных ДОУ на территории г. Улан-Удэ с режимом пребывания ребенка в образовательной организации - полного дня. Административный ответчик был обязан обеспечить ребёнка истца местом в ином муниципальном дошкольном образовательном учреждении, а не только из числа детских садов, указанных административным истцом в заявлении от 03.10.2017 г. г. о постановке ребенка на соответствующий учет, предоставлении места в образовательных учреждениях : ..., ...,...,...,..., в последующем заявлении об изменении приоритетных для ребенка образовательных учреждений : ...,..., ...,...,....

Непредоставление ребёнку истца такого места в МБДОУ свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.

Возражения ответчика о возможности ребенку административного истца получить дошкольное образование путем вариативных форм суд находит не заслуживающими внимание. Возможность получения ребенком дошкольного образования в одной из вариативных форм может быть осуществлена только при наличии согласия родителей ребенка, учитывая осуществление родительских прав исключительно в интересах детей, отсутствие норм закона, обязывавших бы родителей получение дошкольного образования для детей в вариативных формах при невозможности устроить ребенка в государственную или образовательную организацию.

На основании предусмотренных федеральным законодательством РФ ( ст. 67 Закона об образовании) полномочий органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, на решение вопроса о устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации, первично выбранной родителем этого ребенка, суд находит обоснованными заявленные административным истцом требования о возложении на административного ответчика обязанности предоставить ребенку административного истца А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности.

Необходимость органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, при решении вопроса о устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации, учитывать территориальную доступность такого учреждения (географическую доступность) следует из толкования, приведенного в п. 2.1 Постановления Конституционного суда РФ № 5-П от 15.05.2006 г. В указанном Постановлении со ссылкой на положения Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статью 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, доступность образования определена как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям. В силу п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона об образовании, в полномочия органа местного самоуправления в области образования входит закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением. Требование территориальной доступности образовательных учреждений обусловлено интересами охраны здоровья детей и на федеральном уровне в виде пешеходной доступности образовательных учреждений предусмотрено пунктом 2.4 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91. Таким образом, представляется необходимым указание на предоставление места ребенку административного истца в муниципальном дошкольном учреждении с учетом территориальной доступности, под которой понимается географическая доступность, нахождение образовательного учреждения в одном районе городского поселения.

Возражения представителя административного ответчика о несоблюдении административным истцом досудебного порядка обращения к ответчику после 18.10.2018 г. суд находит не заслуживающими внимание по следующим основаниям. Законодательство РФ не содержит императивных норм, что предписывали бы обязанность неоднократного обращения родителя в орган местного самоуправления относительно получения ребенком дошкольного образования. Обстоятельство обращения административного истца в Комитет по вопросу предоставления ребенку путевки в МДОУ имело место в силу прилагаемого к административному иску ответа Комитета исх. от 01.10.2018 г. ( л.д.8). При этом, полученный истцом ответ не содержал никакой мотивировки о преждевременности обращения истца, учитывая указанную ей желаемую дату зачисления ребенка в МДОУ с 2019 года. Называемое истцом обстоятельство досудебного обращения Цоктоевой Э.С. в Комитет по вопросу изменения желаемой даты зачисления ребенка в МДОУ с 2019 года на 18.10.2018 г. нашло подтверждение в электронной базе учета заявления ребенка, так как, эти измененные сведения истец продемонстрировала на устройстве сотовой связи, имеющем выход в Интернет, предоставила суду распечатанный скриншот названных сведений с открытой электронной базы ЕАИС. Доводы административного истца об обращении к руководителю Комитета по образованию относительно предоставления места в МДОУ на личном приеме в октябре 2018 г. до обращения в суд представителем административного ответчика оспорены не были. Поскольку законодатель в ст. 67 Закона об образовании не ограничивает право родителя устно обратиться в орган местного самоуправления относительно обеспечения получения ребенком дошкольного образования при отсутствии свободных мест в ранее выбранных дошкольных учреждениях, кроме того, ФЗ от 02.05.2006 г. « О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» предусматривает возможность устного обращения гражданина в орган местного самоуправления ( ст. 4 ФЗ), с момента устного обращения истца прошло более месяца, поэтому, судом принимаются во внимание доводы административного истца об обращении к административному ответчику в досудебном порядке посредством устного обращения, что разрешено не было.

Решение суда по настоящему административному спору подлежит исполнению в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по делу, учитывая характер заявленных административным истцом требований по делу, возраст ребенка и длительность нахождения его на учете для получения общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Наименование административного ответчика в заявленном административным истцом иске как МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» соответствует сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц на сайте ФНС России по состоянию на 18.12.2018 г. о регистрации юридического лица – Муниципального Казенного Учреждения «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ».

Суд с учетом положений ст. 187 КАС РФ, приходит к выводу, что решение суда по настоящему административному спору подлежит исполнению в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по делу, учитывая характер заявленных административным истцом требований по делу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить административный иск Цоктовой Э.С. в интересах несовершеннолетнего ребенка А..

Признать незаконными действия МКУ « Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., местом (путевкой) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Возложить на Муниципальное Казенное Учреждение «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» обязанность предоставить ребенку А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ РБ.

Судья Л.А.Усольцева

2а-3992/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Цоктоева Э. С.
Информация скрыта
Ответчики
МКУ "Комитет по образованию г.Улан-Удэ" ИНН 0323063752, дата регистрации 14.05.1998 г.
МКУ Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Усольцева Л.А.
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
03.12.2018Регистрация административного искового заявления
04.12.2018Передача материалов судье
04.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2018Подготовка дела (собеседование)
17.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2018Судебное заседание
28.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее