Решение по делу № 2-449/2023 от 03.05.2023

Дело №2-449/2023

УИД: <номер>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лангепас                              02 июня 2023 года

Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Вербий А.С., при секретаре Тищенко Ю.В., с участием заместителя прокурора города Лангепаса Ионова В.С., представителя ответчика Федотовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по исковому заявлению прокурора города Лангепаса в интересах Черкасовой Е. В. к администрации города Лангепаса о возложении обязанности провести работы по приспособлению общего имущества многоквартирного дома, с учетом потребностей инвалида, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

установил:

прокурор города Лангепаса обратился в суд в интересах Черкасовой Е.В. с иском к администрации города Лангепаса о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда провести работы по приспособлению общего имущества подъезда <номер> многоквартирного дома <адрес>, с учетом потребностей инвалида, а именно выполнить следующие работы: установить двухсторонние двухуровневые поручни наружного пандуса на высоте 0,7 до 0,9 м.; уменьшить пороги наружной двери и внутренних дверей в тамбуре подъезда до высоты не более 14 мм (обустройство уклонов); установить откидной пандус от тамбура подъезда до площадки 1 этажа.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Лангепаса на основании обращения Черкасовой Е.В., <дата> года рождения, являющейся инвалидом первой группы, проведена проверка исполнения администрацией г. Лангепаса требований законодательства о защите прав инвалидов в части приспособления общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей. Согласно индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида, необходимым техническим средством реабилитации Черкасовой Е.В. является кресло-коляска с электроприводом, срок ее использования – бессрочный. В ходе проверки установлено, что Черкасова Е.В. проживает по адресу: <адрес>. <дата> комиссией по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, составлен акт <номер>, в котором приведено описание жилого помещения, в котором проживает Черкасова Е.В., а также сделаны выводы о необходимости приспособления мест общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, под нужды инвалида. Согласно акту, необходимо выполнить следующие мероприятия: установить двухсторонние двухуровневые поручни наружного пандуса на высоте 0,7 до 0,9 м.; уменьшить пороги наружной двери и внутренних дверей в тамбуре подъезда до высоты не более 14 мм. (обустройство уклонов); установить откидной пандус от тамбура подъезда до площадки 1 этажа. Учитывая, что в силу прямого указания закона именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий доступности к жилому помещению и приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает, для его использования, то отсутствие финансирования вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимого для выполнения данных работ, основанием для не проведения мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, не является. Вместе с тем, в нарушение установленных требований, проведение вышеназванных работ запланировано органом местного самоуправления только на 2025 год. Ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649, претендует на удовлетворение иска.

Заместитель прокурора города Лангепаса Ионов В.С. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Истец Черкасова Е.В., будучи извещенной надлежаще, в судебное заседание не явилась, об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в ее отсутствие суд не просила.

Представитель ответчика Федотова К.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на отсутствие финансирования от округа. Также указала, что они не отказываются от соблюдения прав инвалида.

Представитель третьего лица в своем письменном отзыве относительно исковых требований ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Также указал, что к компетенции Департамента не относится определение порядка управления и распоряжения жилыми помещениями, находящимися в собственности муниципального образования. В целях оказания поддержки бюджетам муниципальных образований из бюджета автономного округа на реализацию указанных полномочий предусмотрено мероприятие «Предоставление субсидий для реализации полномочий в области строительства и жилищных отношений», в рамках которого предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям автономного округа на различные направления, в том числе приспособление по решению органа местного самоуправления жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов. Финансирование мероприятия утверждается ежегодно. Распределение средств субсидии между мероприятиями (направлениями), установленными и предусмотренными в соответствующих муниципальных программах, осуществляют муниципальные образования автономного округа самостоятельно.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований на основании следующего.

Из материалов дела следует, что Черкасова Е.В. является инвалидом первой группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой <номер>, выданной бессрочно (л.д. 12-13).

Согласно индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида, необходимым техническим средством реабилитации Черкасовой Е.В. является кресло-коляска с электроприводом комнатная, срок ее использования – бессрочно (л.д. 31).

Как следует из представленных материалов, Черкасова Е.В. постоянно проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Квартира находится в собственности членов семьи Черкасовой Е.В..

Распоряжением администрации города Лангепаса от <дата> <номер> создана комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Согласно акту <номер> от <дата> обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (л.д. 39-42), в результате обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме комиссией установлено: жилой дом находится по адресу: <адрес>, 9-ти этажный, 216 квартир, 6 подъездов. Черкасова Е.В. проживает в квартире <номер>, которая расположена на 1 этаже в подъезде № 5.

Из указанного акта также следует, что при обследовании мест общего пользования в подъезде № 5 многоквартирного жилого дома выявлено следующее: 1) отсутствуют ограждения пандуса крыльца многоквартирного дома, ограждения пандуса должны быть с 2-уровневыми поручными на высоте от 0,7 до 0,9 метра; 2) пороги наружной двери и внутренних дверей в тамбуре подъезда составляют более 14 мм. 3) ограничен доступ инвалида на коляске внутри подъезда к жилому помещению, расположенному на 1 этаже (отсутствует приспособление – откидной пандус от тамбура до площадки 1 этажа). Приспособление жилого помещения, в котором проживает Черкасова Е.В., со слов ФИО7, не требуется.

