Дело № 12-604/2024
УИД 21RS0023-01-2024-001170-17
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
16 августа 2024 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Степанова Н.А., с участием заявителя Крупнова П.С., его представителя Аль-Давуда В.С., представителя административного органа Мазилова М.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление о привлечении к административной ответственности,
установил:
Постановлением инспектора по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД УМВД РФ по адрес от дата ----- ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1500 руб. за нарушение п. 9.10, 10.1 Правил дорожного движения.
Данное постановление обжаловано им в Ленинский районный суд адрес на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности, по доводам, изложенным в жалобе, которые сводятся к отсутствию его вины, заявитель убедился в безопасности маневра, второй участник ДТП выезжал с прилегающей территории, именно его действия привели к дорожно-транспортному происшествию.
В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали жалобу по изложенным в ней доводам и вновь привел их суду, пояснив также, что автомобиль потерпевшего в момент столкновения находился на перекрестке на полосе встречного движения, в связи с чем, то обстоятельство, что в тот момент он не двигался, не снимает с него ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Потерпевший ФИО4, собственник автомобиля ФИО5 в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного органа ФИО6 в судебном заседании постановление полагал законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1.3. Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от дата N 1090 (далее Правила дорожного движения) участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Пункт 1.5. Правил дорожного движения предусматривает, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Согласно п. 1.6. Правил дорожного движения лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с требованиями п. 9.10 Правил дорожного движения водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
Как следует из содержания п. 10.1 Правил дорожного движения, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепляя составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение, законодатель обязан соблюдать гарантированное статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации равенство всех перед законом и вытекающее из него требование определенности правовых норм, означающее, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы - в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, - каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (определения от дата N 1570-О-О, от дата N 1651-О, от дата N 490-О и др.).
Часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней, - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.15 КоАП РФ за нарушение п. 9.10, 10.1 Правил дорожного движения при следующих обстоятельствах: дата, в 11 час. 42 мин. в адрес, корп. Г, ФИО1, управляя автомобилем KIA RIO с государственным регистрационным знаком ------, не соблюдая безопасную дистанцию до впереди остановившегося транспортного средства, совершил наезд на стоящий автомобиль, т.е. допустил нарушение требований пункта 9.10, 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В ходе производства по делу об административном правонарушении ФИО1 заявлял о том, что двигался по главной дороге, где на середине перекрестка перед поворотом налево остановился, чтобы убедиться в безопасности маневра, в это время автомобиль Рено Сандеро под управлением ФИО4, выезжающий на перекресток с второстепенной дороги на главную (адрес), также поворачивая налево, не убедился в безопасности маневра и совершил столкновение с его автомобилем; согласно схеме выезжал на перекресток неравнозначных дорог с второстепенной дороги на главную, независимо от направления движения автомобиля Кио Рио обязан был уступить ему дорогу.
В обоснование вины ФИО1 в совершении вменяемого ему административного правонарушения, должностное лицо руководствовалось протоколом об административном правонарушении, видеозаписью, схемой места совершения административного правонарушения, объяснениями участников ДТП.
Между тем свидетелей по данному делу не имеется, равных образом и показаний каких-либо свидетелей. К материалам дела об административном правонарушении приложены объяснения ФИО4 от дата, и объяснение, которое не содержит фамилии, имени, отчества лица, у которого они отобраны.
Кроме того, в мотивировочной части постановления должностного лица указывается на то, что «...в материалах дела имеется схема правонарушения, объяснения, в которых отражены и подтверждают совершенное ФИО7 правонарушение», которая участником производства по делу об административном правонарушении не является.
Оценив доказательства по делу в их совокупности, судья приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено на основании не полного объема доказательств, позволяющих установить совершение лицом нарушения п.п. 9.10, 10.1 ПДД РФ. При этом административный орган обязан был запросить дополнительные доказательства правонарушения, и оценить их при вынесении постановления. Однако иных доказательств виновности в совершении вменяемого правонарушения должностным лицом не собрано. Утверждение ФИО1 о том, что он не нарушал Правил дорожного движения, не опровергается материалами дела, его доводы административным органом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах собранные по делу доказательства не позволяют установить наличие вины ФИО1 в совершении вмененного ему административного правонарушения и опровергнуть его доводы о невиновности, оснований для выводов о нарушении ФИО1 п.п. 9.10, 10.1 ПДД не имеется.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" при рассмотрении дел об административном правонарушении, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, решение.
Поскольку при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, такие доказательства не представлены и суду, имеются основания для вынесения решения об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление инспектора по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД УМВД РФ по адрес от дата ----- о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1500 рублей отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья ФИО8