Дело № 12-67/2022
21RS0007-01-2022-000301-45
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
01 июля 2022 года гор. Козловка
Судья Козловского районного суда Чувашской Республики Ефимов О.Н., рассмотрев жалобу Ч. на постановление государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору <число> от <дата> о назначении административного наказания по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору <число> от <дата> глава администрации Солдыбаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики Ч. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, выразившееся в несвоевременной уборке мусора, сухой растительности и непокосе травы в овраге между домами <число> и <число> по <адрес> в д. <адрес> Чувашской Республики.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, Ч. обжаловала его в суд. По мнению автора жалобы, поскольку нарушение требований пожарной безопасности имело место на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, обязанность по уборке мусора и сухой растительности на нем возлагается на администрацию <адрес> Чувашской Республики.
В судебном заседании глава администрации Солдыбаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики Ч. доводы жалобы поддержала и просила отменить оспариваемое постановление.
Государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору А. просил оставить обжалуемое постановление без изменения.
Заслушав объяснения Ч., изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима.
Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействия, указанные в части 2 статьи 20.4 КоАП РФ субъектов административной ответственности (граждан, должностных лиц и юридических лиц), состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами, в период действующего особого противопожарного режима.
Из материалов дела следует, что в 16 часов 02 минуты <дата> диспетчеру 30 ПСЧ поступило сообщение о том, что в овраге д. Дятлино горит мусор.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от <дата> в овраге за огородами домов <число> и <число> по <адрес> д. <адрес> Чувашской Республики на площади около 70 кв.м. выгорел мусор: ветки деревьев, сухая травянистая растительность.
В настоящее время, равно как и по состоянию на 26 апреля 2022 года, требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, определены Правилами противопожарного режима, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.
Пунктом 67 указанных Правил предусмотрено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Нарушение данного пункта Правил, как следует из протокола об административном правонарушении, составленном <дата>, вменено главе администрации Солдыбаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики Ч.
Вместе с тем, в абзаце втором пункта 67 Правил указано, что границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В материалах дела достаточных данных, позволяющих отнести овраг за огородами хозяйств домов <число> и <число> по <адрес> д. <адрес> к территории Солдыбаевского сельского поселения <адрес>, нарушение правил пожарной безопасности на которой позволяло бы привлечь Ч. к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ, не имеется.
Согласно подп. 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
В силу пункта 2 статьи 10 указанного Федерального закона границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Отсутствие в материалах дела конкретных данных о местоположении выявленных нарушений пожарной безопасности в виде отсутствия покоса травы, неочищения участка местности от сухой растительности и мусора, лишает судью возможности проверить доводы Ч. о том, что земельный участок, на котором выявлено нарушение, не относится к территории Солдыбаевского сельского поселения <адрес>.
Схематичное отображение на план-схеме места, где <дата> выявлено нарушение требований пожарной безопасности, сомнений в этой части не устраняет.
Полномочиями по истребованию дополнительных материалов, предусмотренными частью 1 статьи 29.7 КоАП РФ, в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела должностное лицо по пожарному надзору не воспользовалось.
Такое нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в пределах вмененного правонарушения.
В силу статьи 30.7 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, не истек, обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение, при котором уполномоченному должностному лицу следует учесть вышеизложенное и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору <число> от <дата> о назначении главе администрации Солдыбаевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики Ч. административного наказания по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Отделение надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии в связи существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения (вручения) его копии через Козловский районный суд.
Судья Ефимов О.Н.