Таким образом, судом установлено, что Черкасова Е.В. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, связана со стойким расстройством двигательной функции, сопряженным с необходимостью использования вспомогательного средства передвижения (кресла-коляски). Истец проживает в жилом помещении, расположенном на 1 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Также судом установлено, что доступность данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, с учетом потребностей Черкасовой Е.В. как инвалида не обеспечена, входная группа и тамбур в подъезде не соответствуют требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.

Данные обстоятельства ответчиком не оспорены и не опровергнуты, явились поводом для обращения Черкасовой Е.В. в органы прокуратуры с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования (л.д. 9).

Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с ч. 1 ст. 9 которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу п. п. 1, 3 абз. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Согласно п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (пп. "в" п. 10).

Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 2 Правил № 649 доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Согласно п. 6 Правил № 649 обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (п. 12 Правил № 649).

Согласно п. 14 Правил № 649, перечень мероприятий может включать в себя:

а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил;

б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил;

в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Разделом III установлены требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности (п. 18 Правил N 649).

Согласно п. 22 Правил № 649 для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.

Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к жилому помещению в жилом доме, в котором он проживает, и возможность беспрепятственного пользования общим имуществом жилого дома, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида. В отношении истца Черкасовой Е.В. обязанность по обеспечению ей указанных возможностей беспрепятственного доступа к жилому помещению и пользования общим имуществом дома, в котором она проживает, лежит на ответчике как органе местного самоуправления. Наличие у него такой обязанности ответчиком в ходе рассмотрения дела по существу не отрицалось.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления разграничены расходные обязательства между всеми уровнями публичной власти в Российской Федерации и на их основе закреплены на постоянной основе стабильные доходные источники за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. При этом при определении перечня доходов, в том числе налоговых доходов, подлежащих зачислению в местные бюджеты, учитывались такие принципы как равномерность размещения их доходной базы по территории региона, степень их мобильности, взаимосвязь с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории.

В случае недостаточности средств местного бюджета бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание финансовой помощи местным бюджетам из федерального и регионального бюджетов, в том числе путем предоставления местным бюджетам межбюджетных трансфертов, например, в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из регионального бюджета; субсидий из федерального и (или) региональных бюджетов в целях софинансирования расходов органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 13.05.2010 № 689-О-О, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, администрация города Лангепаса как орган местного самоуправления должна обеспечить за счет средств местного бюджета, а в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов - с использованием финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации либо иных источников финансирования, не запрещенных законодательством, осуществление мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает Черкасова Е.В., с учетом потребностей последней как инвалида, и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Согласно информации администрации г. Лангепаса, в случае выделения финансирования ориентировочный срок проведения работ по приспособлению общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает Черкасова Е.В., с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности, составит в течение 2025 года. В случае предоставления до вышеуказанного срока Черкасовой Е.В. по индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, пандуса телескопического для передвижения на кресле-коляске (для лестничных площадок) готовы оказать содействие в его установке от тамбура подъезда до площадки 1 этажа по адресу проживания Черкасовой Е.В. (л.д. 36-37).

Как следует из акта <номер> от <дата>, требуется приспособление общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности (установка поручней наружного пандуса, уменьшение порогов наружной двери и внутренних дверей в тамбуре подъезда до высоты не более 14 мм, установка откидного пандуса от тамбура до площадки 1 этажа).

Однако, в нарушение требований пункта 14 Правил № 649, проведение вышеуказанных работ запланировано органом местного самоуправления только на 2025 год.

Доводы представителя ответчика в части необоснованности срока, установленного ответчику для его исполнения (в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда), суд находит несостоятельными, поскольку надлежащих и достаточных доказательств в подтверждение необходимости иного периода времени для исполнения судебного акта ответчиком не представлено, как не представлено и доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в установленный срок. По мнению суда, установленный судом срок является разумным, обеспечивает справедливый баланс интересов сторон, в то время как не обоснованное объективными причинами увеличение указанного срока может повлечь необеспечение реальной и своевременной защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов истца. При этом, при наличии затрудняющих исполнение судебного акта обстоятельств ответчик не лишен права обратиться с заявлением об отсрочке либо рассрочке исполнения решения в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса РФ, при условии представления надлежащих и достаточных доказательств совершения всех возможных с его стороны действий по исполнению судебного акта в установленный срок.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора города Лангепаса в интересах Черкасовой Е. В., удовлетворить.

Возложить на администрацию города Лангепаса обязанность, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, провести работы по приспособлению общего имущества подъезда <номер> многоквартирного дома <адрес>, с учетом потребностей инвалида, а именно:

- установить двухсторонние двухуровневые поручни наружного пандуса на высоте 0,7 до 0,9 м.;

- уменьшить пороги наружной двери и внутренних дверей в тамбуре подъезда до высоты не более 14 мм. (обустройство уклонов);

- установить откидной пандус от тамбура подъезда до площадки 1 этажа.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2023 года.

Председательствующий                    А.С. Вербий

2-449/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Черкасова Елена Валерьевна
Ответчики
Администрация
Другие
Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры
Суд
Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Вербий А.С.
Дело на странице суда
langepas.hmao.sudrf.ru
03.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2023Передача материалов судье
11.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2023Судебное заседание
07.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее