Решение по делу № 33а-3941/2016 от 10.08.2016

Советский районный суд г. Махачкалы судья К.А. Абдулгапуров

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 сентября 2016 года, по делу /2016, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Ибрагимовой А.М., Хаваева А.Г., при секретаре ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению прокурора <адрес> г. Махачкалы к администрации ГО ВД «город Махачкала» о признании бездействия, выразившегося в не обеспечении содержания улиц г. Махачкалы в соответствии с требованиями технических норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения, незаконным и обязании устранения допущенных нарушений, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФИО6 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>, которым требования прокурора удовлетворены и постановлено:

«Признать бездействие администрации г. Махачкала, выразившееся в не обеспечении содержания улиц г. Махачкалы в соответствии с требованиями технических норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения, незаконным

Обязать администрацию г. Махачкала организовать приведение в соответствие с установленными требованиями ФИО7 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» проезжей части пр. И.Шамиля г. Махачкалы на участке напротив домов №, 107, 114, 124 и 124-а».

Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., объяснения прокурора ФИО5, судебная коллегия

установила:

прокурор Ленинского района г. Махачкалы обратился в суд с иском к администрации ГО ВД «город Махачкала» о признании бездействия, выразившегося в не обеспечении содержания улиц г. Махачкалы в соответствии с требованиями технических норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения, незаконным и обязании устранения допущенных нарушений.

Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой Ленинского района г. Махачкалы, с привлечением ОГИБДД УМВД России по г. Махачкале проверки исполнения законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, установлены нарушения указанного законодательства.

Так, перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Указанным стандартом предусмотрено, что покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В тоже время, на покрытии проезжей части пр. И.Шамиля г. Махачкалы на участке напротив домов №,107,114, 124 и 124 а, имеются выбоины, превышающие предельно-допустимые размеры. Факт наличия выбоин в дорожном полотне зафиксированы в актах проверки.

Ссылаясь, что ненадлежащее содержание автомобильных дорог местного значения в границах города Махачкала и необеспечение безопасности дорожного движения на них, отсутствие контроля со стороны ответчика за их содержанием может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий, как следствие причинение вреда жизни и здоровью участников дорожного движения, прокурор просил признать необеспечение соответствия установленным нормативным требованиям автомобильных дорог пр. И.Шамиля администрацией г. Махачкала незаконным и обязать администрацию г. Махачкала обеспечить соответствие состояния автомобильных дорог пр. И.Шамиля установленным техническим регламентам и другим нормативным документам путем ликвидации ям, выбоин, просадок в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился представитель административного ответчика ФИО6

В поданной им апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, в связи с нарушением норм процессуального права.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания представителя административного ответчика (ст. 150 КАС РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Конституция Российской Федерации гарантирует право на жизнь и охрану здоровья граждан.

Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». К ним относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 12 этого же Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Понятие «содержание автомобильной дороги» раскрыто в п. 12 ст. 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ч.ч. 1, 2, 3 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории России должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221.

Выявленные в результате проверки нарушения в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, которые апеллянтом не оспариваются, способствуют возникновению аварийной ситуации на указанных участках дорог, создают угрозу жизни и здоровью граждан – неопределенного круга лиц, участников дорожного движения.

Судом обоснованно возложена на администрацию г. Махачкалы обязанность по приведению проезжей части пр. И. Шамиля напротив указанных домов в состояние, соответствующее требованиям законодательства.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, следовательно, бездействие со стороны администрации г. Махачкалы является незаконным.

При таких обстоятельствах возложение судом на ответчика обязанности по устранению недостатков, указанных в решении суда, правомерно.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом и им дана правильная оценка. Выводов, сделанных судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы не опровергают, оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены решения суда в апелляционной порядке, по делу не усматриваются.

Руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФИО6 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-3941/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Махачкалы
Ответчики
Адм. ГОсВД " г. Махачкала"
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
22.09.2016[Адм.] Судебное заседание
28.09.2016[Адм.] Передано в экспедицию
28.09.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее