копия
дело № 2-861/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2018 года г. Железногорск Красноярского края
Железногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Владимирцевой С.Н.,
при секретаре Кузьминой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлева С.В. к ООО «Ленинградское» о признании действий незаконными, снижении суммы начисленной санкции
У С Т А Н О В И Л:
Яковлева С.В. обратилась в суд с иском к ООО «Ленинградское» о признании действий незаконными, снижении суммы начисленной санкции, мотивируя свои требования тем, что является собственником квартиры по адресу <адрес>. Управляющей компанией, обслуживающей данный многоквартирный дом, является ответчик. ДД.ММ.ГГГГ в квартире истицы был установлен индивидуальный прибор учета горячей воды №, который был опломбирован, дата очередной поверки установлена ДД.ММ.ГГГГ. Данный прибор учета имеет антимагнитную защиту от манипуляций показаниями счетчика внешним магнитом с магнитной индукцией 40мТл. Начиная с октября 2017 года истице ответчиком была начислена сумма за содержание и ремонт жилищного фонда, и коммунальные услуги, в размере 267419 рублей 86 копеек, с учетом штрафных санкций. Данные санкции были наложены на основании акта проверки показаний приборов учета коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, составленного представителем ответчика Мирошниченко. Также ДД.ММ.ГГГГ этим же контролером был составлен акт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с указанием на отсутствие индикатора антимагнитной пломбы на приборе учета горячего водоснабжения. Истица считает, что осуществление ответчиком платы за горячее водоснабжение при наличии индивидуальных приборов учета по нормативам, с начислением штрафа нарушает ее права, как потребителя. Нормативными документами для определения пригодности счетчиков воды к применению являются ГОСТ Р 50601-93 «Счетчики питьевой воды крыльчатые. Общие технические условия», МИ 1592 -99 «Счетчики воды. Методика поверки», ГОСТ 6019-83 «Счетчики холодной и горячей воды крыльчатые. Общие технические условия» ГОСТ 8.156-83 «ГСИ. Счетчики холодной и горячей воды. Методы и средства поверки»
Проведение испытаний и измерений счетчиков воды на намагниченность указанными документами не предусмотрено. В государственных стандартах отсутствуют требования к антимагнитной защищенности счетчиков воды. Счетчик, установленный в квартире истцы соответствует техническим требованиям, предъявляемым к средствам измерений. ДД.ММ.ГГГГ истица направила ответчику претензию о перерасчете платы за коммунальные услуги, на что получила отказ.
В ходе проверки и составления акта 23.10.2017г. из всего перечня факторов подлежащих проверке, каких либо замечаний на целостность прибора учета, наличие или отсутствие механических повреждения, наличие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, не плотного прилегания стекла индикатора или отсутствия пломб, не установлено и не выявлено. В ходе осмотра выявлено лишь отсутствие антимагнитной пломбы, которая была дополнительно приклеена на антимагнитный счетчик. При этом признаков несанкционированного вмешательства в прибор учета путем повреждения корпуса счетчика не выявлено
Отсутствие указанной антимагнитной пломбы, которая, по существу, является узкой полоской, одна сторона которой имеет клеевую основу и клеится на пластиковый корпус счетчика, не говорит о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.
При составлении акта, управляющей компании необходимо было констатировать факт отсутствия антимагнитной пломбы, а не квалифицировать ее действия как несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. Имелось ли подобное вмешательство или же это произошло в ходе нормальной эксплуатации, надлежало выяснить в ходе проводимой проверки.
В последующем при допуске прибора учета к эксплуатации и его внеплановой поверке каких либо нареканий к нему не предъявлено. Счетчик признан пригодным к дальнейшей эксплуатации.
За период с января 2017 г. по июнь 2018г., т.е. более чем за год, среднее потребление горячей воды, в прибор учета которого, она якобы, по мнению управляющей компании вмешалась, среднестатистически не изменился, ни за период якобы имевшего место вмешательства, ни после него.
Кроме того, делая перерасчет коммунального платежа за горячую воду исходя из норматива потребления воды и с учетом повышающего коэффициента, ответчик даже не вычел сумму уже оплаченную ею по показаниям прибора учета за указанный период времени и не представил расчет обосновывающий сумму требований.
Поскольку злого умысла в уничтожении или повреждении антимагнитной наклейки на приборе учета управляющей компанией не установлено, причины отрыва магнитной пломбы без повреждения иных пломб и самого прибора учета не выявлено и ей они не известны, считает, что необходимо применить положения п.59.60 Правил в соответствии с которыми, при выходе из строя или утрате ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, плата за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем.
Кроме того согласно п.81(11) правил при обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнителем составляется акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца предшествующие дате проверки прибора учета, при которых выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Какого-либо требования о внесении до начисленной платы за коммунальные услуги ответчиком в её адрес не направлялось, перерасчета не предоставлялось.
Также, как следует из квитанции за октябрь 2017, доначисление проведено не только за горячее водоснабжение но и другие компоненты коммунальных платежей. ГВС компонент на ТЭ в сумме 170187 руб 30 коп. рассчитанный исходя из Гкал, а не кубических метров, ГВС компонент теплоноситель в сумме 55247 руб 79 коп и водоотведение в сумме 28462 руб.89 коп и 100 руб. Всего до начислено за октябрь 2017г. 253997 рублей 98 коп. (платежный документ за октябрь 2017г).
В последующем, после проведенной проверки надзорным органом ООО «Ленинградское» сумма доначисленной платы за январь 2018 уменьшилась на стоимость водоотведения 28462 рубля 89 коп и должна была составить 225535, рублей 09 копейка, однако в платежных документах за январь 2018г. сумма доначисленных денежных средств указывалась 240028 рублей 51 коп.
В копии выписки из домовой книги Финансово-лицевого счета: 24000180010001000031 (1191474) выданной 30.07.2018г. сумма задолженности за жилищно-коммунальные услуги указана 234376 рублей 93 копейки, пени 354 рубля. В копии аналогичной выписки от ДД.ММ.ГГГГ (выданной с разницей по времени 7 дней) указана задолженность в сумме 241400 руб.74 коп, пени 24832 рубля 68 копеек. Дата выдачи 07.08.2018г.
В справке о сведениях показаний счетчиков ГВС собственника по адресу <адрес> июля 2016 по июнь 2018г., представленной на ее запрос от 09.07.2018г., сумма начислений указана иная - горячая вода компонент теплоносителя - 57160.07, горячая вода компонент на тепловую энергию 176077.07, что в общей сумме составляет 233237 руб 14 копеек, что разница с платежным документом за октябрь 2017г. в котором значится сумма 253997 рублей 98 коп
Обоснований указанного расчета, равно как и расчетов выставленных ей в платежных документах управляющей компанией не представлено, и во всех документах которые предоставляет ей управляющая компания, сумма задолженности указывается разная.
Как видно из актов поверки прибора учета, нарушений эксплуатации последнего не установлено, металлические пломбы не повреждены, корпус не деформирован, внешнего вмешательства не обнаружено, обнаружено лишь отклеившаяся дополнительная магнитная пломба.
Среднее потребление коммунального ресурса как с магнитной пломбой, так и без магнитной пломбы за период 2016-2018годы не изменилось, намерений портить пломбу либо уменьшать показания прибора учета она не имела.
На октябрь 2017г. в принадлежащей ей квартире на регистрационном учете состояло 11 человек. Фактически всегда проживало и в настоящее время проживает 6 человек.
Согласно расчета среднее потребление горячей воды за период с июля 2016 по июнь 2018г. из расчета 24 месяца составил 6,444 куб.м. в месяц, что соответствует передаваемым показаниям приборов учета за указанный период времени.
Она не сможет выплатить заявленную управляющей компанией неустойку в виду недостаточных доходов ее и членов ее семьи. Она является матерью 4-х детей, трое из которых несовершеннолетние и проживают с ней. Также в квартире с ней проживает ее престарелая мать 1947 года рождения и супруг.
Ее доход составляет за 2016г. 217582 рублей, за 2017г.296867 рублей и за 7 месяцев 2018г - 182607 рублей. Таким образом, средний доход за указанный период составляет 217582+296867+182607=697056 рублей за 31 месяц 697056:31=22485 руб. Среднемесячный доход супруга за 2018 год составляет 10000 рублей. Кроме того, она получает 2218,50 руб алименты. Таким образом, среднемесячный доход семьи составляет 34703 рубля. Поскольку семья состоит из нее, супруга и троих несовершеннолетних детей, средний доход на одного человека не превышает 7000 рублей. В результате доначисленной неустойки по коммунальным платежам у них образовалась задолженность по коммунальным платежам и семья лишена возможности воспользоваться льготами по социальной поддержке населения по оплате жилья и коммунальных услуг, а сумма пени за задолженность растет ежемесячно.
На претензию с просьбой о перерасчете платы за коммунальные услуги с учетом показаний приборов учета от 27.11.2017г. ответчик ответил отказом
Считает, что начисленная ответчиком неустойка в сумме 240977 рублей 80 коп. является явно несоразмерной последствиям неумышленного и не намеренного нарушения со стороны истца и не причинило ООО Ленинградское какого-либо ущерба, не изменив среднестатистических показаний прибора учета горячей воды за два года. Кроме того в соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств, суд вправе уменьшить неустойку.
Просит суд признать неправомерным начисление ООО «Ленинградское» мне как собственнику квартиры, расположенной по адресу <адрес>, кВ.32 платы за коммунальный платеж в размере 240977 рублей 80 копеек, обязать ООО «Ленинградское» произвести перерасчет Яковлевой С.В. по счету за октябрь 2017г. по оплате за содержание и ремонт жилого фонда, коммунальные услуги исходя из фактически потребленных ресурсов, согласно показаний индивидуального прибора учета горячего водоснабжения по квартире расположенной по адресу <адрес>, исключив из начисления плату за горячее водоснабжение в размере 240977 рублей 80 коп и пени в размере 24698 руб.24.коп.
В судебном заседании истица Яковлева С.В. и ее представитель Кринберг И.Ю. (полномочия по ордеру) на исковых требованиях настаивали, привели доводы, изложенные в исковом заявлении, просили применить ст. 333 ГК РФ и снизить размер штрафных санкций.
Представитель ответчика ООО «Ленинградское» Поляков А.В. (полномочия по доверенности № от 19.09.2017г.) в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ответчиком в период оспариваемых действий осуществлялось управление многоквартирным домом <адрес>, которое обеспечивало содержание общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг. Согласно Акту о допуске в эксплуатацию индивидуального прибора учета по горячему водоснабжению от 08.08.201бг., в квартире ответчика допущен к эксплуатации прибор учета по горячему водоснабжению N 1012134656403. Согласно ведомости опломбировки антимагнитными пломбами жилых помещений многоквартирного дома по адресу <адрес> квартире ответчика 07.0б.201бг. на прибор учета по горячему водоснабжению установлена антимагнитная пломба N 1543914. Согласно Акту от 23.10.2017г. представителем ООО «Ленинградское» во время обхода зафиксировано несанкционированное вмешательство в работу прибора учета горячего, водоснабжения в жилом помещении по адресу: <адрес>, а именно отсутствие, индикатора антимагнитной пломбы, чем нарушен п. 81(11) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". В платежном документе за октябрь 2017г. собственникам квартиры по адресу: <адрес>, ООО «Ленинградское» было произведено доначисление по ГВС (компоненты на теплоноситель и на тепловую энергию) и по водоотведению, а всего в сумме 253997,98 руб. на 11 зарегистрированных с применением повышающего коэффициента 10. Перерасчет был произведен за август, сентябрь и октябрь 2017г. В платежном документе за январь 2018г. была произведена корректировка ошибочно начисленной суммы перерасчета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета горячей воды по услуге водоотведение (-28462,89 руб.) По мнению истца, отсутствие антимагнитной наклейки не свидетельствует о наличии негативных последствий от такого нарушения в виде искажений показаний прибора учета. Данная позиция истца основана на ошибочном толковании норм права, регулирующих данные правоотношения. Согласно Акту проверки от 05.02.2018г. Службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> ООО «Ленинградское» вышеуказанный перерасчет по квартире истца по ГВС, связанный с установлением факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета горячей воды, признан обоснованным. Полагает, что к указанной санкции не могут быть применены положения ст. 333 ГК РФ. Просит в иске отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
В силу пункту 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Судом установлено что, истец проживает и является собственником квартиры по адресу: <адрес>. В квартире зарегистрированы по месту жительства: дочь Петина В.С. 13.11.2003г.р., сын Петров С.В. 19.02.1994г.р., мать Подосочная В.И. 12.05.1947г.р., муж Яковлев А.В., дочь Яковлева М.А. 06.05.2008г.р., дочь Яковлева В.А. 29.10.2014г.р.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Ленинградское», ОГРН 1142452001471, является действующим юридическим лицом.
ООО «Ленинградское» имеет лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу производится ООО «Ленинградское».
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Ленинградское» и Яковлевой С.В. заключен договор управления многоквартирным домом
Согласно акту о допуске в эксплуатацию индивидуальных приборов учета потребления холодной, горячей воды и электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный прибор учета горячей воды допущен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на данный прибор установлена антимагнитная пломба, о чем уведомлен потребитель, согласно отметке в данном акте.
ДД.ММ.ГГГГ представителем ООО «Ленинградское» Мирошниченко произведен осмотр индивидуального прибора учета горячего водоснабжения в <адрес>, в результате осмотра установлено отсутствие индикатора антимагнитной пломбы, установить дату несанкционированного вмешательства в работу прибора учета не представилось возможным. В данном акте имеется подпись собственника помещения Яковлевой С.В. и ее объяснения по данному факту, акт вручен потребителю.
В этот же день ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт о недопуске в эксплуатацию индивидуальных приборов учета потребления холодной, горячей воды и электроэнергии в связи с несанкционированным вмешательством в работу прибора учета, с которым ознакомлен потребитель Яковлева С.В., о чем имеется ее подпись в акте, акт вручен потребителю.
Согласно акту проверки ООО «Ленинградское» службой строительного надзора и жилищного контроля <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в платежном документе за октябрь 2017 года ООО «Ленинградское» выполнило перерасчет платы за коммунальную услугу водоотведение в жилом помещении № МКД в размере 28462,89 руб., в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета горячей воды, применив повышающий коэффициент 10, что нарушает требования п. 81 (11) №, который предполагает применение повышающего коэффициента 10 относительно коммунальной услуги, по которой установлен факт несанкционированного вмешательства. При проведении проверки ООО «Ленинградское» представлен платежный документ по жилому помещению № в МКД за январь 2018 года, согласно которому указанная сумма перерасчета сторнирована.
Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
На основании п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу п. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции от 09.09.2017) прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Согласно п. 81 (12) указанных Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки.
Подпунктом "б" пункта 34 Правил N 354 установлено, что потребитель обязан при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем.
Согласно п. 62 Правил при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы, за период, начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства. Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть, произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Яковлева С.В. является собственником <адрес>. 6 по <адрес> в <адрес> края с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о регистрации права. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Ленинградское» и Яковлевой С.В. заключен договор управления многоквартирным домом.
Согласно акту о допуске в эксплуатацию индивидуальных приборов учета потребления холодной, горячей воды и электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный прибор учета горячей воды допущен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на данный прибор установлена антимагнитная пломба, о чем уведомлен потребитель, согласно отметке в данном акте.
ДД.ММ.ГГГГ представителем ООО «Ленинградское» Мирошниченко произведен осмотр индивидуального прибора учета горячего водоснабжения в <адрес>, в результате осмотра установлено отсутствие индикатора антимагнитной пломбы, установить дату несанкционированного вмешательства в работу прибора учета не представилось возможным. В данном акте имеется подпись собственника помещения Яковлевой С.В. и ее объяснения по данному факту, акт вручен потребителю.
В этот же день ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт о недопуске в эксплуатацию индивидуальных приборов учета потребления холодной, горячей воды и электроэнергии в связи с несанкционированным вмешательством в работу прибора учета, с которым ознакомлен потребитель Яковлева С.В., о чем имеется ее подпись в акте, акт вручен потребителю.
Указанный акт от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям действующего законодательства, содержит сведения о лице-абоненте, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание прибора учета, номер, тип, год госповерки, номер антимагнитной пломбы, номер контрольной пломбы на момент его составления, места, где выявлено безучетное потребление электроэнергии.
В соответствии с пунктом 81 (11) указанных Правил прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
Сохранность установленных приборов учета обеспечивается собственником жилого или нежилого помещения (пункт 81 Правил).
Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
Истец Яковлева С.В., как потребитель, ответственный за сохранность установленного у нее в квартире прибора учета ГВС, не выполнила возложенную на нее обязанность и не сообщила об отсутствии на приборе учета антимагнитной защитной ленты.
Проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, факта их наличия или отсутствия, достоверности представленных потребителями сведений приборов учета, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев (пункт 83 Правил в редакции, действующей на момент спорных правоотношений).
В приведенных выше нормах материального права прямо указано, что действия, выразившиеся во вмешательстве потребителя в работу прибора (системы) учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор (систему) учета, а также несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора (системы) учета квалифицируются как безучетное потребление электрической энергии. Совершение таких действий не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения, и является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Ответчиком на основании акта от 23.10.2017 года произведено доначисление платы за ГВС за октябрь 2017 года за водоотведение доначислено 28462,89 руб., ГВС: компонент на ТЭ 170187,30 руб., ГВС: компонент на теплоноситель 55247,79 руб., а всего 253897,98 руб. При расчете санкции по ГВС компонент на теплоноситель взят период август, сентябрь, октябрь, использованы нормативы потребления 3,3 куб.м, на 11 зарегистрированных по месту жительства, тариф 52,68 руб. При этом в квитанции выставлено за фактическое потребление за сентябрь 208,45 руб., за октябрь 1912,28 руб., то есть без повышающего коэффициента по нормативу, доначисление за минусом этих сумм составило 55247,79 руб.
При расчете санкции по ГВС компонент на тепловую энергию взят период август, сентябрь, октябрь, использованы нормативы потребления 3,3 куб.м, на 11 зарегистрированных по месту жительства, норматив тепловой энергии 0,0689, тариф 2355,26 руб. При этом в квитанции выставлено за фактическое потребление за сентябрь 642,13 руб., за октябрь 5890,67 руб., то есть без повышающего коэффициента по нормативу, доначисление за минусом этих сумм составило 170187,30 руб.
При расчете санкции по водоотведению взят период август, сентябрь, октябрь, использованы нормативы потребления 3,3 куб.м, на 11 зарегистрированных по месту жительства, тариф 27,14, по нормативу 985,18, с повышающим коэффициентом 9851,82, за сентябрь 107,39, за октябрь 985,18 по нормативу, доначисление 28462,89 руб.
Согласно акту проверки ООО «Ленинградское» службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 05.02.2018 года, в платежном документе за октябрь 2017 года ООО «Ленинградское» выполнило перерасчет платы за коммунальную услугу водоотведение в жилом помещении № МКД в размере 28462,89 руб., в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета горячей воды, применив повышающий коэффициент 10, что нарушает требования п. 81 (11) №, который предполагает применение повышающего коэффициента 10 относительно коммунальной услуги, по которой установлен факт несанкционированного вмешательства. При проведении проверки ООО «Ленинградское» представлен платежный документ по жилому помещению № в МКД за январь 2018 года, согласно которому указанная сумма перерасчета сторнирована.
Таким образом, всего Яковлевой С.В. доначислено но нормативу за три предшествующих составлению акта (август, сентябрь, октябрь) месяца, с повышающим коэффициентом 10, 225435,09 руб. В указанную сумму не включена оплата текущего платежа по нормативу без повышающего коэффициента, то есть указанная сумма является платой не за фактически потребленный ресурс ГВС, а санкцией в соответствии с нормой закона за несоблюдение требований к сохранности установленного в жилом помещении Яковлевой С.В. прибора учета ГВС.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по доначислению истцу платы за ГВС (компоненты на теплоноситель и тепловую энергию) за период август, сентябрь, октябрь 2017, исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента 10, а также расчет текущих платежей с доначислением за сентябрь 2017 и начислением за октябрь 2017 по нормативу, является правомерным и соответствующим требованиям вышеприведенных норм закона, длительность начисления по нормативу потребления не превысила 3 месяцев.
При таких обстоятельствах требования истца Яковлевой С.В. о признании неправомерным начисления ООО «Ленинградское» ей как собственнику квартиры, расположенной по адресу г.Железногорск, пр. Мира, д.6, кВ.32 платы за коммунальный платеж в размере 240977 рублей 80 копеек, обязать ООО «Ленинградское» произвести перерасчет Яковлевой С.В. по счету за октябрь 2017г. по оплате за содержание и ремонт жилого фонда, коммунальные услуги исходя из фактически потребленных ресурсов, согласно показаний индивидуального прибора учета горячего водоснабжения по квартире расположенной по адресу г. Железногорск, пр. Мира, д.6, кв.32, исключив из начисления плату за горячее водоснабжение в размере 240977 рублей 80 коп и пени в размере 24698 руб.24.коп., удовлетворению не подлежат.
Доводы истца, что она не допускала вмешательства в работу прибора учета, суд не принимает, так как отсутствие антимагнитной ленты выявлено на приборе учета, расположенном в квартире, собственником которой является истица.
Как уже указывалось выше, безучетное потребление оформлено соответствующим актом от 23 октября 2017 года, которым установлено отсутствие индикатора антимагнитной пломбы. В данном акте имеется подпись собственника помещения Яковлевой С.В. с объяснением о том, что индикатор антимагнитной пломбы отсутствует в связи с тем, что счетчик установлен в зоне допуска маленьких детей.
Вместе с тем, несмотря на законность доначисления суммы штрафной санкции в связи нарушением истицей требований п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции от 09.09.2017), заслуживает внимание ее довод о применении к сумме санкции положений ст. 333 ГК РФ.
Так, Конституционный Суд РФ в определении от 21.12.2000 года N 263-О указал, что положения п. 1 ст. 333 ГК РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", правила о снижении размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом,
Истицей Яковлевой С.В. заявлено о применении ст. 333 ГК РФ ввиду явной несоразмерности нарушения обязательства его последствиям.
Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела, учитывая, что, вопреки доводам представителя ответчика, доначисленная сумма является штрафной санкцией на нарушение правил пользования прибором учета, поскольку фактическое потребление ресурса ГВС на указанную сумма места не имело, суд приходит к выводу, что сумма штрафных санкций явно несоразмерна выявленным нарушениям, а потому полагает возможным, Ответчиком заявлено о применении ст. 333 ГК РФ ввиду явной несоразмерности нарушения обязательства его последствиям. С учетом характера нарушения обязательства, отсутствия доказательств негативных последствий просрочки для ответчика, кроме самого факта неуплаты суммы санкции, требований соразмерности, соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает необходимым уменьшить размер штрафной санкции за несанкционированное вмешательство в работу индивидуального квартирного прибора учета горячего водоснабжения, начисленной Яковлева С.В. на основании акта от 23.10.2017 г. и включенной в платежный документ за октябрь 2017 года, в размере 225435,09 руб., на основании ст. 333 ГК РФ, до 20000 (двадцати) тысяч рублей.
Учитывая, что с ноября 2017 года Яковлевой С.В. ООО «Ленинградское» начисляет пени на сумму 225435,09 руб., суд обязывает ООО «Ленинградское» произвести перерасчет пени с ноября 2017 года с учетом подлежащей уплате суммы штрафной санкции за несанкционированное вмешательство в работу индивидуального квартирного прибора учета горячего водоснабжения, начисленной Яковлева С.В. на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 20000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Яковлевой С.В. удовлетворить частично.
Снизить размер штрафной санкции за несанкционированное вмешательство в работу индивидуального квартирного прибора учета горячего водоснабжения, начисленной Яковлева С.В. на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ и включенной в платежный документ за октябрь 2017 года, на основании ст. 333 ГК РФ, до 20000 (двадцати) тысяч рублей.
Обязать ООО «Ленинградское» произвести перерасчет пени с ноября 2017 года с учетом подлежащей уплате суммы штрафной санкции за несанкционированное вмешательство в работу индивидуального квартирного прибора учета горячего водоснабжения, начисленной Яковлева С.В. на основании акта от 23.10.2017 г., в размере 20000 рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части Яковлевой С.В. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Владимирцева
Копия верна: