Производство № 2-1721/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 30 июня 2022 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Струковой П.С., при секретаре судебного заседания – Гринько Э.Э,
с участием помощника Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора – Захаровой К.С.
представителя ответчика Департамента городского хозяйства города Севастополя – Третьяковой Т.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок,
УСТАНОВИЛ:
Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, в котором просит возложить на Департамент городского хозяйства города Севастополя обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в районе ул. Чернореченская, 1 в г. Севастополе вблизи разрушенных сооружений, теплиц с кадастровыми номерами № ориентировочной площадью 6500 кв.м, в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу. Также просит возложить на ответчика обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в районе Свято-Климентовского мужского монастыря, возле Инкерманского карьера с географическими координатами №, ориентировочной площадью 300 кв.м, в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены надзорные мероприятия, в ходе которых в районах <адрес> в <адрес> и Свято-Климентовского мужского монастыря, возле Инкерманского карьера выявлены несанкционированные свалки. Истцом в адрес Департамента городского хозяйства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений законодательства, в котором поставлен вопрос о ликвидации свалок. Вместе с тем, до настоящего времени ответчиком должных мер не предпринято, несанкционированные свалки не ликвидированы.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что непринятие Департаментом городского хозяйства <адрес> мер по устранению нарушений природного законодательства нарушает право неопределенного круга лиц на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что на Департамент не возложены обязанности по вывозу твердых коммунальных отходов, опасных отходов, ликвидации несанкционированных свалок. Кроме того, Департаментом утвержден приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «Об утверждении Порядка ликвидации несанкционированных складирований отходов на территории внутригородских муниципальных образований», что свидетельствует об исполнении Департаментом полномочий в части координации деятельности по организации и осуществлению сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, опасных отходов. Более того, ГБУ <адрес> «Парки и скверы» выделено финансирование для проведения необходимых работ: в марте 2022 года – 3 199 508 руб., апреле 2022 – 3 199 508 руб., мае – 3 133 508 руб. Таким образом. Департаментом в полном объеме в рамках полномочий исполнены возложенные на него функции по ликвидации выявленных несанкционированных свалок.
Иные лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения прокурора, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав сторон, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В силу ч.2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены надзорные мероприятия, направленные на выявление несанкционированных свалок, в ходе которых установлено, что в районе <адрес> в <адрес> вблизи разрушенных сооружений, теплиц с кадастровым номерами №, находится несанкционированна свалка отходов различного морфологического состава: строительных отходов, лома бетона, лома железобетона, лома асфальта, лома бортового камня, грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, промасленных отходов, отработанных автошин. <адрес> несанкционированной свалки составляет 6 500 кв. м.
Кроме этого, в районе Свято-Климентовского мужского монастыря, возле Инкерманского карьера с географическими координатами № зафиксирована несанкционированная свалка отходов различного морфологического состава: строительных отходов, лома бетона, лома железобетона, лома асфальта, лома бортового камня, грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, промасленных отходов, отработанных автошин. <адрес> несанкционированной свалки составляет 300 кв. м.
На названные обстоятельства указывается в Справке о проведении проверки исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в городе Севастополе, составленной государственным инспектором <адрес> в области охраны окружающей среды
Размещение на указанных территориях несанкционированных свалок создает угрозу безопасности окружающей среды и требует принятия неотложных мер по её устранению.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Частью 2 указанной статьи запрещаются сброс отходов производства и потребления на почву.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
- объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ размещение отходов осуществляется только в специализированных объектах и хранилищах (объекты размещения, захоронения и хранения отходов).
В нарушение указанных требований законодательства отходы складированы на территории обозначенного земельного участка, который не является объектом размещения отходов.
Согласно п. 4.10 Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении правил благоустройства территории <адрес>» в целях обеспечения надлежащего уровня благоустройства на территории <адрес> не допускается, в том числе сбрасывание и накапливание мусора, иных отходов вне специально отведенных для этого мест; создание стихийных свалок.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Земельные участки, на которых расположены свалки, находятся в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополь.
На основании п.1 Положения о Департаменте городского хозяйства <адрес>, утверждённого постановлением Правительства Севастополя №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий <адрес> в сфере жилищно-коммунального хозяйства. К основным задачам Департамента на основании разд. 9 п.3.1 Положения относятся, в том числе, реализация единой политики <адрес> в области благоустройства <адрес>, принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена обязательность участия органа государственной власти субъекта ФИО1 в деятельности по охране окружающей среды и ответственность участия органа государственной власти субъекта ФИО1 в деятельности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В ст. 4 названного Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в т.ч., земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде.
Исходя из положений п. е ч. 1 ст. 11 Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами, разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.
Таким образом, Департаментом городского хозяйства <адрес> должны осуществляться мероприятия по ликвидации свалки в районе <адрес> в <адрес> и в районе Свято-Климентовского мужского монастыря, возле Инкерманского карьера, в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В силу вышеперечисленных норм доводы представителя ответчика относительно отсутствия таких полномочий у Департамента суд находит несостоятельным.
Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ за исх. № в адрес ответчика направлено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Согласно ответу Департамента городского хозяйства <адрес> за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представления в адрес ГБУ <адрес> «Парки и скверы» направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № с просьбой принять меры по ликвидации несанкционированных свалок грунта и отходов строительного мусора на территории <адрес> (в районе Свято-Климентовского мужского монастыря, возле Инкерманского карьера). Также поручено предоставить расчет средств, необходимых для проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Вместе с тем, помощником Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в ходе выезда ДД.ММ.ГГГГ на территорию по <адрес> мужского монастыря установлено, что зафиксированные в январе 2022 года несанкционированные свалки отходов различного морфологического состава не ликвидированы, о чем в материалы дела представлен соответствующий рапорт от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, восстановить нарушенные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, возможно путем возложения обязанностей на Департамент городского хозяйства города Севастополя по ликвидации несанкционированных свалок в районе <адрес> в <адрес> вблизи разрушенных сооружений, теплиц с кадастровыми номерами №, и в районе Свято-Климентовского мужского монастыря, возле Инкерманского карьера с географическими координатами №, Непринятие Департаментом городского хозяйства города Севастополя таких мер нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.76 Закона № 7-ФЗ, споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства, суд считает исковые требования Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратуры к Департаменту городского хозяйства города Севастополя обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок – удовлетворить.
Возложить на Департамент городского хозяйства города Севастополя обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в районе <адрес> в <адрес> вблизи разрушенных сооружений, теплиц с кадастровыми номерами №, ориентировочной площадью 6500 кв.м, в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Департамент городского хозяйства <адрес> обязанность по ликвидации несанкционированной свалки в районе Свято-Климентовского мужского монастыря, возле Инкерманского карьера с географическими координатами №, ориентировочной площадью 300 кв.м, в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Судья П.С. Струкова