УИД 36RS0006-01-2021-002063-47
Строка 2.068
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
01 июля 2021 года г.Воронеж
Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Петровой Л.В.,
при секретаре Марченко В.Ю.,
с участием истца Топоровой Е.Ю.,
представителя истца – адвокат Рамазян Л.А.,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже Сухановой Н.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Топоровой Елены Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Воронеже, Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Воронежской области об обязании включить периоды работы в специальный стаж и страховой стаж, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, назначении и выплате досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л :
Топорова Е.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г.Воронеже о признании решений незаконными, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии, назначении и выплате пенсии.
Требования мотивированы тем, что 02.07.2018 Топорова Е.Ю. обратилась в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в г. Воронеже от 28.09.2018 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа продолжительностью 25 лет. В специальный стаж работы Топоровой Е.Ю. не были включены периоды работы с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан, с 01.12.1991 по 11.09.1994 в профессиональном-техническом училище № Республики Таджикистан, с 12.09.1994 по 24.08.1999 в средней школе № Республики Таджикистан. Полагает решение суда незаконным, а указанные периоды подлежащими включению в специальный стаж, поскольку в указанные периоды она осуществляла трудовую деятельность в учреждениях для детей, что подтверждается трудовой книжкой и иными документами.
Просила суд признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже об отказе в установлении пенсии от 28.09.2018, решение ГУ-УПФ РФ в г.Воронеже об отказе в установлении пенсии от 25.04.2019, обязать ГУ -УПФ РФ в г. Воронеже включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан (8 лет 11 месяцев 22 дня), с 01.12.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан (2 года 9 месяцев 11 дней), с 12.09.1994 по 24.08.1999 в средней школе № Республики Таджикистан (4 года 11 месяцев 13 дней), признать за Топоровой Е.Ю. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязать ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже назначить и выплатить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения с заявлением 02.07.2018.
Определением суда (в протокольной форме) от 09.06.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации.
Впоследствии Топорова Е.Ю. на основании статьи 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, с учетом уточнений иска просила суд:
- обязать ответчиков включить Топоровой Е.Ю. в специальный и страховой стаж период дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 01.01.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан, с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан,
- признать за Топоровой Е.Ю. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013№400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 02.07.2018.
- обязать ответчиков назначить и выплачивать Топоровой Е.Ю. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента первоначального обращения в ГУ-УПФ РФ в г.Воронеже с заявлением – с 02.07.2018.
В возражениях на исковое заявление представитель ГУ-УПФ РФ в г.Воронеже просила в удовлетворении исковых требований отказать. Указала, что периоды работы истца на территории Республики Таджикистан начиная с 1991 года могут быть учтены только в страховой стаж при подтверждении компетентным органом Республики Таджикистан. Территориальные органы ПФР в силу своего статуса и выполняемых ими функций являются правоприменительными органами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с полномочиями, определенными законодательством, исходя и буквального толкования норм материального права. Управлением направлен запрос в компетентный орган Республики Таджикистан о проверке факта работы за указанные периоды, на которые подтверждающий ответ не поступил.
В судебном заседании истец Топорова Е.Ю., уточненные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца - адвокат Рамазян Л.А. в судебном заседании уточненный иск поддержала, просила суд удовлетворить уточненные исковые требования.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Воронеже Суханова Н.Н. в судебном заседании возражения на исковое заявление поддержала, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела, суд полагает следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.07.2018 Топорова Е.Ю. обратилась в УПФ РФ (гу) в г.Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г.Воронеже Левобережный район от 28.09.2018 Топоровой Е.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием у нее специального стажа 25 лет.
Согласно приложению к решению (с изменениями) Топоровой Е.Ю. не включены:
- в страховой и специальный стаж период работы с 01.01.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан в должности мастера производственного обучения,
- в специальный стаж период работы с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан в должности учителя обслуживающего труда.
Специальный стаж Топоровой Е.Ю. по состоянию на 02.07.2018 составил 20 лет 11 месяцев 18 дней.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12. 2013).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, определено, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Как следует из трудовой книжки Топоровой Е.Ю., приложения к решению ответчика об отказе в назначении пенсии, истец работала:
- в период с 01.01.1991 по 11.09.1994 - в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан в должности мастера производственного обучения,
- в период с 27.08.1999 по 18.08.2008 - в средней школе № Республики Таджикистан в должности учителя обслуживающего труда.
Из содержания приложения к решению ответчика об отказе в назначении пенсии следует, что основанием для невключения периода работы с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан в специальный стаж и периода работы с 01.01.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан в страховой и специальный стаж явилось отсутствие ответа компетентного органа Республики Таджикистан на запрос ответчика. Также указано, что периоды работы и иной деятельности, выполнявшиеся за пределами Российской Федерации, включаются в страховой и специальный стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Таджкистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на страховые пенсии, истец должен представить документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), оформленные компетентными учреждениями (органами), работодателем; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992.
Согласно трудовой книжки Топоровой Е.Ю., истец работала в период с 01.01.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан в должности мастера производственного обучения, в период с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан в должности учителя обслуживающего труда.
Согласно справке от 17.06.2019 №292, выданной директором государственного учебного учреждения «Профессионально-швейный лицей <адрес>», Топорова Е.Ю. с 20.08.1984 (приказ № от 20.08.1984) по 15.09.1994 (приказ № от 15.09.1994) работала в должности мастера производственного обучения профессионально-технического училища № (с 05.04.1994 переименовано в технический лицей швейного производства <адрес>).
Согласно выпискам из приказов от 27.08.1999 № и от 18.08.2008 №, выданных 23.08.2008 и 29.05.2019 директором общеобразовательной средней школы № района <адрес>, с 27.08.1999 Топорова Е.Ю. была назначена учителем обслуживающего труда в порядке перевода в среднюю школу № и освобождена от занимаемой должности с 18.08.2008 (в связи с переводом мужа из Республики Таджикистан).
Из справки от 19.08.2008 №359, выданной районным отделом образования района <адрес>, Топорова Е.Ю. в период с 27.08.1999 по 18.08.2008 работала в средней общеобразовательной школе № <адрес> в должности учителя технологии (обслуживающего труда), в течение этих лет имела одну ставку педагогической нагрузки.
Из справок об уплате страховых взносов от 14.07.2008 №1162, от 29.07.2008 №1271, выданных отделом Государственного агентства социального страхования и пенсии района <адрес>, Топоровой Е.Ю. за период с 01.09.1999 по 01.09.2008 произведена оплата страховых взносов.
Из справки от 06.03.2019 №272, выданной Региональным центром персонифицированного учета Управления Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан <адрес>, следует, что на Топорову Е.Ю. производились уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период работы с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № <адрес>. Справка составлена на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Справками от 21.07.2008 №6, от 25.07.2008 №10, от 2008 года №54, от 22.05.2019 №28, от 29.05.2019 №160, №161 подтверждается заработок истца в спорные периоды.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные по делу доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что истцом Топоровой Е.Ю. представлено достаточно доказательства, подтверждающие, что в спорные периоды работы ее выполнялась педагогическая деятельность в учреждениях для детей, которая подлежит включению в страховой и специальный стаж.
Таким образом, суд приходит к выводу, что период работы Топоровой Е.Ю. с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан подлежит включению в специальный стаж, период работы с 01.01.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан в страховой и специальный стаж, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем исковые требования Топоровой Е.Ю. в указанной части подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Топоровой Е.Ю. об обязании ответчика включить в страховой стаж истца период работы с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан в должности учителя обслуживающего труда, поскольку указанный период, согласно приложению к решению ответчика об отказе в назначении пенсии, включен ответчиком в страховой стаж истца. Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Истец обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 02.07.2018. На момент обращения – 02.07.2018, с учетом спорных периодов работы, страховой стаж истца составляет более 25 лет.
Таким образом, у истца на день обращения с заявлением о назначении пенсии имелся необходимый для назначения данного вида пенсии страховой и специальный стаж, суд считает возможным удовлетворить требование истца о признании права на досрочное назначение пенсии и назначении с указанной даты.
Рассматриваю требования истца об обязании ответчиков выплатить пенсию, суд полагает следующее.
В настоящее время функции по выплате пенсии исключены из компетенции ГУ-УПФ РФ в г.Воронеже и переданы ГУ – Центр по выплате и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Воронежской области. Выплата пенсии Центром осуществляется на основании решения ГУ-УПФ РФ в г.Воронеже о назначении пенсии.
В связи с чем, суд полагает возможным, обязать Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Воронежской области произвести выплату Топоровой Е.Ю. досрочную страховую пенсию по старости с даты назначения пенсии – 02.07.2018, на основании решения Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воронеже.
Руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воронеже включить:
- в страховой стаж Топоровой Елены Юрьевны период работы с 01.01.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан в должности мастера производственного обучения,
- в специальный стаж работы Топоровой Елены Юрьевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013№400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 01.01.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан в должности мастера производственного обучения, с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан в должности учителя обслуживающего труда.
Признать за Топоровой Еленой Юрьевной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013№400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 02.07.2018.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воронеже назначить Топоровой Елене Юрьевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 02.07.2018.
Обязать Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Воронежской области выплатить Топоровой Елене Юрьевне досрочную страховую пенсию по старости с даты назначения пенсии – 02.07.2018, на основании решения Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воронеже.
В остальной части иска Топоровой Елене Юрьевне отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г.Воронежа.
Судья: Л.В.Петрова
Решение принято в окончательной форме 07.07.2021.
УИД 36RS0006-01-2021-002063-47
Строка 2.068
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
01 июля 2021 года г.Воронеж
Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Петровой Л.В.,
при секретаре Марченко В.Ю.,
с участием истца Топоровой Е.Ю.,
представителя истца – адвокат Рамазян Л.А.,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже Сухановой Н.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Топоровой Елены Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Воронеже, Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Воронежской области об обязании включить периоды работы в специальный стаж и страховой стаж, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, назначении и выплате досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л :
Топорова Е.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г.Воронеже о признании решений незаконными, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии, назначении и выплате пенсии.
Требования мотивированы тем, что 02.07.2018 Топорова Е.Ю. обратилась в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в г. Воронеже от 28.09.2018 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа продолжительностью 25 лет. В специальный стаж работы Топоровой Е.Ю. не были включены периоды работы с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан, с 01.12.1991 по 11.09.1994 в профессиональном-техническом училище № Республики Таджикистан, с 12.09.1994 по 24.08.1999 в средней школе № Республики Таджикистан. Полагает решение суда незаконным, а указанные периоды подлежащими включению в специальный стаж, поскольку в указанные периоды она осуществляла трудовую деятельность в учреждениях для детей, что подтверждается трудовой книжкой и иными документами.
Просила суд признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже об отказе в установлении пенсии от 28.09.2018, решение ГУ-УПФ РФ в г.Воронеже об отказе в установлении пенсии от 25.04.2019, обязать ГУ -УПФ РФ в г. Воронеже включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан (8 лет 11 месяцев 22 дня), с 01.12.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан (2 года 9 месяцев 11 дней), с 12.09.1994 по 24.08.1999 в средней школе № Республики Таджикистан (4 года 11 месяцев 13 дней), признать за Топоровой Е.Ю. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязать ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже назначить и выплатить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения с заявлением 02.07.2018.
Определением суда (в протокольной форме) от 09.06.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации.
Впоследствии Топорова Е.Ю. на основании статьи 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, с учетом уточнений иска просила суд:
- обязать ответчиков включить Топоровой Е.Ю. в специальный и страховой стаж период дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 01.01.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан, с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан,
- признать за Топоровой Е.Ю. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013№400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 02.07.2018.
- обязать ответчиков назначить и выплачивать Топоровой Е.Ю. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента первоначального обращения в ГУ-УПФ РФ в г.Воронеже с заявлением – с 02.07.2018.
В возражениях на исковое заявление представитель ГУ-УПФ РФ в г.Воронеже просила в удовлетворении исковых требований отказать. Указала, что периоды работы истца на территории Республики Таджикистан начиная с 1991 года могут быть учтены только в страховой стаж при подтверждении компетентным органом Республики Таджикистан. Территориальные органы ПФР в силу своего статуса и выполняемых ими функций являются правоприменительными органами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с полномочиями, определенными законодательством, исходя и буквального толкования норм материального права. Управлением направлен запрос в компетентный орган Республики Таджикистан о проверке факта работы за указанные периоды, на которые подтверждающий ответ не поступил.
В судебном заседании истец Топорова Е.Ю., уточненные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца - адвокат Рамазян Л.А. в судебном заседании уточненный иск поддержала, просила суд удовлетворить уточненные исковые требования.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Воронеже Суханова Н.Н. в судебном заседании возражения на исковое заявление поддержала, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела, суд полагает следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.07.2018 Топорова Е.Ю. обратилась в УПФ РФ (гу) в г.Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г.Воронеже Левобережный район от 28.09.2018 Топоровой Е.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием у нее специального стажа 25 лет.
Согласно приложению к решению (с изменениями) Топоровой Е.Ю. не включены:
- в страховой и специальный стаж период работы с 01.01.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан в должности мастера производственного обучения,
- в специальный стаж период работы с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан в должности учителя обслуживающего труда.
Специальный стаж Топоровой Е.Ю. по состоянию на 02.07.2018 составил 20 лет 11 месяцев 18 дней.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12. 2013).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, определено, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Как следует из трудовой книжки Топоровой Е.Ю., приложения к решению ответчика об отказе в назначении пенсии, истец работала:
- в период с 01.01.1991 по 11.09.1994 - в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан в должности мастера производственного обучения,
- в период с 27.08.1999 по 18.08.2008 - в средней школе № Республики Таджикистан в должности учителя обслуживающего труда.
Из содержания приложения к решению ответчика об отказе в назначении пенсии следует, что основанием для невключения периода работы с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан в специальный стаж и периода работы с 01.01.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан в страховой и специальный стаж явилось отсутствие ответа компетентного органа Республики Таджикистан на запрос ответчика. Также указано, что периоды работы и иной деятельности, выполнявшиеся за пределами Российской Федерации, включаются в страховой и специальный стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Таджкистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на страховые пенсии, истец должен представить документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), оформленные компетентными учреждениями (органами), работодателем; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992.
Согласно трудовой книжки Топоровой Е.Ю., истец работала в период с 01.01.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан в должности мастера производственного обучения, в период с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан в должности учителя обслуживающего труда.
Согласно справке от 17.06.2019 №292, выданной директором государственного учебного учреждения «Профессионально-швейный лицей <адрес>», Топорова Е.Ю. с 20.08.1984 (приказ № от 20.08.1984) по 15.09.1994 (приказ № от 15.09.1994) работала в должности мастера производственного обучения профессионально-технического училища № (с 05.04.1994 переименовано в технический лицей швейного производства <адрес>).
Согласно выпискам из приказов от 27.08.1999 № и от 18.08.2008 №, выданных 23.08.2008 и 29.05.2019 директором общеобразовательной средней школы № района <адрес>, с 27.08.1999 Топорова Е.Ю. была назначена учителем обслуживающего труда в порядке перевода в среднюю школу № и освобождена от занимаемой должности с 18.08.2008 (в связи с переводом мужа из Республики Таджикистан).
Из справки от 19.08.2008 №359, выданной районным отделом образования района <адрес>, Топорова Е.Ю. в период с 27.08.1999 по 18.08.2008 работала в средней общеобразовательной школе № <адрес> в должности учителя технологии (обслуживающего труда), в течение этих лет имела одну ставку педагогической нагрузки.
Из справок об уплате страховых взносов от 14.07.2008 №1162, от 29.07.2008 №1271, выданных отделом Государственного агентства социального страхования и пенсии района <адрес>, Топоровой Е.Ю. за период с 01.09.1999 по 01.09.2008 произведена оплата страховых взносов.
Из справки от 06.03.2019 №272, выданной Региональным центром персонифицированного учета Управления Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан <адрес>, следует, что на Топорову Е.Ю. производились уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период работы с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № <адрес>. Справка составлена на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Справками от 21.07.2008 №6, от 25.07.2008 №10, от 2008 года №54, от 22.05.2019 №28, от 29.05.2019 №160, №161 подтверждается заработок истца в спорные периоды.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные по делу доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что истцом Топоровой Е.Ю. представлено достаточно доказательства, подтверждающие, что в спорные периоды работы ее выполнялась педагогическая деятельность в учреждениях для детей, которая подлежит включению в страховой и специальный стаж.
Таким образом, суд приходит к выводу, что период работы Топоровой Е.Ю. с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан подлежит включению в специальный стаж, период работы с 01.01.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан в страховой и специальный стаж, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем исковые требования Топоровой Е.Ю. в указанной части подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Топоровой Е.Ю. об обязании ответчика включить в страховой стаж истца период работы с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан в должности учителя обслуживающего труда, поскольку указанный период, согласно приложению к решению ответчика об отказе в назначении пенсии, включен ответчиком в страховой стаж истца. Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Истец обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 02.07.2018. На момент обращения – 02.07.2018, с учетом спорных периодов работы, страховой стаж истца составляет более 25 лет.
Таким образом, у истца на день обращения с заявлением о назначении пенсии имелся необходимый для назначения данного вида пенсии страховой и специальный стаж, суд считает возможным удовлетворить требование истца о признании права на досрочное назначение пенсии и назначении с указанной даты.
Рассматриваю требования истца об обязании ответчиков выплатить пенсию, суд полагает следующее.
В настоящее время функции по выплате пенсии исключены из компетенции ГУ-УПФ РФ в г.Воронеже и переданы ГУ – Центр по выплате и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Воронежской области. Выплата пенсии Центром осуществляется на основании решения ГУ-УПФ РФ в г.Воронеже о назначении пенсии.
В связи с чем, суд полагает возможным, обязать Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Воронежской области произвести выплату Топоровой Е.Ю. досрочную страховую пенсию по старости с даты назначения пенсии – 02.07.2018, на основании решения Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воронеже.
Руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воронеже включить:
- в страховой стаж Топоровой Елены Юрьевны период работы с 01.01.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан в должности мастера производственного обучения,
- в специальный стаж работы Топоровой Елены Юрьевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013№400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 01.01.1991 по 11.09.1994 в профессионально – техническом училище № Республики Таджикистан в должности мастера производственного обучения, с 27.08.1999 по 18.08.2008 в средней школе № Республики Таджикистан в должности учителя обслуживающего труда.
Признать за Топоровой Еленой Юрьевной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013№400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 02.07.2018.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воронеже назначить Топоровой Елене Юрьевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 02.07.2018.
Обязать Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Воронежской области выплатить Топоровой Елене Юрьевне досрочную страховую пенсию по старости с даты назначения пенсии – 02.07.2018, на основании решения Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воронеже.
В остальной части иска Топоровой Елене Юрьевне отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г.Воронежа.
Судья: Л.В.Петрова
Решение принято в окончательной форме 07.07.2021.