Решение по делу № 2-1151/2022 (2-6048/2021;) от 16.11.2021

по делу №2-1151/2022 20 апреля 2022 года

УИД 47RS0006-01-2021-007752-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Дубовской Е.Г.,

при секретаре Савченковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, выступающего в интересах неопределённого круга лиц, к АО «Ленинградские областные коммунальные системы» об обязании в течении 90 дней с даты вступления решения суда в законную силу произвести оценку воздействия сбрасываемых сточных вод в водный объект рыбохозяйственного значения – <адрес>, на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380, результат оценки согласовать с Северо-Западным Территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству,

установил:

Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, выступая в интересах неопределённого круга лиц, обратился с настоящим иском в Гатчинский городской суд Ленинградской области, указав в обоснование требований, что решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ выданным Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, АО «Ленинградские областные коммунальные системы» предоставлена часть водного объекта рыбохозяйственного значения – <адрес> В нарушение требований части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации систематически допускается сброс сточных вод с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ, тем самым в нарушение пункта 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, водопользователем АО «Ленинградские областные коммунальные системы» при использовании водного объекта допускается причинение вреда окружающей среде, в том числе водным биологическим ресурсам. Факт превышения нормативов сброса загрязняющих веществ подтверждается ежеквартальными отчетами водопользователя за ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение требований статей 50 и 53 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при осуществлении ответчиком деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы, не произведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания, не рассчитан ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания. За период деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы, мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания не проводилось, наносимый вред водным биоресурсам ни в форме материальной компенсации, ни в виде действий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, не компенсировался. Обязанность по оценке воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания возникает у ответчика в силу закона при осуществлении такой деятельности и не зависит от указания данной обязанности в разрешительных документах на право пользования водным объектом. Непринятие водопользователем – АО «Ленинградские областные коммунальные систему» мер оценки воздействия осуществляемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в том числе к расчету вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, ведет к неисполнению практических действий по компенсации данного вреда, что в свою очередь сказывается на сокращении объема и видового состава водных биоресурсов, обитающих в водоемах и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации как собственника данных водных объектов.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на представленные возражения (л.д.87-88), пояснив, что законодательно не предусмотрено проведение оценки воздействия на окружающую среду лицами, уже осуществляющими такое воздействие. Данная обязанность может быть возложена только на лиц, которые планируют такую деятельность. Поскольку АО «Ленинградские областные коммунальные системы» (далее АО «ЛОКС») не планирует хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, а фактически её осуществляет, вследствие этого является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, полагает требования прокурора необоснованными.

Представитель третьего лица Северо-западное Территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству, будучи извещенным, в суд своего представителя не направил, отзыв на иск не представил.

Суд, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Учитывая, что в данном случае невыполнение требований законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, имеются основания для обращения с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц от имени прокурора.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу пункта 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

В соответствии с частью 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.

Судами установлено, что основным видом деятельности АО «ЛОКС» является сбор и обработка сточных вод.

Первоначально АО «ЛОКС» предоставлена часть водного объекта рыбохозяйственного значения – <адрес> для сброса сточных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ выданным Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (л.д.12-23).

Повторно указанная часть водного объекта предоставлена на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ выданным Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, (л.д.24-32).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (л.д.33-36).

Согласно форме 3.3., предусмотренной приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества зафиксировано превышение содержания взвешенных веществ и алюминия (л.д.37-45).

Установив факт превышения загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых АО «ЛОКС» в <адрес> и возможного оказании их воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, прокурор обратился в суд с иском о об обязании провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод. Решением Гатчинского городского суда от 06.04.2021 по делу№2-1467/2021 исковые требования были удовлетворены (л.д.96-99).

До настоящего времени решение суда не исполнено.

Во избежание возможного оказании их воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В силу статьи 5 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов регулируются отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов. (статья 53 названного Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, согласно которого мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: - оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания (подпункт "б"); - определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; - проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (пункт 2).

При осуществлении деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические лица обеспечивают предусмотренную подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (пункт 4).

Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов (пункт 7).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что поскольку ответчик систематически допускает нарушение водного законодательства в части превышения загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в Камское водохранилище, то ответчик должен производить оценку воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания; отсутствие мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания препятствует определению вреда, наносимым водным биоресурсам с целью последующей компенсации.

АО «ЛОКС» осуществляется деятельность по сбору и обработке сточных вод, которыми являются сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади, при этом материалами дела подтверждено оказание негативного воздействия на водные биологические ресурсы, несмотря на то обстоятельство, что деятельность АО «ЛОКС» осуществляется на протяжении длительного времени и производится внесение платы за негативное воздействие, ответчик является лицом, обязанным производить оценку воздействия сбрасываемых сточных вод в водный объект. Освобождение от данной обязанности может привести к неконтролируемому, либо аварийному сбросу сточных вод и нанесению вреда водным биологическим ресурсам, поскольку проведение оценки направлено, в том числе, на предотвращение причинение вреда.

Доводы представителя АО «ЛОКС» относительно осуществляемой платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в силу пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при осуществлении деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания/ суд находит не состоятельными.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 утверждено положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее - Положение N 380).

Мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе, оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания подп. б пункта 2 названного положения).

В соответствии с пунктом 5 Положения N 380 при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами "в" - "з" пункта 2 Положения.

Поскольку АО «ЛОКС» систематически нарушает водное законодательство, то имеются основания для возложения на ответчика обязанности произвести оценку воздействия на биоресурсы от своей деятельности, поскольку определение данного показателя позволит оценить состояние биоресурсов на будущее время.

В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах (ч.2 ст. 88 ГПК РФ).

На основании п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

В силу требований п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов.

При таких обстоятельствах, с АО «ЛОКС» в бюджет Гатчинского муниципального района Ленинградской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, выступающего в интересах неопределённого круга лиц, к АО «Ленинградские областные коммунальные системы» об обязании в течении 90 дней с даты вступления решения суда в законную силу произвести оценку воздействия сбрасываемых сточных вод в водный объект рыбохозяйственного значения – <адрес>, на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380, результат оценки согласовать с Северо-Западным Территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству,

Обязать АО «Ленинградские областные коммунальные системы» в течении 90 дней с даты вступления решения суда в законную силу произвести оценку воздействия сбрасываемых сточных вод в водный объект рыбохозяйственного значения – <адрес>, на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380, результат оценки согласовать с Северо-Западным Территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству.

АО «Ленинградские областные коммунальные системы» в бюджет Гатчинского муниципального района Ленинградской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Решение суда в окончательной форме принято 27 апреля 2022 г.

2-1151/2022 (2-6048/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Природоохранный прокурор Санкт-петербурга
Ответчики
АО "Ленинградские областные коммунальные системы"
Другие
Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Суд
Гатчинский городской суд Ленинградской области
Судья
Дубовская Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
gatchinsky.lo.sudrf.ru
16.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2021Передача материалов судье
23.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.01.2022Предварительное судебное заседание
02.03.2022Предварительное судебное заседание
20.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее