Дело №2а-1255/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«19» ноября 2018 года город Ярцево Смоленской области
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Коржаковой О.И., при секретаре Аксеновой Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области к судебному приставу-исполнителю Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области Данченковой Т.Н. от 19 октября 2018 года о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МО «Ярцевский район» Смоленской области (далее - Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит отменить постановление судебного пристава-исполнителя Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области Данченковой Т.Н. от 19 октября 2018 года №002 о взыскании исполнительского сбора.
С учетом дополнений в обоснование заявления административный истец указал, что 18 июля 2018 года судебным приставом-исполнителем Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство №002-ИП по исполнению решения суда возложении на Администрацию обязанности по принятию мер к сносу аварийного многоквартирного дома по адресу: г.Ярцево, ул.Краснооктябрьская, д.39, в срок до 01 июля 2018 года. В целях исполнения решения суда Администрация провела конкурсные процедуры, по итогам которых был 10 сентября 2018 года заключен муниципальный контракт на выполнении е работ по сносу многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в городе Ярцево, в том числе дома №39 по ул.Краснооктябрьская. Согласно п.3.3 договора, срок окончания работ – не позднее 01 октября 2018 года, однако, в указанный срок подрядчик не исполнил свои обязательства, в связи с чем, ему направлена претензия. Согласно акту обследования от 30 октября 2018 года дом№39 по ул.Краснооктябрьская в городе Ярцево снесен. Кроме того, Администрация обращалась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01 июня 2019 года, поскольку денежные средства на исполнение указанного решения заложены в бюджете муниципального образования Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области на 2019 год. Определением Ярцевского городского суда Смоленской области от 20 августа 2018 года, которое апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 09 октября 2018 года оставлено без изменения, в предоставлении отсрочки Администрации отказано. Постановлением судебного пристава-исполнителя Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области Данченковой Т.Н. от 19 октября 2018 года с Администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Считает, что Администрацией предприняты все зависящие от нее меры по исполнению судебного решения, поэтому постановление судебного пристава-исполнителя от 19 октября 2018 года является незаконным. Вина Администрации в неисполнении решения суда отсутствует.
Определением Ярцевского городского суда Смоленской области от 01 ноября 2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление УФССП России по Смоленской области, в качестве заинтересованного лица – Ярцевский межрайонный прокурор Смоленской области.
Определением Ярцевского городского суда Смоленской области от 09 ноября 2018 года в качестве административного соответчика привлечен Ярцевский РОСП УФССП России по Смоленской области.
В судебное заседание представитель административного истца Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области, административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области Данченкова Т.Н., представители административных соответчиков УФССП России по Смоленской области и Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области, представитель заинтересованного лица Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Согласно ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив административное исковое заявление, материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.12 ст.30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения исчисляется со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства и не может превышать 5 дней.
Частями 1,2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановлениясудебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии с частью 6 данной статьи должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона N 229-ФЗ.
Согласно п.п. 74,75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным.
Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Судом установлено, что 19 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области Данченковой Т.Н. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №002-ИП, возбужденному 18 июля 2018 года на основании исполнительного документа – исполнительного листа №ФС012314407 от 03 апреля 2018 года, выданного Ярцевским городским судом Смоленской области по делу №002, вступившему в законную силу 05 мая 2018 года, предмет исполнения: обязать Администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области принять меры к сносу аварийного многоквартирного дома по адресу: Смоленская область, г.Ярцево, ул.Краснооктябрьская, д.39, в срок до 01 июля 2018 года (л.д.7,18,51).
В данном постановлении указывается, что исполнительский сбор возложен на Администрацию по причине неисполнения в установленный срок исполнительного документа без уважительных причин, в подтверждение чего судебным приставом-исполнителем Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области также представлен акт о совершении исполнительных действий от 19 октября 2018 года с участием понятых (л.д.48).
Административный истец считает постановление судебного пристава-исполнителя Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области от 19 ноября 2018 года о взыскании исполнительского сбора незаконным, поскольку денежные средства на исполнение указанного решения суда заложены в бюджет муниципального образования Ярцевское городское поселение Смоленской области на 2019 год. Администрация обращалась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01 июня 2019 года, которое определением Ярцевского городского суда Смоленской области от 20 августа 2018 года оставлено без удовлетворения. Помимо этого, административным истцом указано, что по состоянию на 30 октября 2018 года аварийный дом №39 по улице Краснооктябрьской города Ярцево снесен.
При изучении материалов дела судом установлено, что истцом 18 июля 2018 года получено постановление о возбуждении исполнительного производства №002-ИП от 18 июля 2018 года, в котором указан срок для его добровольного исполнения, который составлял пять дней с момента его получения.
Истцом в порядке, предусмотренном ст. 62 КАС РФ, не представлены доказательства того, что указанный исполнительный документ не был исполнен в срок, установленный для его добровольного исполнения, по объективным причинам.
Данные обстоятельства послужили основанием к вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора.
Административным истцом в обосновании доводов представлены материалы фотофиксации от 30 октября 2018 года (л.д.17), согласно которому спорный дом снесен. Однако, данные действия по сносу аварийного дома совершены должником уже после вынесения оспариваемого постановления.
Таким образом, суд приходит к выводу как об отсутствии совокупности условий, необходимых для отмены постановления о взыскании исполнительского сбора, так и об отсутствии доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности исполнения истцом требований указанного выше исполнительного документа, и доказательств, подтверждающих намерение исполнить его в установленный срок. При этом, судом установлено, что оспариваемое постановление, вынесено уполномоченным на то лицом, соответствует нормам закона.
Учитывая, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом, полностью соответствует положениям действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования административного истца о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области Данченковой Т.Н. от 19 октября 2018 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №002-ИП.
Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер исполнительского сбора поскольку, судом установлено, что Администрацией принимались меры, необходимые для исполнения судебного решения, и согласно представленному административным истцом акту обследования уличной сети от 30 октября 2018 года, дом №39 по улице Краснооктябрьской города Ярцево снесен (л.д.16).
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает возможным снизить размер взыскиваемого с администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области исполнительского сбора с 50 000 рублей до 37 500 рублей, что составляет не более одной четверти от установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области от 19 октября 2018 года размера исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области к судебному приставу-исполнителю Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области Данченковой Т.Н. от 19 октября 2018 года о взыскании исполнительского сбора – отказать.
Снизить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Ярцевского РОСП УФССП России по Смоленской области от 19 октября 2018 года по исполнительному производству №002-ИП, с 50 000 рублей до 37 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья О.И.Коржакова