Решение по делу № 33-7889/2024 от 12.11.2024

УИД 11RS0003-01-2022-003013-34                     Дело № 2-3/2024

г. Сыктывкар                  (33-7889/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Никитенковой Е.В., Щелканова М.В.

при секретаре Микушевой А.И.

рассмотрела в судебном заседании 21 ноября 2024 года гражданское дело по иску Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Звезда» о возложении обязанности произвести монтаж и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета горячего водоснабжения

по апелляционной жалобе ООО «Звезда» на решение Интинского городского суда Республики Коми от 28 августа 2024 года.

Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Госжилинспекция по г. Инте Службы Республики Коми Стройжилтехнадзора обратилась в суд с иском к ООО «Звезда» о понуждении исполнить предостережение от <Дата обезличена>, а именно: установить и ввести в эксплуатацию приборы учета по горячему водоснабжению в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО «Звезда», предоставить акты ввода в эксплуатацию приборов учета по горячему водоснабжению в Государственную жилищную инспекцию по г. Инте.

В обоснование требований указано, что Государственной жилищной инспекцией по г. Инте <Дата обезличена> ООО «Звезда» на основании письма АО «Коми энергосбытовая компания» о текущих результатах подготовки к осенне-зимнему периоду 2022-2023 годов от <Дата обезличена> было объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований в части поверки, установки и ввода в эксплуатацию приборов учета по горячему водоснабжению в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «Звезда», срок исполнения предостережения - <Дата обезличена>. Согласно информации, предоставленной ООО «Звезда» от <Дата обезличена>, общедомовые (коллективные) приборы учета по горячему водоснабжению укомплектованы и отправлены на поверку. На сегодняшний день акты ввода в эксплуатацию приборов учета по горячему водоснабжению в Государственную жилищную инспекцию по г. Инте не предоставлены.

Госжилинспекция по г. Инте Службы Республики Коми Стройжилтехнадзора уточнила исковые требования и просила обязать ответчика произвести монтаж общедомовых приборов учета по горячему водоснабжению в многоквартирных домах <Адрес обезличен>, обеспечив их ввод в эксплуатацию.

Определением суда от 16.01.2023 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО «Т Плюс».

Решением Интинского городского суда Республики Коми от 28.08.2024 на Общество с ограниченной ответственностью «Звезда» возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления в силу настоящего решения суда произвести монтаж общедомовых приборов учета по горячему водоснабжению в многоквартирных домах <Адрес обезличен> и обеспечить их ввод в эксплуатацию.

В апелляционной жалобе ООО «Звезда» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией.

В силу пп. «д» п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (пп. «к» п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ и пп. «ж» п. 10, пп. «к» п. 11 Правил № 491.

Действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома включены мероприятия по энергосбережению; обязанность по установке, по вводу в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета в многоквартирном доме, их надлежащей эксплуатации возложена на лиц, ответственных за его содержание. Невыполнение указанных мероприятий по содержанию многоквартирного жилого дома является нарушением требований действующего законодательства.

Судом установлено и следует из материалов дела, что управление многоквартирными домами <Адрес обезличен> осуществляется управляющей компании ООО «Звезда» (т. 1 л.д. 38-58, 62-97, 98-207). При этом общедомовые приборы учета по горячему водоснабжению в данных многоквартирных домах отсутствуют по причине истекшего срока поверки (т. 1, л.д. 37, 13-15).

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Государственной жилищной инспекцией по г. Инте Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в адрес ООО «Звезда» <Дата обезличена> вынесено предостережение № <Номер обезличен> о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому от АО «Коми энергосбытовой компании» поступила информация о демонтировании в многоквартирных домах <Адрес обезличен> приборов учета ГВС, предложено устранить выявленные нарушения и направить в срок до <Дата обезличена> уведомление об исполнении предостережения (т. 1 л.д. 18-19).

Из уведомления ООО «Звезда» от <Дата обезличена> усматривается, что в многоквартирных домах <Адрес обезличен> общедомовые (коллективные) приборы учета по горячему водоснабжению были демонтированы, укомплектованы и отправлены на поверку (т. 1 л.д. 20).

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 1 ст. 20, п. 4 ч. 12 ст. 20, ч. 2, 2.3, ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, ч. 4. ст. 12, ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 5, 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п. 40, 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, пришел к обоснованному выводу, что требования истца об обязании ООО «Звезда» произвести в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда произвести монтаж общедомовых приборов учета по горячему водоснабжению в многоквартирных домах <Адрес обезличен> и обеспечить их ввод в эксплуатацию являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Доводы представителей ответчика о том, что установка приборов учета горячего водоснабжения в спорных многоквартирных домах нецелесообразна до приведения горячего водоснабжения в надлежащее качество, так как система постоянно забивается, они несут затраты, приборы учета частично прошли поверку, частично не подлежат поверке из-за выхода из строя, судом отклонены.

Поскольку работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, то непринятие управляющей организацией ООО "Звезда" мер, обеспечивающих ведение в многоквартирных домах <Адрес обезличен> коммерческого учета коммунального ресурса на нужды горячего водоснабжения, лишает собственников (нанимателей) помещений данных многоквартирных домов возможности вносить плату за коммунальный ресурс, предоставленный на общедомовые нужды, исходя из фактического его потребления, нарушает, по мнению суда, права и законные интересы собственников (нанимателей) помещений в данных многоквартирных домах. Кроме того, защита прав потребителей в связи с поставкой коммунального ресурса ненадлежащего качества в данном случае может производиться другим способом, в том числе в порядке, установленном пунктами 98 – 113 Правил от 06.05.2011 № 354, а также в судебном порядке.

Судебная коллегия не может согласиться с приведенным выводом суда.

Истец обращается с иском в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно части первой статьи 46 ГПК Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

На основании п. 4 ч. 12 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В соответствии с частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ в заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Из искового заявления следует, что подача иска в суд обусловлена обращением АО «Коми энергосбытовая компания» в государственную жилищную инспекцию об имеющихся нарушениях в конкретных домах, обслуживаемых ответчиком.

Доказательств обращения граждан по вопросу нарушения их прав указанными действиями не имеется.

Таким образом, фактически иск подается в интересах АО «Коми энергосбытовая компания».

Исковое заявление не содержит доводов о том, в чем конкретно заключается нарушение прав неопределенного круга лиц. Не представлено таких доводов и доказательств при рассмотрении дела по существу.

АО «Коми энергосбытовая компания» не является поставщиком коммунального ресурса «горячая вода».

Возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылается на необходимость неисполнение ПАО "Т Плюс", в интересах которого фактически действует АО «Коми энергосбытовая компания», обязанности по приведению воды в соответствие с действующими требованиями. Неисполнение данной обязанности влечет выход приборов учета из строя.

Как следует из материалов дела, решением Сыктывкарского городского суда от 24.02.2014 № 2-169/2014 признано незаконным бездействие ОАО "ТГК-9", выразившееся в невыполнении обязанности по подаче населению горячей воды, соответствующей установленным гигиеническим требованиям. На ОАО "ТГК-9" возложена обязанность в срок до 01.09.2014 устранить нарушения санитарного законодательства и обеспечить соответствие требованиям санитарных правил горячей воды, подаваемой: Интинской ТЭЦ (г. Инта, ул. Куратова, 2) по показателю цветности, по содержанию железа и мутности, в многоквартирные дома г. Инты. Решение вступило в законную силу 29.05.2014.

В дальнейшем определениями суда ОАО "ТГК-9" и его правопреемнику ПАО "Т Плюс" предоставлялась отсрочка исполнения решения суда, срок очередной отсрочки истек 31.12.2023. При этом ответчик при обращении с заявлением об отсрочке не только не оспорил ненадлежащее качество предоставленного коммунального ресурса воды (в том числе по показаниям цветности), но и заявил о намерении в будущем предпринять меры к поставке коммунального ресурса надлежащего качества в соответствии с разработанным планом мероприятий по приведению качества горячей воды, передаваемой Интинской ТЭЦ потребителям г. Инты, требованиям санитарного законодательства.

Решение от 24.02.2014 № 2-169/2014 до настоящего времени не исполнено.

Настоящий иск подан в суд 01.11.2022.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.02.2024 № А29-1204/2023, вступившим в законную силу 23.05.2024, исковые требования ООО "Звезда" к ПАО "Т Плюс" об обязании произвести перерасчет за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (СОИ) "горячая вода – теплоноситель" за период с <Дата обезличена> на сумму 529274,62 руб., обязании не начислять плату за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (СОИ) "горячая вода – теплоноситель" с 01.12.2022 до момента приведения качества горячей воды до границ эксплуатационной ответственности сторон многоквартирных домов <Адрес обезличен> в соответствии с требованиями санитарного законодательства, обязании снять обязание по производству монтажа общедомовых приборов учета по горячему водоснабжению в многоквартирных домах <Адрес обезличен> и обеспечению их ввода в эксплуатацию до приведения качества горячей воды в надлежащее состояние удовлетворены частично, ПАО "Т Плюс" обязано произвести перерасчет платы за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (СОИ) "горячая вода - теплоноситель" за период с <Дата обезличена> на сумму 529274,62 руб. В остальной части в иске отказано. С ПАО "Т Плюс" в пользу ООО "Звезда" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.

Таким образом, отсутствие общедомовых приборов учета не повлекло увеличение размера платы за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (СОИ) "горячая вода - теплоноситель" за период до момента подачи иска в связи с наличием соответствующей обязанности у ПАО "Т Плюс" произвести перерасчет.

Учитывая изложенное, вынося обжалуемое решение, суд, установив формальное нарушение законодательства об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности по обращению юридического лица, но не указал при этом, в чем конкретно заключается нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц и каким образом будут восстановлены данные нарушенные права при исполнении решения суда.

Помимо изложенного, при наличии неисполненного в течение длительного времени решения суда о возложении обязанности по приведению качества воды в соответствие с требованиями закона, при этом данный недостатков воды признан обстоятельством, дающим основание для перерасчета в полном объеме платы за поставленный ресурс, истец, требующий установки общедомовых приборов учета, должен представить доказательства того, что такое качество воды не оказывает влияние на работоспособность данных приборов, поскольку только тогда будет достигаться не только формальное исполнение закона, но и баланс интересов заинтересованных лиц. Таких доказательств не представлено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что истцом не доказано нарушение прав неопределенного круга лиц, в связи с чем в удовлетворении иска необходимо отказать.

Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Интинского городского суда Республики Коми от 28 августа 2024 года отменить, принять по делу новое решение.

Иск Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Звезда» о возложении обязанности произвести монтаж и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета горячего водоснабжения оставить без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.11.2024.

Председательствующий

Судьи

33-7889/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Государственная жилищная инспекция по городу Инте, Служба строительного жилищного и технического надзора (контроля)
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью Звезда
Другие
Публичное акционерное общество Т Плюс
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Щелканов М.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
21.11.2024Судебное заседание
25.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2024Передано в экспедицию
21.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее