Дело № 2-497/2024
УИД19RS0010-01-2024-000775-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Шира 23 сентября 2024 г.
Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Лейман Н.А.,
при секретаре Быковской Л.В.,
с участием:
представителя процессуального истца - помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Лубенниковой А.Г.,
представителя ответчика директора МБОУ Соленоозерная средняя школа №12 Бехер Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Соленоозерная средняя школа №12 об обязании устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму – восстановлении целостности ограждения территории общеобразовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обосновывая заявленные требования, пояснил в исковом заявлении, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в образовательных учреждения Ширинского района. В ходе проверки установлено, что ограждение здания МБОУ Соленоозерная средняя школа №12, расположенного по адресу: <адрес> находится в ненадлежащем состоянии, а именно имеется нарушение целостности ограждения со стороны <адрес>, между домом, расположенным по адресу: <адрес> территорией Учреждения отсутствует ограждение, что не препятствует проникновению третьих лиц на территорию объекта защиты. С целью установления выявленных нарушений директору школы 28 июня 2024 г. вынесено представление. Из ответа от 26 июля 2024 г. на представление следует, что Учреждением приняты меры к устранению нарушений, восстановление целостности ограждения внесено в локально-сметный расчет по капитальному ремонту Учреждения, которое запланировано на 2025 г. В соответствии с уставом МБОУ Соленоозерной средней школы №12, утвержденным приказом руководителя Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район от 16 декабря 2015 г. №1255, учредителем Учреждения является муниципальное образование Ширинский район осуществляет Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район. Полагает, что нарушение целостности территории образовательного учреждения влечет угрозу проникновения на нее посторонних лиц, что может создать угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних граждан в период образовательного процесса. Указал, что нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательной организации влекут нарушение прав неопределенного круга лиц – обучающихся и работников, посетителей образовательного учреждения. Просит обязать МБОУ Соленоозерная средняя школа №12 в срок до 31 декабря 2024 г. обеспечить восстановление целостности территории образовательного учреждения по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощником прокурора Ширинского района исковые требования поддержаны в полном объеме.
Представитель ответчика директор МБОУ Соленоозерная Средняя школа №12 Бехер Т.В., в судебном заседании в удовлетворении исковых требований не возражала, просила установить срок для выполнения решения до 31 декабря 2025 г.
До начала рассмотрения дела направила отзыв на исковое заявление, в котором указала, следующее. Учреждение является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности, создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Учредителем является муниципальное образование Ширинский район. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования Ширинский район осуществляет Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район (п.1.6 Устава). На основании положения об управлении образования администрации МО Ширинский район, утвержденного постановлением администрации МО Ширинский район от 19 июня 2019 г. №120 к полномочиям Управления относится осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности подведомственных муниципальных казенных учреждений и осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания подведомственности бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. Пояснил, что в 2024 году по заказу МБОУ Соленоозерная СШ №12, индивидуальным предпринимателем ФИО5 (регистрационный номер в реестре членов саморегулируемой организации №1408, дата регистрации 23 января 2020 г., Ассоциация СРО «<данные изъяты>», протокол правления №01-2301-Ц-20 от 23 января 2020 г.) была разработана проектная документация «Вертикальная планировка и капитальный ремонт открытых спортивных сооружений на территории Учреждения. Ограждение территории школы предусмотрено разделом 6 №Сметы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства». 21 августа 2024 г. УО администрации МО Ширинский район было направлено письмо на имя главы администрации МО Ширинский район с информацией для включения необходимых средств в бюджет муниципального района на 2025 год, в котором предусмотрен и капитальный ремонт МБОУ Соленоозерной средней школы №12 в сумме 91 032 540 руб. Срок сдачи проекта решения Совета депутатов МО Ширинский район на 2025 и последующие 2026 и 2027 годы предусмотрен до 15 ноября 2024 г. Далее данный проект будет рассмотрен на очередной сессии Совета депутатов, проведение которой планируется в 20-х числах декабря 2024 года. Полагает, что при условии заложения в бюджет денежных средств на капитальный ремонт школы запланированный на 2025 год, говорит о невозможности исполнения требований прокуратуры Ширинского района об обязании в срок до 31 декабря 2024 г. обеспечить восстановление целостности ограждения территории образовательного учреждения. Пояснил, что обеспечение восстановления целостности ограждения территории образовательного учреждения, подразумевает заключение муниципальных контрактов на выполнение определенных работ. Процедура заключения контракта на осуществление работ путем проведения аукциона в электронной форме предусматривает определенный порядок, в том числе: подготовка (формируется план-график), определяется поставщик, с которым будет заключен договор, направляется оферта поставщику, составляется проект контракта, публикуются сведения по закупке в Единой информационной системе, вносится информация по каждому из этапов ЕИС, заключается контракт и подписывается, приемка объекта заказчиком. Указала, что данный порядок требует довольно продолжительного времени, которое будет затрачено на его соблюдение. Просит установить срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2025 г.
Представители третьих лиц - Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район, администрации муниципального образования Ширинский район, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовали, до начала судебного заседания представили отзывы на исковое заявление, аналогичные отзыву ответчика.
До начала судебного разбирательства представителем третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия» направлено ходатайство о рассмотрении дело в их отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил о проведении судебного заседания при имеющейся явке лиц.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ст. 1 и п. 9 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя, в том числе финансирование расходов на обеспечение безопасности.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, установлены Федеральным законом от 06 марта 2005 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму».
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
В соответствии с пп. «а» п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Согласно пп. «г» п. 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе, посредством оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В силу пп. «д» п. 19 Требований выявление потенциальных нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается, в том числе, путем поддержания в исправленном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны.
В соответствии с уставом МБОУ Соленоозерная средняя школа №12, утвержденным приказом руководителя УО администрации МО Ширинский район от 16 декабря 2015 г. №1255, учредителем Учреждения является муниципальное образование Ширинский район. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования Ширинский район осуществляет Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район.
Согласно п. 6.4 Устава объекты собственности, закрепленные за Учреждением, находятся в оперативном управлении с момента передачи имущества. При осуществлении оперативного управления вверенным имуществом Учреждение обеспечивает его сохранность и использование по целевому назначению.
Как следует из материалов дела, в июне 2024 года прокуратурой Ширинского района проведена проверка, согласно которой установлено, что ограждение здания МБОУ Соленоозерная средняя школа №12, расположенного по адресу: <адрес> находится в ненадлежащем состоянии, а именно имеется нарушение целостности ограждения со стороны <адрес>, между домом, расположенным по адресу: <адрес>, и территорией Учреждения отсутствует ограждение.
28 июня 2024 г. с целью устранения выявленных нарушений директору Учреждения вынесено представление.
Из ответа на представление от 26 июля 2024 г. следует, что Учреждением приняты меры к устранению нарушений, в частности устранение целостности ограждения внесено в локально-сметный расчет по капитальному ремонту школы, который запланирован на 2025 г.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 15 и п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, их территории, в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств, возложено действующим законодательством на органы местного самоуправления. Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка ограждения мест массового пребывания людей.
Отсутствие в бюджете муниципального образования и в бюджете Учреждения денежных средств на исполнение требований прокурора не имеет правового значения для рассматриваемого спора и не является основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на них законом обязанностей, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности от их финансовой возможности.
Нарушение целостности территории образовательного учреждения влечет угрозу проникновения на нее посторонних лиц, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних граждан в период образовательного процесса
Таким образом, оценивая представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, учитывая позицию участников процесса, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Разрешая требования прокурора о сроке, в течение которого вышеуказанные действия должны быть осуществлены ответчиками, суд пришел к следующему.
В силу требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Рассматривая требования прокурора об установлении сроков исполнения обязанности, суд принимает во внимание процесс бюджетного финансирования.
При формировании проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период органам местного самоуправления надлежит предусматривать финансовое обеспечение расходов на реализацию определенного рода мероприятий.
В силу требований ч. 1 ст. 185 БК РФ администрация органа местного самоуправления вносит проект решения о местном бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение представленного органа местного самоуправления в сроки, установленные муниципальным правовым актом представленного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
Тем самым, орган местного самоуправления имеет возможность предусмотреть дополнительные расходы на исполнение возложенной на бюджетное учреждение обязанности при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Названные обязанности при отсутствии финансирования в текущем финансовом году, не могут быть выполнены, что приведет к неисполнимости судебного решения.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание объем работы, который надлежит выполнить Учреждению, а также запланированный капитальный ремонт Учреждения на 2025 г., суд полагает необходимым установить исполнение обязанности МБОУ Соленоозерная средняя школа №12 восстановления целостности ограждения территории вышеназванного образовательного учреждения в срок до 31 октября 2025 г., который, по мнению суда, является достаточным для решения вопросов о финансировании мероприятия по исполнению обязанностей, возложенных судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Соленоозерная средняя школа №12 (<данные изъяты>) обеспечить восстановление целостности ограждения территории образовательного учреждения по адресу: <адрес>, в срок до 31 октября 2025 г.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения, т.е. (с учетом выходных дней) с ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий
судья Н.А. Лейман