РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
24 августа 2020 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Рвановой Рђ.Р.
РїСЂРё секретаре Ахметовой Р›.Р.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Самары Демкиной Е.Н.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„–2Р°-2952/2020 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Малахова Р.Рђ. Рє председателю территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Ленинского района Рі. Самары Самарской области Рѕ признании незаконным решения РѕР± отказе РІ регистрации кандидата РІ депутаты,
установил:
Малахов Р.Рђ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рѕ признании незаконным решения территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Ленинского района Рі. Самары Самарской области РѕР± отказе РІ регистрации его кандидатом РІ депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара Самарской области второго созыва.
Требования мотивированы тем, что решение принято единолично председателем избирательной комиссии без проведения голосования членами комиссии и подсчета голосов. В решении не отражено, что оно вынесено коллегиально путем голосования, из решения не видно, как голосовали члены комиссии, какие у них мнения и полномочия по рассматриваемому вопросу. Кроме этого в наименовании избирательного органа используется незаконное название муниципальной единицы, так как правильное наименование Ленинского района города Самары – «внутригородской район». Устаревшая печать избирательного органа также указывает на отсутствие у последнего компетенции и полномочий. Представление «уведомления», по мнению истца, в соответствии с федеральным законом не требуется. В случае изменения персональных данных оператор извещает об этом владельца персональных данных сам. В нарушение части 2 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» решение принято территориальной, а не окружной избирательной комиссией.
Ссылаясь на изложенное, административный истец просит признать незаконным и необоснованным решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области от 09.08.2020 №290/2 об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа города Самара Самарской области второго созыва.
Р’ судебном заседании административный истец Малахов Р.Рђ. Рё его представитель РїРѕ устному ходатайству Скворцов Р”.Р”. требования поддержали, РїСЂРё этом полагали, что указанные избирательной комиссией недостатки РІ представленных документах Рё подписных листах РЅРµ влияют РЅР° волеизъявление граждан Рё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ служить основанием для отказа РІ регистрации кандидата. Р’ уточненном заявлении также ссылались РЅР° ненадлежащее информирование избирателей Рѕ кандидатах РІ объеме сведений, предусмотренных формами подписных листов, РЅР° несоответствие действий административного ответчика федеральному закону РІ части необходимости представления подписных листов РІ избирательный орган субъекта Р Р¤, Р° также РЅР° непроведение рабочей РіСЂСѓРїРїРѕР№ РѕРїСЂРѕСЃР° граждан, выдвинувших кандидата, РЅР° предмет РёС… волеизъявления.
Председатель территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области Флигиль А.А. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Самарской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, РїСЂРѕСЃРёР» рассмотреть дело РІ его отсутствие, представил письменный отзыв, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚ требования административного истца оставить без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Региональное отделение в Самарской области Политической партии "Новые люди" своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, причины неявки не сообщило, об отложении судебного разбирательства не просило, в связи с чем на основании ст.150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения участников процесса, помощника прокурора, полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
РР· материалов дела следует, что решением Совета депутатов Ленинского внутригородского района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара РѕС‚ 23.06.2020 назначены выборы депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара второго созыва РЅР° 13.09.2020.
16.07.2020 РІ РѕРєСЂСѓР¶РЅСѓСЋ избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ одномандатного избирательного РѕРєСЂСѓРіР° в„– 5 поступили документы для уведомления Рѕ выдвижении кандидата РІ депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара второго созыва Малахова Р.Рђ., выдвинутого партией «Новые люди» Рё включенного РІ заверенный СЃРїРёСЃРѕРє кандидатов РїРѕ одномандатным округам.
31.07.2020 Малахов Р.Рђ. представил РІ избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ документы, необходимые для его регистрации РІ качестве кандидата.
Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области от 09.08.2020 №290/2 заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании подпунктов 3, 8 пункта 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области".
Доводы административного истца о том, что решение принято некомпетентным органом, являются безосновательными.
Согласно С‡.1 СЃС‚. 20 Закона Самарской области РѕС‚ 31.12.2019 N 142-ГД "Рћ выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (далее – Закон N 142-ГД) подготовку Рё проведение выборов депутатов, обеспечение реализации Рё защиты избирательных прав граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїСЂРё проведении данных выборов осуществляют следующие избирательные РєРѕРјРёСЃСЃРёРё: Рзбирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ Самарской области; избирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ муниципального образования; окружные избирательные РєРѕРјРёСЃСЃРёРё; участковые избирательные РєРѕРјРёСЃСЃРёРё.
Р’ соответствии СЃ С‡.3 СЃС‚. 23 названного Закона N 142-ГД полномочия избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё муниципального образования РїРѕ решению Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Самарской области РјРѕРіСѓС‚ возлагаться РЅР° территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ или РЅР° участковую избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ, действующую РІ границах муниципального образования.
Полномочия окружных избирательных комиссий по решению избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальные избирательные комиссии (ч.2 ст.24 Закона N 142-ГД)
Установлено, что постановлением Рзбирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Самарской области РѕС‚ 10.04.2015 в„–169/1230-5 (РІ редакции постановления Рзбирательной комиссией Самарской области РѕС‚ 20.02.2020 в„–123/799-6) РЅР° территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Ленинского района Рі. Самары Самарской области возложены полномочия избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Ленинского внутригородского района РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Самара Самарской области.
В порядке, установленном ч.2 ст.24 Закона N142-ГД, решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Самары Самарской области от 27.06.2020 №241/2 на данную территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружных избирательных комиссий №1 - №20 по выборам депутатов Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.
Таким образом, административный ответчик является компетентным органом по рассмотрению заявления истца о его регистрации кандидатом в депутаты и принятию решения по существу заявления.
В силу ст. 27 Закона N142-ГД деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально. Решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
РР· письменного отзыва административного ответчика следует Рё РЅРµ опровергнуто РІ судебном заседании административным истцом, что рассмотрение РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ его регистрации кандидатом РІ депутаты осуществлялось коллегиально РЅР° заседании территориальной избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ присутствии самого кандидата. Следовательно, утверждение РІ РёСЃРєРµ Рѕ единоличном принятии оспариваемого решения председателем избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё является безосновательным. РџСЂРё этом отражение РІ решении результатов голосования членов РєРѕРјРёСЃСЃРёРё законом РЅРµ предусмотрено. Решение подписано председателем Рё секретарем избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ соответствии СЃ требования С‡. 17 СЃС‚.27 Закона N142-ГД.
Как следует РёР· оспариваемого решения, основанием для отказа РІ регистрации Малахова Р.Рђ. кандидатом РІ депутаты явилось: отсутствие среди документов, представленных для уведомления Рѕ выдвижении Рё регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления Рѕ выдвижении Рё (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований Самарской области урегулирован статьями 31-37 Закона N 142-ГД.
Статьей 34 указанного Закона предусмотрено, что список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов.
Частью 5 статьи 34 указанного Закона предусмотрено, что одновременно с документами, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи, уполномоченный представитель представляет заявление каждого кандидата, включенного в список кандидатов по одномандатным избирательным округам, о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а в случае, если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к выдвинувшей его политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно части 1 статьи 37 Закона N 142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона N 142-ГД регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:
1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;
5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).
31.07.2020 Малаховым Р.Рђ. РІ соответствии СЃ частью 2 статьи 37 Закона N142-ГД РІ РѕРєСЂСѓР¶РЅСѓСЋ избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ одномандатного избирательного РѕРєСЂСѓРіР° в„–5 представлены документы для его регистрации кандидатом, Рѕ чем ему выдано письменное подтверждение РёС… получения РѕС‚ 31.07.2020.
РР· данного подтверждения следует, что представлены, РІ том числе, следующие документы: подписные листы СЃ РїРѕРґРїРёСЃСЏРјРё избирателей РІ поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата РЅР° 18 листах, протокол РѕР± итогах СЃР±РѕСЂР° подписей избирателей РІ поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата РЅР° 1 листе, РєРѕРїРёСЏ документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов РЅР° 1 листе, сведения РѕР± изменениях РІ данных Рѕ кандидате, ранее представленных для уведомления Рѕ своем выдвижении, либо уведомление РѕР± отсутствии изменений РІ указанных данных РЅР° 1 листе.
При этом в качестве сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о своем выдвижении, представлено уведомление, в котором указано на техническую ошибку, допущенную в заявлении о согласии баллотироваться, которая заключается в том, что в наименовании избирательного объединения вместо «Региональное отделение» указано «Региональное объединение». С целью устранения неточности приложен верный вариант заявления о согласии баллотироваться.
Сведений о наличии либо отсутствии изменений в данных о самом кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона N 142-ГД, а именно, относительно изменений фамилии, имени и отчество, адреса места жительства, паспортных данных, гражданства, сведений о профессиональном образовании (при их указании), основного места работы или службы, занимаемой должности и т.п., имевших место в период после уведомления о выдвижении кандидата до представления документов на регистрацию, указанное уведомление не содержит.
Таким образом, РІ нарушение пункта 4 части 2 статьи 37 Закона N 142-ГД Малаховым Р.Рђ. РЅРµ представлены РІ полном объеме документы, необходимые для регистрации кандидата, Р° именно, сведения РѕР± изменениях РІ данных Рѕ кандидате, ранее представленных РІ соответствии СЃ частью 4 статьи 33 Рё частью 5 статьи 34 Закона142-ГД, либо уведомление РѕР± отсутствии изменений РІ указанных данных.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона N 142-ГД при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Р’ соответствии СЃ пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ Рё частью 3 статьи 37 Закона N 142-ГД территориальная избирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ 04.08.2020 уведомила Малахова Р.Рђ. РѕР± отсутствии вышеуказанных документов.
04.08.2020 Малахов Р.Рђ. представил РІ РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ уведомление РѕР± отсутствии изменений РІ представленных ранее данных Рѕ кандидате.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 37 Закона N 142-ГД данный документ подлежал представлению единовременно с другими документами не позднее чем за 40 дней до дня голосования, то есть не позднее 03.08.2020.
Предусмотренное частью 3 статьи 37 Закона N 142-ГД право кандидата устранить выявленные в документах недостатки, в частности, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению, не предполагает возможность дополнительного представления документов, если они не были представлены в порядке и в сроки, установленные законом.
Так, РІ пункте 4.12 Методических рекомендаций РїРѕ вопросам, связанным СЃ выдвижением Рё регистрацией кандидатов, СЃРїРёСЃРєРѕРІ кандидатов РЅР° выборах РІ органы государственной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением Р¦РРљ Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 11.06.2014 N 235/1486-6, указано, что кандидат, избирательное объединение РЅРµ вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления Рѕ выдвижении Рё регистрации кандидата, СЃРїРёСЃРєР° кандидатов, если РѕРЅРё РЅРµ были представлены ранее РІ СЃСЂРѕРєРё, установленные законом соответственно для уведомления Рѕ выдвижении Рё для регистрации кандидата, СЃРїРёСЃРєР° кандидатов, Р·Р° исключением РєРѕРїРёР№ документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
Уведомление (сведения) о наличии либо отсутствии изменений в ранее представленных данных о кандидате является самостоятельным документом, не относится к документам, представление которых возможно в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона N 142-ГД либо пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
Представленное Малаховым Рђ.Р. СЃ основным пакетом документов уведомление РѕР± устранении технической ошибки РІ наименовании избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, РЅРµ является требуемым документом, поскольку РЅРµ содержит сведений Рѕ наличии или отсутствии изменений РІ личных данных Рѕ самом кандидате, перечисленных РІ части 5 статьи 34 Закона N 142-ГД.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления Рѕ выдвижении Рё регистрации кандидата, документов, необходимых РІ соответствии СЃ Законом N142-ГД для уведомления Рѕ выдвижении Рё (или) регистрации кандидата, РІ силу пункта 3 части 12 статьи 37 Закона N142-ГД является основанием для отказа РІ регистрации кандидата, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем Малахову Рђ.Р. правомерно отказано РІ регистрации РІ качестве кандидата РІ депутаты РїРѕ указанному основанию.
В соответствии подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичное основание предусмотрено пунктом 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД.
В силу статьи 36 Закон N 142-ГД количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
Сбор подписей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, заполнение и заверение подписных листов с подписями избирателей, проверка подписей избирателей, признание подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными осуществляются в порядке и по основаниям, которые установлены Федеральным законом N67-ФЗ, настоящим Законом для соответствующих процедур, осуществляемых при проведении выборов депутатов.
Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Самары Самарской области от 27.06.2020 №241/11 установлено, что минимальное количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов Ленинского внутригородского района городского округа Самара второго созыва по одномандатному избирательному округу № 5, составляется 14 подписей. Максимальное количество подписей, которое может быть представлено кандидатом по указанному округу, составляет 18.
В пункте 3 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ указано, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, являющиеся основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Основания для признания подписей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ.
РР· итогового протокола проверки подписных листов РѕС‚ 07.08.2020 Рё ведомости проверки подписных листов в„–18 следует, что пять подписей РЅР° листах в„–в„– 3, 6, 8, 12, 13 признаны недействительными РЅР° основании РїРѕРґРї. «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ (сведения РѕР± избирателе РЅРµ соответствуют действительности); РѕРґРЅР° РїРѕРґРїРёСЃСЊ РЅР° листе в„–9 признана недействительной РЅР° основании РїРѕРґРї. «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ (неоговоренные исправления РІ сведениях РѕР± избирателе). Ртого, недействительными признаны 6 (шесть) подписей.
В соответствии с подп. «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ подпись избирателя признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
РР· материалов дела Рё пояснений председателя избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё следует, что сведения РѕР± избирателях, указанные РІ подписных листах, проверялись через систему ГАС «Выборы», Р° РІ части выявленных расхождений – РїРѕ информационной базе данных органа, осуществляющего регистрацию граждан РїРѕ месту пребывания Рё жительства. Согласно информации, предоставленной Управлением РїРѕ вопросам миграции ГУ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области 04.08.2020, РІ подписных листах РІ отношении пяти избирателей указаны сведения, РЅРµ соответствующие действительности, касающиеся паспортных данных (листы 8, 12, 13), РіРѕРґР° рождения (лист 3), имени (лист 6).
У суда нет оснований ставить данную информацию под сомнение и повторно истребовать сведения о паспортных данных и регистрации избирателей, о чем ходатайствовал административный истец, так как информация предоставлена уполномоченным органом по запросу избирательной комиссии, направлена в виде таблицы сопроводительным письмом, подписанным электронной подписью и.о. заместителя начальника Управления по вопросам миграции и содержащим необходимые регистрационные данные.
Доводы административного истца о том, что все подписи, содержащиеся в подписных листах, выполнены собственноручно избирателями, вследствие чего их волеизъявление в поддержку его выдвижения в качестве кандидата в депутаты не может быть проигнорировано по одним лишь формальным основаниям, не могут быть приняты во внимание, так как подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, подлежат признанию недействительными в силу императивного предписания закона, независимо от усмотрения избирательной комиссии и суда.
РР· ведомости проверки подписных листов в„–18 следует, что РїРѕРґРїРёСЃСЊ РЅР° листе в„–9 признана недействительной РЅР° основании РїРѕРґРї. «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ наличием неоговоренных исправлений РІ сведениях РѕР± избирателе, Р° именно, РІ РіРѕРґРµ рождения избирателя.
Р’ пункте 7 Методических рекомендаций РїРѕ приему Рё проверке подписных листов СЃ РїРѕРґРїРёСЃСЏРјРё избирателей РІ поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов РЅР° выборах, проводимых РІ субъектах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденных Постановлением Р¦РРљ Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 13.06.2012 N128/986-6, разъяснено, что РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ считаться исправлениями помарки, РЅРµ препятствующие однозначному толкованию сведений. Р’ случае если исправления очевидны, проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая РїРѕРґРїРёСЃСЊ. Вместе СЃ тем Рє определению наличия исправления, особенно РІ дате внесения РїРѕРґРїРёСЃРё, целесообразно привлекать эксперта-почерковеда, РІ этом случае РїРѕРґРїРёСЃСЊ признается недействительной РЅР° основании его заключения.
РР· заключения эксперта в„–1/182 РѕС‚ 06.08.2020 РїРѕ проверке подписных листов, представленных кандидатом Малаховым Р.Рђ., следует, что РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ наличии исправлений РІ подписных листах перед экспертом РЅРµ ставился.
Рсследовав оригинал РїРѕРґРїРёСЃРЅРѕРіРѕ листа в„–9, СЃСѓРґ считает, что помарка РІ РіРѕРґРµ рождения избирателя РІ цифре В«9В» РїРѕ смыслу приведенных разъяснений исправлением РЅРµ является, поскольку РЅРµ препятствуют однозначному толкованию сведений Рѕ РіРѕРґРµ рождения как В«1971В». РЎ░»░µ░ґ░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ, ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░ї░ѕ░ј░°░Ђ░є░° ░Ѕ░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░Ѓ░»░ѓ░¶░░░‚░Њ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ░ј ░ґ░»░Џ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░Џ ░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░░ ░Ѕ░µ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№.
░ў░°░є░░░ј ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░ј, ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░І░µ░Ђ░Ѕ░‹░ј░░ ░░ ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░ј░░ ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░µ░‚ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░‚░Њ 13 ░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░µ░№ (18 - 5). ░ў░µ░ј ░Ѕ░µ ░ј░µ░Ѕ░µ░µ, ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░»░░░‡░µ░Ѓ░‚░І░° ░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░µ░№ ░Ѕ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░‚░ѕ░‡░Ѕ░ѕ ░ґ░»░Џ ░Ђ░µ░і░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░‚░†░° ░І ░є░°░‡░µ░Ѓ░‚░І░µ ░є░°░Ѕ░ґ░░░ґ░°░‚░° ░І ░ґ░µ░ї░ѓ░‚░°░‚░‹, ░Ѓ░»░µ░ґ░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ, ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░є░ѕ░ј░░░Ѓ░Ѓ░░░░ ░ѕ░± ░ѕ░‚░є░°░·░µ ░І ░Ђ░µ░і░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░ї░ѕ ░Ќ░‚░ѕ░ј░ѓ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Ћ ░Џ░І░»░Џ░µ░‚░Ѓ░Џ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░░ ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј.
░”░ѕ░І░ѕ░ґ░‹ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░‚░†░° ░ѕ ░Ѕ░µ░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░°░‰░µ░ј ░░░Ѕ░„░ѕ░Ђ░ј░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░±░░░Ђ░°░‚░µ░»░µ░№ ░ѕ ░є░°░Ѕ░ґ░░░ґ░°░‚░°░… ░І ░ѕ░±░Љ░µ░ј░µ ░Ѓ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░№, ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░„░ѕ░Ђ░ј░°░ј░░ ░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░Ѕ░‹░… ░»░░░Ѓ░‚░ѕ░І, ░Ѓ░ѕ ░Ѓ░Ѓ░‹░»░є░ѕ░№ ░Ѕ░° ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚ 16.4 ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 37 ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░° N67-░¤░— ░Ѕ░µ ░░░ј░µ░Ћ░‚ ░·░Ѕ░°░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░ґ░»░Џ ░Ђ░°░·░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№, ░‚░°░є ░є░°░є ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░ѕ░№ ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░µ░‚░Ѓ░Џ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ ░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░µ░№ ░░░·░±░░░Ђ░°░‚░µ░»░µ░№ ░Ѓ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ░ј ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░„░ѕ░Ђ░ј░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░░░Ѓ░‚░µ░ј░‹ "░•░ґ░░░Ѕ░‹░№ ░ї░ѕ░Ђ░‚░°░» ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░ѓ░Ѓ░»░ѓ░і (░„░ѓ░Ѕ░є░†░░░№)". ░љ ░‚░ѕ░ј░ѓ ░¶░µ ░є░°░є░░░…-░»░░░±░ѕ ░Ѕ░°░Ђ░µ░є░°░Ѕ░░░№ ░є ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░‚░µ ░Ѓ░І░µ░ґ░µ░Ѕ░░░№ ░ѕ ░є░°░Ѕ░ґ░░░ґ░°░‚░µ, ░ѕ░‚░Ђ░°░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░І ░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░Ѕ░‹░… ░»░░░Ѓ░‚░°░…, ░Ѓ░ѕ ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░‹ ░░░·░±░░░Ђ░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░ј░░░Ѓ░Ѓ░░░░ ░Ѕ░µ ░░░ј░µ░»░ѕ░Ѓ░Њ.
░”░ѕ░І░ѕ░ґ░‹ ░ѕ ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░Ѕ░‹░… ░»░░░Ѓ░‚░ѕ░І ░І ░░░·░±░░░Ђ░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѓ░Ћ ░є░ѕ░ј░░░Ѓ░Ѓ░░░Ћ ░Ѓ░ѓ░±░Љ░µ░є░‚░° ░ ░¤ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░‹ ░Ѕ░° ░Ѕ░µ░ї░Ђ░°░І░░░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј ░‚░ѕ░»░є░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░°. ░ќ░° ░І░‹░±░ѕ░Ђ░°░… ░ґ░µ░ї░ѓ░‚░°░‚░ѕ░І ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░… ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░ѕ░І ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░Ў░°░ј░°░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░Ѕ░‹░µ ░»░░░Ѓ░‚░‹ ░Ѓ ░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░Џ░ј░░ ░░░·░±░░░Ђ░°░‚░µ░»░µ░№ ░І ░ї░ѕ░ґ░ґ░µ░Ђ░¶░є░ѓ ░І░‹░ґ░І░░░¶░µ░Ѕ░░░Џ ░є░°░Ѕ░ґ░░░ґ░°░‚░ѕ░І ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░Џ░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░І ░ѕ░є░Ђ░ѓ░¶░Ѕ░‹░µ ░░░·░±░░░Ђ░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░µ ░є░ѕ░ј░░░Ѓ░Ѓ░░░░, ░ѕ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░»░Џ░Ћ░‰░░░µ ░Ђ░µ░і░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░є░°░Ѕ░ґ░░░ґ░°░‚░ѕ░І (░ї. 1 ░‡. 2 ░Ѓ░‚. 37 ░—░°░є░ѕ░Ѕ░° ░Ў░°░ј░°░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ░‚ 31.12.2019 N 142-░“░”).
░”░ѕ░І░ѕ░ґ░‹ ░ѕ ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ѕ░ї░Ђ░ѕ░Ѓ░° ░»░░░†, ░І░‹░ґ░І░░░Ѕ░ѓ░І░€░░░… ░є░°░Ѕ░ґ░░░ґ░°░‚░°, ░Ѕ░° ░ї░Ђ░µ░ґ░ј░µ░‚ ░░░… ░І░ѕ░»░µ░░░·░Љ░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ, ░‚░°░є░¶░µ ░Ѕ░µ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░‹ ░Ѕ░° ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░… ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░µ░і░ѕ ░░░·░±░░░Ђ░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°, ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░µ ░‚░°░є░ѓ░Ћ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░ґ░ѓ░Ђ░ѓ ░ї░Ђ░░ ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ђ░є░µ ░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░Ѕ░‹░… ░»░░░Ѓ░‚░ѕ░І ░Ѕ░µ ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░°░‚░Ђ░░░І░°░µ░‚.
░џ░Ђ░░ ░‚░°░є░░░… ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░‚░†░° ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░░ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░± ░ѕ░‚░є░°░·░µ ░І ░µ░і░ѕ ░Ђ░µ░і░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░є░°░Ѕ░ґ░░░ґ░°░‚░ѕ░ј ░І ░ґ░µ░ї░ѓ░‚░°░‚░‹ ░Ў░ѕ░І░µ░‚░° ░ґ░µ░ї░ѓ░‚░°░‚░ѕ░І ░›░µ░Ѕ░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░І░Ѕ░ѓ░‚░Ђ░░░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░є░Ђ░ѓ░і░° ░Ў░°░ј░°░Ђ░° ░Ў░°░ј░°░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Ћ ░Ѕ░µ ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‚.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚.░Ѓ░‚. 175, 178-180, 244 ░љ░ђ░Ў ░ ░¤, ░Ѓ░ѓ░ґ
░ ░•░░░░›:
░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░µ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░ѕ░µ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░њ░°░»░°░…░ѕ░І░° ░.░ђ. ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░░ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░░░·░±░░░Ђ░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░ј░░░Ѓ░Ѓ░░░░ ░›░µ░Ѕ░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░Ў░°░ј░°░Ђ░‹ ░Ў░°░ј░°░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ░‚ 09.08.2020 ░„–290/2 ░ѕ░± ░ѕ░‚░є░°░·░µ ░І ░Ђ░µ░і░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░є░°░Ѕ░ґ░░░ґ░°░‚░° ░І ░ґ░µ░ї░ѓ░‚░°░‚░‹ ░Ў░ѕ░І░µ░‚░° ░ґ░µ░ї░ѓ░‚░°░‚░ѕ░І ░›░µ░Ѕ░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░І░Ѕ░ѓ░‚░Ђ░░░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░є░Ђ░ѓ░і░° ░Ў░°░ј░°░Ђ░° ░Ў░°░ј░°░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І░‚░ѕ░Ђ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѕ░·░‹░І░° - ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░Њ ░±░µ░· ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѓ░Ћ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Ћ ░ї░ѕ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░Ў░°░ј░°░Ђ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░‡░µ░Ђ░µ░· ░›░µ░Ѕ░░░Ѕ░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░і. ░Ў░°░ј░°░Ђ░‹ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ї░Џ░‚░░ ░ґ░Ѕ░µ░№ ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░µ░і░ѕ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ.
░њ░ѕ░‚░░░І░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░░░·░і░ѕ░‚░ѕ░І░»░µ░Ѕ░ѕ 24.08.2020.
░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ (░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░Њ) ░ђ.░. ░░І░°░Ѕ░ѕ░І░°
░љ░ѕ░ї░░░Џ ░І░µ░Ђ░Ѕ░°: ░Ѓ░ѓ░ґ░Њ░Џ