Решение по делу № 66а-730/2021 от 16.06.2021

УИД 55OS0000-01-2021-000027-09

№66а-730/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск                                             20 июля 2021 года

       Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.,

судей Ненашевой Е.Н., Захарова Е.И.,

при помощнике судьи Томилиной Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-72/2021 по административному исковому заявлению Путилиной Н.В. к Совету Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области об оспаривании решения Совета Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 15 от 06 ноября 2020 года (в редакции решения Совета Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № 22 от 17 декабря 2020 года) «О запрете захоронений умерших лиц, не имеющих регистрации по месту жительства Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, на территории кладбищ Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области»,

по апелляционной жалобе административного ответчика Совета Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на решение Омского областного суда от 01 апреля 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., возражения на апелляционную жалобу административного истца Путилиной Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В., полагавшей об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

решением Совета Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 06 ноября 2020 года № 15 запрещены захоронения умерших лиц, не имеющих регистрации по месту жительства в Ключевском сельском поселении Омского муниципального района Омской области, на территории кладбищ указанного сельского поселения, за исключением подзахоронений к ранее захороненным лицам при наличии подтверждающих документов о родстве (далее - Решение № 15).

Решением Совета Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 17 декабря 2020 года № 22 Решение № 15 изложено в новой редакции, согласно которой запрещены захоронения умерших лиц, не имеющих регистрации по месту жительства в Ключевском сельском поселении Омского муниципального района Омской области, на территории кладбищ указанного сельского поселения, за исключением подзахоронений к ранее захороненным лицам при наличии подтверждающих документов о родстве, а также лиц, зарегистрированных на момент смерти по адресу: мкр. Береговой, мкр. Новоалександровка Советского Административного округа города Омска при наличии подтверждающих документов о регистрации. (далее - Решение № 22)

Путилина Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного нормативного правового акта (в действующей редакции). Указала, что зарегистрирована в г. Омске, желает быть погребенной на кладбище поселка Ключи Омского муниципального района Омской области. Выражая несогласие с установленным органом местного самоуправления запретом, административный истец ссылалась на нарушение ее права быть погребенной после смерти с учетом собственного волеизъявления, выраженного при жизни, т.к. нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не установлено ограничений на погребение на общественных кладбищах лиц, не имеющих регистрации по месту жительства на конкретной территории.

Решением Омского областного суда от 01 апреля 2021 года административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе председатель Совета Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Игнатова А.В. просит постановленный судебный акт отменить как незаконный, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что нормами действующего законодательства не усматривается запрет органам местного самоуправления устанавливать порядок деятельности кладбищ, судом ошибочно установлено, что место регистрации является определяющим при запрете на захоронение лиц, не зарегистрированных на территории Ключевского сельского поселения. Кроме того в настоящее время права и законные интересы Путилиной Н.В. не нарушаются, оспариваемое решение не препятствует реализации прав административного истца.

Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом Путилиной Н.В., участвующим в деле прокурором представлены возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, заслушав административного истца Путилину Н.В., заключение прокурора Гурлевой О.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 3 Закона Омской области от 30 июля 2004 года № 548-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований Омской области» Ключевской сельский округ Омского муниципального района Омской области наделен статусом сельского поселения муниципального образования.

Совет Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления сельского поселения (статья 20 Устава Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области).

Согласно положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), а также Закона Омской области от 24 сентября 2015 года № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к вопросам местного значения отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 5, 8, 13, 15, 22, 26, 31, 38 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ.

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ, а также статьи 4 Устава Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что оспариваемые Решение № 15 и Решение № 22 приняты уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования и по этим основаниям не оспариваются.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец Путилина Н.В. зарегистрирована по месту жительства в городе Омске, 31 декабря 2020 года выразила письменное волеизъявление быть погребенной на кладбище поселка Ключи Омского муниципального района Омской области. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются ее права и законные интересы.

Вопросы, связанные с погребением и похоронным делом, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ).

Согласно статье 1 указанного закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.

В абзаце 4 пункта 1 статьи 5 Закона № 8-ФЗ указано, что волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, в том числе, быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими.

В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (пункт 3 статьи 5 Федерального закона № 8-ФЗ).

Пунктами 1 и 2 статьи 7 указанного Закона № 8-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, как правильно указал суд, действующее законодательство не содержит положений, позволяющих ограничивать или вводить запреты на захоронения в зависимости от регистрации по месту жительства умершего лица. В перечне оснований для исполнения волеизъявления к погребению требование о наличии регистрации по месту жительства на определенной территории отсутствует.

С учетом вышеизложенных обстоятельств дела и положений закона, оспариваемое Решение № 15 противоречит федеральному законодательству, устанавливающему гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, в связи с чем обоснованно признано недействующим.

Доводы апеллянта о нарушении прав иных граждан в связи с сокращением мест захоронения и возможным закрытием кладбища, не свидетельствуют о законности оспариваемого нормативного правового акта, органы местного самоуправления вправе в установленном законом порядке решить вопрос о создании иного места погребения.

В целом доводы апеллянта аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Таким образом, обжалуемое решение является законным, обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Омского областного суда от 01 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Омский областной суд.

Председательствующий О.Е. Красикова
Судьи Е.Н. Ненашева
Е.И. Захаров

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 июля 2021 года.

66а-730/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Омской области
Путилина Наталья Владимировна
Ответчики
Администрация Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области
Совет Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области
Другие
Муниципальное казенное учрежедение Хозяйственное управление администрации Ключевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области
Администрация г. Омска
Суд
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
5ap.sudrf.ru
16.06.2021Передача дела судье
20.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2021Передано в экспедицию
20.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее