Дело № 2а-1484/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2018 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.,
с участием представителя административного истца Шмидт Е.Ю., действующей на основании доверенности от ** ** **
ответчика Трефиловой Е.В.,
при секретаре Гут Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании незаконным вынесенного судебным приставом-исполнителем предупреждения о возможности привлечения к уголовной ответственности
УСТАНОВИЛ
Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению ФССП по Республике Коми, Межрайонному отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств, судебному приставу-исполнителю Трефиловой Е.В. о признании незаконным вынесенного судебным приставом-исполнителем предупреждения о возможности привлечения к уголовной ответственности и его отмены.
Основанием для обращения в суд явилось несогласие административного истца с вынесенным предупреждением о привлечении к уголовной ответственности, поскольку полагает решение суда исполненным.
В судебном заседании представитель административного истца Шмидт Е.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме, указав, что Министерством приняты все надлежащие меры для исполнения судебного решения. Действия взыскателя по незаключению договора социального найма не может расцениваться в качестве виновных действий должника по неисполнению требований исполнительного документа.
Ответчик Трефилова В.В. заявленные требования считает необоснованными, поскольку предупреждение вынесено обоснованно, требования исполнительного документа не исполнены, взыскателю жилое помещение не предоставлено.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из совокупности положений ч. 9 ст. 226, 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности следующих условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) должностных лиц нормативным правовым актам; нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 1 Федерального закона «О судебных приставах» принудительное исполнение судебных актов, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей.
Статьей 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
По обстоятельствам дела следует, что 10.11.2009 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару возбуждено исполнительное производство № 87/1/113720/27/2009в отношении должника Агентство Республики Коми по социальному развитию в интересах взыскателя ... И.Л. на основании решения Сыктывкарского городского суда от 14.10.2009 года о возложении на Агентство Республики Коми по социальному развитию обязанности предоставить ... И.Л. по окончании ГОУ НПО ...» благоустроенное жилое помещение в г. ... на условиях социального найма вне очереди на состав семьи ... человек, размером не менее ... кв.м.
В последующем, в связи с передачей исполнительного производства, отдельным постановлением судебного пристава исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Республике Коми от 18.02.2010 года было возбуждено исполнительное производство № 87/22/1838/5/2010 с предоставлением должнику 5-дневного срока для добровольного исполнения требований.
Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 30.11.2012 года № 2615 Грицаю И.Л. предоставлено жилое помещение государственного жилищного фонда Республики Коми по договору социального найма по адресу: г. Вуктыл, ул. 60 лет Октября, 21-98 на состав семьи один человек с уведомлением Грицай И.Л. о необходимости обращения в месячный срок со дня издания настоящего приказа в Агентство Республики Коми по управлению имуществом для заключения договора социального найма жилого помещения.
Письмом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 03.12.2012 года ... И.Л. уведомлен по месту отбытия наказания в виде лишения свободы (ФКУ СИЗО...) о необходимости в срок до 30.12.2012 года обратиться в Агентство Республики Коми по управлению имуществом с заявлением по прилагаемой форме с приложением ряда документов.
Аналогичное письмо направлено руководителем Агентства по месту отбытия наказания взыскателя 24.07.2013 года.
21.01.2016 года в адрес ... И.Л. вновь направлено письмо Министерства труда занятости и социальной защиты Республики Коми о разъяснении предоставления ... И.Л. жилого помещения, порядка обращения по заключению договора социального найма, возможности обращения представителя ... И.Л. для заключения договора найма, указана фамилия должностного лица для разъяснения возникших вопросов.
22.01.2016 года Министерством направлено письмо руководителю исправительного учреждения для оказания содействия ... И.Л. для заключения договора социального найма.
Отдельными письмами должностные лица судебных приставов уведомлялись о сложившейся ситуации и невозможности заключения договора социального найма.
25.07.2017 года судебным приставом-исполнителем в адрес руководителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Семяшкина И.В. вынесено Предупреждение о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ в случае злостного неисполнения решения суда.
В силу ч. 18 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.
Из позиции ответчика следует, что основанием для вынесения оспариваемого предупреждения об уголовной ответственности явилось неисполнение решения суда.
Вместе с тем, суд не может согласиться с таким утверждением судебного пристава-исполнителя.
Статьей 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 6 ч. 1, 2 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда влечет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.
Следовательно, решение суда подлежит исполнению именно в рамках тех требований, которые указаны в судебном акте.
Из положения ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
По имеющимся в деле доказательствам суд приходит к выводу о фактическом исполнении должником требований исполнительного документа.
Так в частности, решением суда на Агентство Республики Коми по социальному развитию возложена обязанность предоставить ... И.Л. по окончании профессионального училища благоустроенное жилое помещение в г. ....
Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 30.11.2012 года № 2615такое жилое помещение ... И.Л. предоставлено.
Дальнейшие действия по заключению договора социального найма зависят в том числе от действий самого лица, с кем необходимо заключить такой договор. Материалы дела содержат достаточно данных, подтверждающих действия Агентства, а в последующем и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, направленные на заключение договора социального найма с взыскателем. Вместе с тем, бездействие в данном случае взыскателя по непринятию мер по заключении договора социального найма не может ставиться в вину должнику по исполнительному производству, когда последним приняты все необходимые и исчерпывающие меры для исполнения судебного акта.
Кроме этого, необходимо учитывать, что подпунктами 48, 49 пункта 11 Положения о Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 08.12.2015 года № 496 на Министерство возложено исполнение таких государственных функций, как заключение договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Республики Коми, так и заключение договоров социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми.
Следовательно, вопросы заключения договора социального найма не входят в полномочия должностных лиц Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Таким образом, учитывая фактическое исполнение должником требований исполнительного документа, Предупреждение судебного пристава-исполнителя от 25.07.2017 года о возможности привлечения к уголовной ответственности за злостное неисполнение решения суда, нельзя признать законным и обоснованным.
Предупреждение о привлечении к уголовной ответственности подлежит отмене, административное исковое заявление удовлетворению.
Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании незаконным вынесенного судебным приставом-исполнителем Предупреждения о возможности привлечения к уголовной ответственности, удовлетворить.
Предупреждение судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ИОВИП Трефиловой Е.В. от 25 июля 2017 года о привлечении к уголовной ответственности за злостное неисполнение решения суда, вынесенное в отношении министра труда, занятости и социальной защиты Республики Коми И.В. Семяшкина по исполнительному производству № 2436/10/22/11, признать незаконным и отменить.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.П. Леконцев