Судья Тугорева А.В. |
№ 33а-2971/2020 10RS0016-01-2020-001136-22 2а-517/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16.10.2020 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Сильченко Р.П., Колбасовой Н.А.,
при секретаре Сафоновой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Сегежского городского суда Республики К.. от 28.07.2020 по административному исковому заявлению Малыгина С. В. об оспаривании действий ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, выразившихся в непредоставлении товаров, понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Сильченко Р.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малыгин С.В. обратился с административным иском об оспаривании действий ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, выразившихся в непредоставлении товаров по заявлению от 21.05.2020, и ответа от 01.06.2020, обязании приобретать ему все незапрещенные продукты питания. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 21.05.2020 он подал в администрацию исправительного учреждения заявление о приобретении белого хлеба, свежей моркови, свежей свеклы. 01.06.2020 административный ответчик представил ответ №(...), в соответствии с которым продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются согласно заполненному заявлению с учетом имеющихся продуктов и предметов на момент приобретения, морковь, свекла и белый хлеб отсутствуют в ассортименте магазина при учреждении.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано. С Малыгина С.В. в доход бюджета Сегежского муниципального района взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
С решением суда не согласен Малыгин С.В., в апелляционной жалобе просит его отменить, исковые требования удовлетворить. Считает, что суд при рассмотрении дела неправильно применил нормы материального права, чем отказал ему в судебной защите. Считает доказанным факт нарушения его прав действиями ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, выразившимися в неприобретении товаров, поименованных в заявлении.
В заседании суда апелляционной инстанции Малыгин С.В., участие которого было обеспечено путем использования средств видеоконференц-связи, поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Малыгин С.В. в спорный период содержался в камере ПКТ ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия.
21.05.2020 Малыгин С.В. направил в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике К.. заявление, содержащее просьбу отоварить его в магазине морковью (3 кг), свеклой (2 кг) и белым хлебом (7 буханок). Заявление зарегистрировано под №ОГ-117.
На заявление административного истца врио начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия дан ответ от 01.06.2020 №(...), согласно которому продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются согласно заполненному заявлению с учетом имеющихся продуктов и предметов на момент приобретения. На 01.06.2020 морковь, свекла, белый хлеб отсутствуют в ассортименте магазина при учреждении. Разъяснено право на обжалование решения в случае несогласия с ним (ответ получен Малыгиным С.В. 01.06.2020).
Предметом спора являются ответ от 01.06.2020, действия должностных лиц ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, выразившиеся в непредоставлении товаров по заявлению от 21.05.2020.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств нарушения прав административного истца, законности действия исправительного учреждения.
Судебная коллегия с данным выводом соглашается в силу следующего.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных. Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ч.3 ст.82 УИК РФ).
В соответствии с п.п.106-108 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 №295 (далее – ПВР ИУ), для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в ИУ организуются магазины (интернет-магазины), работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Осужденным, содержащимся в колониях-поселениях, разрешается приобретать продукты питания, вещи и предметы первой необходимости за наличный расчет.
Для осужденных, содержащихся в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, безопасном месте и запираемых помещениях, освобожденных из-под стражи под надзор администрации ИУ, а также осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя и проживающих за пределами ИУ, по их заявлениям продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются администрацией ИУ. С этой целью каждому осужденному, имеющему право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, выдаются бланки заявлений (приложение №12), которые после заполнения сдаются администрации ИУ. Администрация ИУ перед закупкой предварительно проверяет в финансовой части либо бухгалтерии наличие денег на лицевом счету осужденного. Купленный товар вручается осужденному под роспись на заявлении.
Приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости для лиц, содержащихся в ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах, производится два раза в месяц.
Приобретение осужденными, содержащимися в ПКТ, ЕПКТ товаров и продуктов в магазине учреждения осуществляется в 1-й и 3-й вторник каждого месяца (п.7 примечаний к распорядку дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, являющемуся приложением №23 к приказу ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия от 09.12.2019 №505).
На основании договора комиссии №(...) от 11.06.2019 реализацию продуктов питания и предметов первой необходимости находящимся в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия осужденным с 11.06.2019 осуществляло ФГУП «Архангельское» ФСИН России.
Согласно представленным ФГУП «Архангельское» ФСИН России прайс-листам за период с 21.05.2020 по 01.06.2020, актам переданных на комиссию товаров в спорный период в магазине К-7 ОСП Карелия хлеб белый, свежая морковь, свежая свекла отсутствовали. В ходе судебного разбирательства было установлено, что заявление от 21.05.2020 начальником исправительного учреждения было надлежащим образом рассмотрено, на него дан мотивированный ответ.
Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, принятие судом решения об удовлетворении полностью или в части заявленных административным истцом требований возможно в том случае, если оспариваемые действия (бездействие) не только не соответствуют нормативным правовым актам, но и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено, вопреки положениям ч.11 ст.226 КАС РФ административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав ответом и действиями сотрудников ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия.
По мнению судебной коллегии, не представлено доказательств наличия со стороны сотрудников исправительного учреждения какого-либо предвзятого отношения к административному истцу. Оснований не доверять информации, содержащейся в прайс-листах, актах, не имеется. Само по себе оспаривание Малыгиным С.В. действий сотрудников ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия не свидетельствует о предвзятости должностных лиц и, в связи с этим, непредоставлении ему товаров (хлеб белый, свежая морковь, свежая свекла) по его заявлению.
Вопреки доводам апелляционной жалобы действующим законодательством на исправительное учреждение не возлагается обязанность по приобретению продуктов питания и товаров первой необходимости по заявлению осужденных в торговых объектах, расположенных за пределами колонии.
Правовых оснований для удовлетворения заявления Малыгина С.В. о применении меры предварительной защиты в виде обеспечения его безопасности у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку заявителем не представлены доказательства наличия реальной угрозы его жизни или здоровью со стороны ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, участие административного истца в заседании суда апелляционной инстанции было обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи с исправительным учреждением, кроме того заявителем поданы жалобы на условия его содержания в исправительном учреждении в надзорные органы.
При подаче административного иска судом первой инстанции заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в связи с чем при разрешении заявленных требований с МалыгинаС.В. в доход бюджета Сегежского муниципального района была взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Вместе с тем судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении вопроса о возмещении судебных расходов суд не выяснил обстоятельства, являющиеся основанием для освобождения административного истца от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце втором п.8 постановления Пленума от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», в случае если уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты оказываются недостаточными для обеспечения беспрепятственного доступа лишенного свободы лица к правосудию, например, когда речь идет о находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют достаточных денежных средств на лицевом счете, суд в силу п.2 ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из имущественного положения такого лица, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины на основании заявленного им ходатайства.
Согласно представленным в суд апелляционной инстанции сведениям Малыгин С.В., (.....) г.р., отбывающий наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия, не привлекался к оплачиваемому труду ввиду отсутствия рабочих мест и соответствующей квалификации.
Учитывая имущественное положение осужденного Малыгина С.В., при рассмотрении настоящего спора административный истец подлежал освобождению от уплаты государственной пошлины.
Однако неправильность данного вывода не привела к вынесению незаконного решения, поскольку заявленные истцом требования были разрешены судом по существу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оставляет решение суда первой инстанции без изменения и находит необходимым освободить Малыгина С.В. от уплаты государственной пошлины по настоящему делу.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 28.07.2020 по настоящему делу по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.
Изложить абзац второй резолютивной части в новой редакции:
«Освободить Малыгина С. В. от уплаты государственной пошлины по настоящему делу.».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи