Решение по делу № 2-74/2022 (2-2198/2021;) от 11.06.2021

ДЕЛО № 2-74/2022

УИД 92RS0004-01-2021-002457-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2022 года                                            город Севастополь

Резолютивная часть оглашена 12 января 2022 года.

Полный текст решения составлен 19 января 2022 года.

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Чан В.П.,

при секретаре судебного заседания Маннаповой И.А.,

с участием помощника прокурора Нахимовского района города Севастополя Василенко С.Н.,

представителя ответчика Департамента городского хозяйства города Севастополя Третьяковой Т.А.,

представителя ответчика ГБУ города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» Лейбенко А.И.,

представителя третьего лица ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» Панибога В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-74/2022 по иску прокурора Нахимовского района города Севастополя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Государственному бюджетному учреждению города Севастополя «Городская служба жилищного фонда», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент капитального строительства города Севастополя, Государственное бюджетное учреждение «Парки и скверы» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Государственному бюджетному учреждению города Севастополя «Городская служба жилищного фонда», в котором, уточнив исковые требования, просил возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Правительство Севастополя обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение мероприятий по списанию дома, признанного аварийным и подлежащего сносу, расположенного по адресу: <адрес>; возложить на Департамент городского хозяйства города Севастополя обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение мероприятий по сносу дома, расположенного по адресу: <адрес>; возложить на ГБУ города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» обязанность организовать и обеспечить проведение мероприятий по ограничению доступа к дому, расположенному по адресу: <адрес> путем установления по периметру дома ограждений, соответствующих требованиям строительных норм и правил Российской Федерации, а именно: высотой не менее <данные изъяты> метров, в месте примыкания ограждения к местам массового прохода людей высотой не менее <данные изъяты> метров, оборудованного сплошным защитным козырьком, выдерживающим действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов; ограждения не должны иметь проемов кроме запираемых ворот и калиток. Заявленные требования мотивированы тем, что прокурором проведена проверка реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города федерального значения Севастополя, в ходе которой установлено наличие на территории города Севастополя полностью расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В целях ликвидации аварийного жилищного фонда постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ на территории города федерального значения Севастополя. Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план-график реализации региональной адресной программы, согласно которому, производство работ по фактическому сносу аварийных домов должно быть выполнено до ДД.ММ.ГГГГ, исполнение данного мероприятия поручено Департаменту городского хозяйства города Севастополя. По результатам проверки установлено, что мероприятия по сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не проведены, несмотря на то, что данный дом расселен, кроме того, не организовано проведение мероприятий по ограничению доступа к указанному дому. Свободный доступ к указанному дому, признанному аварийным и подлежащему сносу, не позволяет обеспечить на территории города Севастополя безопасность жизни и здоровья граждан, и является нарушением прав граждан в сфере антитеррористической, пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности. Вследствие аварийного состояния жилые дома грозят обрушением, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Нахимовского района города Севастополя Василенко С.Н. уточненные исковые требования поддержала, дав пояснения, аналогичные содержанию искового заявления, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента городского хозяйства города Севастополя Третьякова Т.А. уточненные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель ответчика ГБУ города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» Лейбенко А.И. возражал против удовлетворения уточненных исковых требований, просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» Панибога В.А. полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Представители ответчиков Правительства Севастополя и Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, представитель Правительства Севастополя направил письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что возражает против удовлетворения исковых требований, просит в их удовлетворении отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Департамента капитального строительства города Севастополя в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

С учётом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что прокуратурой Нахимовского района города Севастополя проведена проверка реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ на территории города федерального значения Севастополя. По результатам проведенной проверки установлено наличие на территории города Севастополя полностью расселенного аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В целях ликвидации аварийного жилищного фонда, постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ на территории города федерального значения Севастополя.

Заказчиком данной Программы выступает Правительство Севастополя, разработчиком и ответственным исполнителем – Департамент капитального строительства города Севастополя, исполнителями – Государственная жилищная инспекция, Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Указом Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «О переименовании Департамента городского хозяйства Правительства Севастополя» Главное управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Севастополя реорганизовано путем присоединения к Департаменту городского хозяйства города Севастополя. Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках программы, приведен в приложении 1.

В ходе проведения проверки, установлено, что органами государственной власти города Севастополя (Правительством Севастополя, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаментом городского хозяйства города Севастополя) допущены нарушения в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством и иными нормативными правовыми актами, как федерального значения, так и регионального. Мероприятия по организации и проведению сноса данного аварийного дома характеризуются фрагментарностью из-за отсутствия согласованных действий органов государственной власти города Севастополя, несмотря на достаточное правовое регулирование механизма проведения указанных мероприятий, и разграничение полномочий между органами власти.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок списания государственного имущества, находящегося в собственности города Севастополя.

Согласно пункту 5 Порядка, Правительство Севастополя принимает решение о даче согласия на списание, оформляемое распоряжением Правительства Севастополя, в отношении многоквартирных домов, признанных ветхими, аварийными и подлежащими сносу в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, решения по которым не приведены в исполнение.

Пунктом 6 Порядка на уполномоченный орган возложена обязанность готовить соответствующие проекты распоряжений Правительства Севастополя в установленном порядке с учетом положений данного Порядка.

В силу пункта 2 Порядка уполномоченным органом является исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный осуществлять функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом города Севастополя.

Как следует из пункта положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, возложены на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Пунктом Порядка установлен запрет на разборку, демонтаж или ликвидацию (утилизацию) такого имущества до получения согласия на списание имущества Севастополя.

Вместе с тем, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Правительством Севастополя мероприятия по списанию дома, признанного аварийным и подлежащего сносу, расположенного по адресу: <адрес>, не выполнены.

Согласно пункту 6 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания в отношении жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Согласно пунктам 7, 49 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов).

Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает обоснованными и доказанными исковые требования о возложении на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Правительство Севастополя обязанности организовать и обеспечить проведение мероприятий по списанию дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: <адрес>.

Также суд приходит к выводу, что мероприятия, установленные постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , которым утвержден план-график реализации Региональной адресной программы со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждена государственная программа города Севастополя «Жилище», включающая в себя Подпрограмму 3 «Переселение граждан из помещений, непригодных для проживания, и аварийного жилищного фонда на территории города Севастополя», одной из целей которой является ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя, уполномоченным органом не выполнены. Проанализировав содержание Положения о данном Департаменте, государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , а также учитывая, что вопросами организации на территории города Севастополя мероприятий по сносу аварийных домом ранее занимался именно Департамент городского хозяйства города Севастополя, суд приходит к выводу, что именно на указанный орган Правительством Севастополя возложены обязанности по демонтажу, перемещению, хранению и утилизации многоквартирных домов, признанных ветхими, аварийными и подлежащих сносу, на территории города Севастополя, отклоняя довод Департамента городского хозяйства города Севастополя относительно того, что данный Департамент не уполномочен проводить мероприятия по сносу аварийных домов на территории города Севастополя противоречит региональным нормативным правым актам.

Так, согласно пунктам , Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ к функциям указанного органа отнесены рассмотрение в установленном порядке вопросов по признанию помещения жилым, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории города Севастополя, организация управления жилищным фондом города Севастополя, его содержание и обеспечение сохранности.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ ), согласно которой обязанность по демонтажу, перемещению, хранению и утилизации многоквартирных домов, признанных ветхими, аварийными и подлежащих сносу, на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя, возложена на Департамент городского хозяйства города Севастополя (мероприятие ).

Кроме того, сторонами не оспаривается, что исходя из приведенного правового регулирования, исключительно Департамент городского хозяйства города Севастополя организовывал на территории города Севастополя мероприятия по сносу аварийных домов ранее.

Таким образом, суд полагает, что именно на Департамент городского хозяйства города Севастополя Правительством Севастополя возложены обязанности по демонтажу, перемещению, хранению и утилизации многоквартирных домов, признанных ветхими, аварийными и подлежащих сносу, на территории города Севастополя.

В части касающейся мероприятии по ограничению доступа в указанный дом, суд приходит к выводу, что полномочия по организации указанных мероприятий отнесены к деятельности ГБУ «Городская служба жилищного фонда», что подтверждается положениями его Устава.

Принимая во внимание положения Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О противодействии терроризму», «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», суд приходит к выводу, что свободный, открытый доступ к указанным домам, признанным аварийными и подлежащими сносу, не позволяет обеспечить на территории города Севастополя безопасность жизни и здоровья граждан, и является нарушением прав граждан в сфере антитеррористической, пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности. Доступ к данному дому не исключает возможность совершения правонарушений в его помещениях, в том числе и в отношении несовершеннолетних, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.

Судом также установлено, что, несмотря на то, что в отношении указанных органов прокуратурой применялись меры реагирования, направленные на устранение допущенных нарушений федерального законодательства, уполномоченными органами действий по сносу аварийного дома не принято, ввиду чего, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Определяя срок выполнения Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Правительством Севастополя обязанностей по организации и проведению мероприятий по списанию домов, признанных аварийными и подлежащих сносу, суд полагает срок в 1 месяц достаточным. Вместе с тем, приходит к выводу, что для выполнения Департаментом городского хозяйства города Севастополя обязанности по обеспечению проведения мероприятий по сносу спорных домов необходим срок 6 месяцев, с учетом сложности проведения данной процедуры.

Учитывая возможность возникновения реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об обращении к немедленному исполнению решения суда в части возложения на Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» обязанности организовать и обеспечить проведение мероприятий по ограничению доступа к аварийному дому.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Нахимовского района города Севастополя удовлетворить частично.

Возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Правительство Севастополя обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение мероприятий по списанию дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить на Департамент городского хозяйства города Севастополя обязанность в течение 6 месяцев со дня принятия Правительством Севастополя решения о списании дома, расположенного по адресу: <адрес>, организовать и обеспечить проведение мероприятий по его сносу.

Возложить на Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» обязанность организовать и обеспечить проведение мероприятий по ограничению доступа к дому, расположенному по адресу: <адрес>, путем установления по периметру дома ограждений, соответствующих требованиям пункта Строительных норм и правил Российской федерации «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СниП 12-03-2001», а именно: высотой не менее <данные изъяты> метров, в месте примыкания ограждения к местам массового прохода людей высотой не менее <данные изъяты> метров, оборудованного сплошным защитным козырьком, выдерживающим действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов; ограждения, не должны иметь проемов, кроме запираемых ворот и калиток.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение суда в части организации и обеспечения мероприятий по ограничению доступа к дому, расположенному по адресу: <адрес> обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья    В.П. Чан

2-74/2022 (2-2198/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Нахимовского района города Севастополя
Ответчики
Департамент городского хозяйства города Севастополя
Правительство г.Севастополя
Государственное бюджетное учреждение города Севастополя "Городская служба жилищного фонда"
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
ГБУ "Парки и скверы"
Департамент капитального строительства города Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Чан Виктория Павловна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
11.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2021Передача материалов судье
17.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2021Судебное заседание
05.08.2021Судебное заседание
27.08.2021Судебное заседание
20.09.2021Судебное заседание
24.09.2021Судебное заседание
17.11.2021Судебное заседание
20.12.2021Судебное заседание
12.01.2022Судебное заседание
19.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.09.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.10.2024Судебное заседание
19.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
12.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее