Дело № 2-1354/2021 09 сентября 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
резолютивная часть
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Малышевой О.С.,
при секретаре Шуняеве К.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Сниткиной Татьяны Анатольевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении периодов в стаж работы,
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Сниткиной Татьяны Анатольевны удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области включить Сниткиной Татьяне Анатольевне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период с 01.04.2015 по 14.05.2015 (продолжительностью 01 месяц 14 дней) нахождения Сниткиной Татьяны Анатольевны на курсах повышения квалификации.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Малышева О.С.
УИД 78RS0008-01-2020-005337-14
Дело № 2-1354/2021 09 сентября 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Малышевой О.С.,
при секретаре Шуняеве К.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Сниткиной Татьяны Анатольевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении периодов в стаж работы,
УСТАНОВИЛ:
Сниткина Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – ГУ ОПФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), в котором просила установить торжество работы, выполняемой истцом в должности рентгенолаборанта в Санкт-Петербургском государственном учреждении социального обслуживания «Психоневрологический интернат № 10 имени В.Г. Горденчука» (далее – УСО ПНИ № 10) работе в должности рентгенолаборанта в учреждении здравоохранения, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" следующие периоды: с 10.06.2010 по 10.11.2010 (продолжительностью 05 месяцев 01 день) в должности рентгенлаборанта в УСО ПНИ № 10, период с 01.04.2015 по 14.05.2015 (продолжительностью 01 месяц 14 дней) нахождения истца на курсах повышения квалификации.
Требования мотивированы тем, что <дата> истец, достигнув возраста <_> лет, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы. Согласно решению пенсионного органа из стажа по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" исключен период работы истца с 10.06.2010 по 10.11.2010 в качестве рентгенолаборанта рентгеновского отделения УСО ПНИ № 10, и период с 01.04.2015 по 14.05.2015 нахождения на курсах повышения квалификации. Не согласившись с решением пенсионного органа, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Истец Сниткина Т.А. в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание явился представитель третье лица УСО ПНИ № 10 Болячевец Г.П., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала.
Ответчик ГУ ОПФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением представителя в очередном отпуске.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
Вместе с тем, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (ч. 3 ст. 167 ГПК РФ).
Ответчиком доказательств, свидетельствующих о нахождении представителя в очередном отпуске (выписки из приказа, табеля учета рабочего времени и т.п), и следовательно, невозможности присутствовать в судебном заседании, суду представлено не было. Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав участников процесса, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет, В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 утверждены списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с пп. "а" п. 1 указанного постановления Правительства РФ при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1 от 1991 года);
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Спорный период работы истца имел место после 01.01.1992, то есть в период действия Списка N 1 от 1991 года.
Разделом XIX "Учреждения здравоохранения" указанного Списка N 1 установлено право на льготное пенсионное обеспечение для врачей-рентгенологов (код 12300000-20426), рентгенолаборантов, в том числе в рентгенооперационных, ангиографических и флюорографических кабинетах (код 12300000-24577).
Материалами дела подтверждается, что в период с 10.06.2010 по 10.11.2020 истец Сниткина Т.А. работала в должности рентгенолаборанта в Санкт-Петербургском государственном учреждении социального обслуживания «Психоневрологический интернат № 10 имени В.Г. Горденчука».
Вместе с тем, интернат, в том числе психоневрологический, как следует из номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 ноября 1999 года N 395, номенклатур государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденных приказами соответственно Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 июня 2003 года N 229 и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 года, не отнесен к учреждениям здравоохранения. В номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 529н, интернат также отсутствует.
Между тем назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста связано не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ); при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 520-О-О, от 18 апреля 2006 года N 84-О, от 29 января 2009 года N 67-О-О и др.).
Отнесение названными выше списками и правилами определенного вида профессиональной деятельности к лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения осуществляется на основе объективной оценки характера труда по той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения. Следовательно, невключение вида учреждения (в данном случае психоневрологического интерната) в списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, означает, что периоды трудовой деятельности в таком учреждении даже в должности, предусмотренной соответствующими списками, не засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 516).
Пунктами 4 и 5 Правил N 516 установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно п. 5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
Согласно представленных УСО ПНИ № 10 сведений журнал учета рентгеновских снимков за 2010 год в учреждении отсутствует, так как срок его хранения составляет 5 лет, вместе с тем из отчетных материалов, направляемых ежегодно в Городской центр лучевой диагностики и лучевой терапии в 2010 году в учреждении было проведено всего 664 рентгенологических исследований и процедур (л.д. 226-231)
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что факт работы истца в спорный период во вредных условиях постоянно в течение полного рабочего дня также не нашел своего подтверждения, само по себе обстоятельство получения заработной платы за работу на ставку в должности рентгенолаборанта не свидетельствует о занятости истца на вредных работах более 80% рабочего времени.
Кроме того, УСО ПНИ № 10 представлены сведения о том, что пенсионный орган дал указание учреждению о том, что период работы истца рентгенолаборантом должен быть отражен работодателем без указания кода особых условий труда (л.д. 222-225).
С учетом вышеизложенного суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о включении период ее работы с 10.06.2010 по 10.11.2010 в должности рентгенолаборанта в УСО ПНИ № 10 в стаж по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Судом установлено не оспаривается ответчиком, истец в период с 03.03.2014 истец работала в должности и учреждении, работа в которых дает право на льготное исчисление периодов работы в них, а именно на должности рентгенолаборанта на 1,0 ставку отделения лучевой диагностики Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 40», в период с 30.03.2015 по 14.05.2015 находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.
Таким образом, спорный период нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Требования истца в данной части подлежат удовлетворению.
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Сниткиной Татьяны Анатольевны удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области включить Сниткиной Татьяне Анатольевне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период с 01.04.2015 по 14.05.2015 (продолжительностью 01 месяц 14 дней) нахождения Сниткиной Татьяны Анатольевны на курсах повышения квалификации.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Малышева О.С.
Мотивированное решение изготовлено 16.09.2021.