2-6169/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Копьёвой М.Д., при секретаре Цыковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6169/2023 по исковому заявлению Кемаевой Ольги Анатольевны к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Самарской области о включении в страховой стаж периодов и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с заявленными исковыми требованиями к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Самарской области, указав, что 25.04.2023 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением Отделения от 25.07.2023 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст. 8 ФЗ № 400 от 28.12.2013 из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа 37 лет. В страховой стаж не включены период нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 20.06.1989 по 15.09.1991, а также период получения пособия по безработице с 11.02.2006 по 24.12.2006. С решением ответчика в части продолжительности страхового стажа и исключения указанных периодов для подсчета страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости истец не согласна, поскольку в спорный период она находилась в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992 г. Полагает, что на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии ее страховой стаж составил более 37 лет, что является достаточным для назначения страховой пенсии.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, просит суд признать частично незаконным решение Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ от 25.07.2023 № 1363/23 об отказе Кемаевой О.А. в назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период нахождения Кемаевой О.А. в отпуске по уходу за ребенком с 20.06.1989 по 15.09.1991 (2 года 2 месяца 26 дней).
В судебном заседании представитель истца Посталюк Ж.А., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Капелюшная А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Основания и порядок назначения и перерасчета размера страховых пенсий по старости установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Как следует из ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к указанному Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с длительной работой, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяемых при определении права на обычную страховую пенсию по старости, предусматривает ограничения, исключающие включение в страховой стаж, в том числе, периодов военной службы по призыву, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, имевших место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных действовавшим в период этой деятельности законодательством, что обусловлено льготным характером данного вида пенсии и его целевым предназначением. Право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не менее 42 лет (для мужчин) ранее действующим пенсионным законодательством предусмотрено не было.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа закреплен в статье 13 вышеназванного Федерального закона, частью 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При этом частью 9 приведенной нормы права установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, то есть периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона, то есть периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Из приведенных положений действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из иных периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не входят.
Возможность включения в страховой стаж периодов военной службы, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена.
Рассматривая требования истца по существу и возражения ответчика, судом установлено и следует из материалов дела, что 25.04.2023 истец обратилась в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ГУ Отделения ПФ РФ по Самарской области от 25.07.2023 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием у неё требуемой продолжительности страхового стажа в 37 лет. Страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста 60 лет и 55 лет, таким образом, в 2022 при наличии 37 лет страхового стажа женщинам может быть предоставлено право на досрочную пенсию на 2 года раньше общеустановленного пенсионного возраста. В страховой стаж 37 лет, требуемый для приобретения права на страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1.2. ст. 8 Закона № 400-ФЗ не включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 20.06.1989 по 15.09.1991, а также период получения пособия по безработице с 11.02.2006 по 24.12.2006. Документально подтвержденный страховой стаж на дату обращения составляет 33 года 6 месяцев 23 дня.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Исходя из положений пункта 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 22.01.1992 по 31.01.1994, не может быть включен в страховой 37 –летний стаж, требуемый для приобретения права на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1.2 ч.1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, поскольку указанный выше период предусмотрен п. 3 ч. 1 ст.12 Закона № 400-ФЗ, тогда как согласно ч. 9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст.11 Закона № 400-ФЗ и периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ.
Разрешая спор по существу, проанализировав положения Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", представленные в материалы дела доказательства, в связи с тем, что перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ограничен и расширительному толкованию не подлежит, период отпуска по уходу за ребенком, 24.04.1989 года рождения не относится к периодам, которые могут быть зачтены в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, учитывая, что у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет менее 37 лет, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы истца, отраженные в иске, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, лишены основания, в связи с чем подлежат судом отклонению.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом изложенных норм права, требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кемаевой Ольги Анатольевны к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Самарской области о включении в страховой стаж периодов и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный судг. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) М.Д. Копьёва
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 25.12.2023.
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с заявленными исковыми требованиями к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Самарской области, указав, что 25.04.2023 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением Отделения от 25.07.2023 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст. 8 ФЗ № 400 от 28.12.2013 из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа 37 лет. В страховой стаж не включены период нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 20.06.1989 по 15.09.1991, а также период получения пособия по безработице с 11.02.2006 по 24.12.2006. С решением ответчика в части продолжительности страхового стажа и исключения указанных периодов для подсчета страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости истец не согласна, поскольку в спорный период она находилась в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992 г. Полагает, что на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии ее страховой стаж составил более 37 лет, что является достаточным для назначения страховой пенсии.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, просит суд признать частично незаконным решение Отделения Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ от 25.07.2023 № 1363/23 об отказе Кемаевой О.А. в назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период нахождения Кемаевой О.А. в отпуске по уходу за ребенком с 20.06.1989 по 15.09.1991 (2 года 2 месяца 26 дней).
В судебном заседании представитель истца Посталюк Ж.А., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Капелюшная А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Основания и порядок назначения и перерасчета размера страховых пенсий по старости установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Как следует из ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к указанному Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с длительной работой, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяемых при определении права на обычную страховую пенсию по старости, предусматривает ограничения, исключающие включение в страховой стаж, в том числе, периодов военной службы по призыву, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, имевших место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных действовавшим в период этой деятельности законодательством, что обусловлено льготным характером данного вида пенсии и его целевым предназначением. Право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не менее 42 лет (для мужчин) ранее действующим пенсионным законодательством предусмотрено не было.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа закреплен в статье 13 вышеназванного Федерального закона, частью 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При этом частью 9 приведенной нормы права установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, то есть периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона, то есть периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Из приведенных положений действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из иных периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не входят.
Возможность включения в страховой стаж периодов военной службы, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена.
Рассматривая требования истца по существу и возражения ответчика, судом установлено и следует из материалов дела, что 25.04.2023 истец обратилась в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ГУ Отделения ПФ РФ по Самарской области от 25.07.2023 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием у неё требуемой продолжительности страхового стажа в 37 лет. Страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста 60 лет и 55 лет, таким образом, в 2022 при наличии 37 лет страхового стажа женщинам может быть предоставлено право на досрочную пенсию на 2 года раньше общеустановленного пенсионного возраста. В страховой стаж 37 лет, требуемый для приобретения права на страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1.2. ст. 8 Закона № 400-ФЗ не включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 20.06.1989 по 15.09.1991, а также период получения пособия по безработице с 11.02.2006 по 24.12.2006. Документально подтвержденный страховой стаж на дату обращения составляет 33 года 6 месяцев 23 дня.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Исходя из положений пункта 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 22.01.1992 по 31.01.1994, не может быть включен в страховой 37 –летний стаж, требуемый для приобретения права на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1.2 ч.1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ, поскольку указанный выше период предусмотрен п. 3 ч. 1 ст.12 Закона № 400-ФЗ, тогда как согласно ч. 9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст.11 Закона № 400-ФЗ и периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ.
Разрешая спор по существу, проанализировав положения Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", представленные в материалы дела доказательства, в связи с тем, что перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ограничен и расширительному толкованию не подлежит, период отпуска по уходу за ребенком, 24.04.1989 года рождения не относится к периодам, которые могут быть зачтены в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, учитывая, что у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет менее 37 лет, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы истца, отраженные в иске, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, лишены основания, в связи с чем подлежат судом отклонению.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом изложенных норм права, требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кемаевой Ольги Анатольевны к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Самарской области о включении в страховой стаж периодов и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный судг. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) М.Д. Копьёва
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 25.12.2023.