Дело №2-698/2021 УИД 21RS0012-01-2021-000925-26
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 ноября 2021 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики
в составе председательствующего Турхан А.Н.,
при секретаре судебного заседания Ивановой С.Ю.,
с участием истца Ильина С.В.,
представителя органа опеки и попечительства администрации Моргаушского района Егоровой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильина ФИО7 к Ильиной ФИО8, Шипеевой ФИО9 о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
установил:
Ильин С.В. обратился в суд с исковым заявлением к Ильиной Н.Г., Шипеевой Е.А. о признании утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и снятии с регистрационного учета по указанному адресу.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец состоял в браке с ответчиком Ильиной Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал по месту проживания Ильину Н.Г. и ее дочь Шипееву Е.А. Решением мирового судьи судебного участка №1 Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Ильиной Н.Г. брак расторгнут. Таким образом право пользования вышеуказанным жилым помещением за ответчиками не сохраняется. Добровольно ответчики отказываются сняться с регистрационного учета, с ДД.ММ.ГГГГ по месту регистрации не проживают, обязательств по оплате за жилье и коммунальные услуги не выполняют. В связи с тем, что регистрация в принадлежащем истцу на праве собственности жилом помещении ответчиков ограничивает его права владения, пользования и распоряжения жилым помещением, просит признать Ильину ФИО10 и Шипееву ФИО11 утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, и снять их с регистрационного учета по указанному адресу.
В судебном заседании истец Ильин С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, вновь приведя их суду. Кроме того, суду показал, что он не является родителем несовершеннолетней ФИО2, которая учится в техникуме в <адрес>, проживает в съемной квартире.
Ответчики Ильина Н.Г., Шипеева Е.А. надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, причина неявки суду не известна. Суд находит ответчиков надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, так как судом им направлены извещения по месту регистрации, иной адрес места проживания суду не известен, но в судебное заседание ответчики не явились, извещения, направленные судом по месту регистрации, возвращены в суд с отметкой «истек срок хранения»; представителя ответчики в суд не направили, об уважительности причины неявки суд не известили, не просили об отложении дела.
Неявка ответчиков на судебное заседание не может освобождать их от ответственности и нарушать права истца на защиту прав и законных интересов. В данном случае были использованы все достаточные способы обеспечения ответчикам возможности участия в деле, в связи с чем, суд, в силу статей 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признав причину неявки ответчиков неуважительной, считает возможным рассмотреть дело без их участия в порядке заочного производства.
Представители третьего лица – отделения по вопросам миграции отдела МВД РФ по Моргаушскому району Чувашской Республики в судебное заседание не явились, причина неявки суду не известна.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Моргаушского района Чувашской Республики Егорова С.В. просила отказать в удовлетворении иска к ответчику Шипеевой Е.А., так как у нее отсутствует регистрация в ином месте.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Аналогичные положения закреплены в статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является Ильин ФИО12 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Александровского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, Ильина ФИО13 и Шипеева ФИО14 зарегистрированы по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Данный факт также подтверждается домовой книгой на жилой дом № по вышеуказанному адресу, а также справкой, выданной отделением по вопросам миграции ОМВД РФ по Моргаушскому району Чувашской Республики.
Из выписки из похозяйственной книги № администрации Александровского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, а также из домовой книги на жилой дом следует, что в списке членов хозяйства Ильина ФИО15, расположенного по адресу: <адрес>, значатся: Ильина ФИО16 и Шипеева ФИО17.
Из пояснений истца Ильина С.В., данных в судебном заседании, следует, что ответчик Ильина Н.Г. является его бывшей супругой, ответчик Шипеева Е.А. является дочерью его бывшей супруги, членами одной семьи с истцом не являются, совместное хозяйство не ведут. Личных вещей ответчиков в жилом доме не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка №1 Моргаушского района брак между Ильиным С.В. и Ильиной Н.Г. прекращен, что подтверждается свидетельством о расторжении брака серии №, выданным Отделом ЗАГС администрации Моргаушского района Чувашской Республики.
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Дееспособные члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст.10 СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст.55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания приведенных положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их вселения для постоянного совместного проживания, а также в данном случае факт ведения сторонами совместного хозяйства.
Между тем по настоящему делу сведений о совместном проживании истца и ответчиков, ведении ими совместного хозяйства материалы дела не содержат.
В судебном заседании установлено, что ответчики Ильина Н.Г. и Шипеева Е.А. в доме № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ не проживают.
Соглашения о порядке пользования и проживания в спорном жилом доме между ответчиками и собственником жилого помещения заключено не было.
Из пояснений истца следует, что ответчики с ДД.ММ.ГГГГ не проживают в его доме, добровольно выехали из спорного дома, после чего в нем не проживали. Обязанностей по содержанию жилого помещения ответчики Ильина Н.Г., Шипеева Е.А. не исполняют.
Из пояснений представителя органа опеки и попечительства администрации Моргаушского района судом установлено, что семья несовершеннолетней Шипеевой Е.А. состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, по сведениям которой Шипеева Е.А. обучается на первом курсе с техникуме в <адрес>, проживает в съемной квартире.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчики Ильина Н.Г. и Шипеева Е.А., не являясь членами семьи собственника жилого помещения, не проживая в спорном жилом помещении, а также, не исполняя обязанности по содержанию жилого помещения и оплате коммунальных платежей, утратили право пользования и проживания в спорном жилом помещении.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения, и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободы в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно статьям 1 и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственника может быть ограничено законом, но только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие обстоятельства судом не установлены.
Регистрация ответчиков Ильиной Н.Г. и Шипеевой Е.А. в спорном доме в силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее Закона о праве граждан на свободу передвижения) не является само по себе юридически значимым обстоятельством.
По мнению суда, ответчики, не проживая в спорном жилом помещении, сохраняя в нем регистрацию после выезда из спорного дома на постоянное место жительства в другое место, злоупотребляет своим правом, что недопустимо в силу пункта 1 части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 6 Закона о праве граждан на свободу передвижения гражданин обязан иметь регистрацию по месту фактического проживания, а не иначе.
Согласно статьи 4 Закона о праве граждан на свободу передвижения в городах органами регистрационного учета граждан России по месту жительства являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания является административным актом, который удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства или места пребывания. При утрате гражданином права на данное жилое помещение или его отсутствие, он в свою очередь в соответствии со статьей 7 абзаца 7 Закона о праве граждан на свободу передвижения подлежит снятию с регистрационного учета, по указанному адресу.
Поскольку права собственника нарушаются, оснований для отказа в восстановлении нарушенного права не имеется.
Как видно из материалов дела каких-либо законных оснований пользования спорным домом ответчики Ильина Н.Г. и Шипеева Е.А. не имеют, следовательно, зарегистрированы там незаконно и утратили право пользования спорным жилым помещением.
Следовательно, Ильина Н.Г. и Шипеева Е.А. подлежат снятию с регистрационного учета из указанного дома отделением по вопросам миграции ОМВД по Моргаушскому району Чувашской Республики.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьям 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать Ильину ФИО18 и Шипееву ФИО19 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Обязать отделение по вопросам миграции ОМВД РФ по Моргаушскому району снять Ильину ФИО20 и Шипееву ФИО21 с регистрационного учета с жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 8 ноября 2021 года.
Судья А.Н. Турхан