89RS0001-01-2024-001024-19
1 инст. №2-950/2024
Судья Подгайная Н.Н.
Апелл. дело №33-3186/2024
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Салехард 05 ноября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Долматова М.В.,
судей коллегии: Кайгородовой И.В., Селиверстовой Ю.А.,
при секретаре: Бибиковой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пуровского района в интересах Насыповой Елизаветы Викторовны к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Долматова М.В., пояснение процессуального истца и представителя Правительства ЯНАО,судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
установила:
Прокурор Пуровского района в интересах Насыповой Е.В. обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО, Управлению делами Правительства ЯНАО о предоставлении специализированного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Насыпова Е.В. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем просил суд обязать Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО и Управление делами Правительства ЯНАО предоставить Насыповой Е.С. жилое помещение специализированного жилищного фонда ЯНАО общей площадью не менее 33 кв м. отвечающее санитарным, техническим и иным требованиям жилищного законодательства, расположенное на территории г. Тарко-Сале по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 июня 2024 года иск удовлетворен, суд обязал Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Насыповой Елизавете Викторовне жилое помещение из специализированного жилищного фонда автономного округа общей площадью не менее 33 кв м. отвечающее санитарным, техническим и иным требованиям жилищного законодательства на территории города Тарко- Сале по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа в лице представителя Кислицина Д.В. просит решение суда отменить, в удовлетворении искового заявления отказать. Указывает, что истец является собственником доли дома, при этом акт об установлении невозможности проживания в доме, как и документы, указывающие, что дом в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу, не представлено. Приводит доводы о том, что Управление делами Правительства ЯНАО исполнили возложенную на них обязанность по приобретению жилого помещения и уведомлению истца о необходимости заключения договора найма. Полагает, что судом принято неисполнимое решение, поскольку действующее законодательство не предусматривает принудительное принятие детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей жилых помещений.
В суде апелляционной инстанции представитель правительства ЯНАО Кислицын Д.В, настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на отсутствие нарушении прав истицы, добросовестность действий ответчиков, предоставление жилого помещения, отсутствие возможности оплачивать коммунальные платежи Насыповой Е.В., указал на не явку в судебное заседание истицы, также не установлено её место жительство, в соответствии с которым ей должны предоставить жилое помещение, оспаривал право Насыповой Е.В. на предоставление жилого помещения, поскольку не утрачено право проживания в жилом помещении с матерью. Также ссылался на то, что решение суда заведомо не исполнимо.
Представитель процессуального истца - прокурор Губайдулина Г.А., просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя процессуального истца и представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 7, 38 Конституции РФ государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Положения ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предусматривают, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Из разъяснений п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, следует, что установленное федеральным законом предписание о предоставлении детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме жилых помещений по завершении ими получения профессионального образования, профессионального обучения не препятствует им в реализации права на обеспечение жилыми помещениями по достижении возраста 18 лет.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Судом первой инстанции установлено, что Насыпова Е.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о рождении № ее отцом является ФИО1, матерью ФИО2.
Согласно свидетельству о смерти 1-БС № Шмидт В.В умер ДД.ММ.ГГГГ Решением Шумпхинского районного седа Курганской области от 10 09.2015 ФИО2 признана недееспособной
Насыпова Е.В. зарегистрирована по месту жительства: <адрес>.
Постановлением главы Шумихинского района Курганской области №541 от 17.12.2020 года Насыпова Е. В. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лип из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
По заявлению законного представителя Насыповой Е.В. учетное дело было передано в г. Тарко - Сале Ямало - Ненецкого автономного округа, поскольку её постоянным местом жительством является именно данный населенный пункт.
По достижению Насыповой Е.В. возраста 18 лет, ей не было предоставлено жилое помещение специализированного найма, по её месту жительства в г. Тарко - Сале.
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, верно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Выводы суда подробно мотивированы и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска судебной коллегией отклоняется.
Учитывая разъяснения, данные в п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, принимая во внимание, что Насыпова Е.В. при достижении возраста 18 лет не была обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу только после завершения им обучения в ГБПОУ «КТК», судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Установленное абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" правовое предписание является дополнением гарантии обеспечения лиц, к категории которых относится истец, жилыми помещениями, а не препятствием к ее реализации по достижении ими 18-летнего возраста. Законодатель лишь расширил временной промежуток для реализации такой гарантии, указав на право истца на получение жилья по его выбору, в том числе по окончании учебного заведения, однако, безусловным основанием наступления такого права наряду с нуждаемостью в жилом помещении назвал достижение лицом, оставшимся без попечения родителей, 18-летнего возраста. Указанное следует из системной связи положений ст. 1, абз. 2 п. 3 ст. 6, п. 9 ст. 8 указанного Закона.
Однако в материалах учетного дела, также как и в материалах гражданского дела, заявление Насыповой Е.В. о предоставлении жилого помещения после окончания учебного заведения отсутствует. Такое волеизъявление она не давала. В связи с чем, данный довод является несостоятельным, противоречащим вышеуказанной норме права.
Доводы жалобы о том, что Управление делами Правительства ЯНАО предлагали Насыповой Е.В. жилое помещение, от которого она фактически отказалась, подлежат отклонению, поскольку из материалов дела усматривается, что квартира для проживания была предложена в г.Тюмень, в то время как такое жилое помещение должно быть предоставлено в г.Тарко-Сале ЯНАО.
При этом, судебная коллегия указывает на то, что г. Тюмень никогда не являлось местом жительством, либо местом пребывания (учебы) истицы. То обстоятельство, на которое указывает представитель Правительства ЯНАО, о том, что в г. Тюмень легче приобрести жилое помещение, чем в г. Тарко - Сале, противоречит вышеназванным нормам права, поскольку жилое помещение должно быть предоставлено по месту жительства, либо в том населенном пункте, в котором сам ребенок- сирота, избрал свое место жительство, а не по выбору органа субъекта РФ.
Доводы о том, что между Управление делами Правительства ЯНАО и Насыповой Е.В. 29.05.2024 г. был заключен договор найма жилого помещения, также не могут быть приняты во внимание, поскольку из акта приема - передачи жилого помещения видно, что фактически такое жилое помещение было предоставлено 8.07.2024 г., то есть после вынесения судом решения, в то время как суд апелляционной инстанции проверяет решение суда на дату его вынесения (17.06.2024 г.).
Также, судебная коллегия учитывает то, что фактически договор найма был подписан истицей 8.07.2024 года, то есть после вынесения решения суда, что следует из позиции ответчиков в суде первой инстанции, а также отсутствием даты под подписью Насыповой Е.В. в договоре, при наличии даты в акте приема-передачи жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы об оспаривании права Насыповой Е.В. на предоставление жилого помещения из специализированного жилого фона, противоречит позиции, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, поскольку позиция ответчиков была не на оспаривание права, а на невозможность предоставления жилого помещения при достижении совершеннолетия.
Так же, данные доводы противоречат учетному делу, согласно которому истица не имеет иных жилых помещений, а в жилом помещении в Шумихинском районе, в котором находится ее доля в праве общей долевой собственности (1/5), не возможно её проживание, в силу абз. 2 п.п. 1 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
Кроме того, не признание непригодным для проживания указанного жилого помещения не имеет юридического значения для рассмотрения настоящего спора.
Довод апелляционной жалобы, о том, что отсутствует спор о праве, судебной коллегией отклоняется, поскольку как указано выше, по достижении совершеннолетия истице была предложена квартира в г. Тюмени, данный населенный пункт находится в другом регионе. Меры по предоставлению жилого помещения по месту жительства истице начали предприниматься только после предъявления иска в суд (Приказ о предоставлении жилого помещения от 17 мая 2024 года), и до решения суда истица не была обеспечена жилым помещением.
Довод о том, что истицей не будут оплачиваться коммунальные услуги, не имеет юридического значимого обстоятельства, поскольку оплата коммунальных услуг не входит в правоотношения между Правительством ЯНАО и истицей, а также являются предположением представителя.
Довод о том, что истица не являлась в судебное заседание, также является несостоятельным, поскольку явка в суд стороны по делу, является правом, а не обязанностью.
Довод о том, что судом не установлено место жительство истицы, противоречит материалам дела, и учетному делу ребенка - сироты, поскольку прямо следует, что её постоянное место жительство г. Тарко - Сале.
Довод о неисполнимости решения суда является несостоятельным, поскольку решение суда исполнимо, в резолютивной части прямо определено какое жилое помещение и где, на каких условиях должно быть предоставлено. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на уполномоченные органы (Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО, как орган уполномоченный на приобретение жилого помещения, Управление делами Правительства ЯНАО, как орган уполномоченный заключать договора найма).
Из оспариваемого решения не усматривается, что на истицу возложена какая - либо обязанность, в связи с чем, ссылки в апелляционной жалобе о принудительном принятии истицей жилого помещения не могут быть приняты судебной коллегией.
Апелляционная жалоба не содержит каких - либо доводов, которые могли бы повлиять на законность принятого решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит, поскольку принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу, - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа вступает в силу в момент его оглашения, и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме апелляционное определение составлено 07 ноября 2024 года.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/