№2а-216/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

село Илек Илекского района 14 апреля 2021 года

Оренбургской области

Илекский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего – судьи Букреевой В.Н.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Иванова А.А.,

при секретаре судебного заседания Нуйкиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Илекского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности по созданию маневренного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Илекского района Оренбургской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Затоновский сельсовет Илекского района Оренбургской области (далее – администрация МО Затоновский сельсовет Илекского района Оренбургской области), указывая в обоснование иска на то, что прокуратурой Илекского района проведена проверка исполнения администрацией МО Затоновский сельсовет Илекского района Оренбургской области законодательства в сфере жилищных правоотношений, в ходе которой установлено, что маневренный фонд на территории администрации МО Затоновский сельсовет Илекского района Оренбургской области не создан, обязанность его формирования действующим законодательством возложена на орган местного самоуправления, а бездействие административного ответчика создает угрозу нарушения конституционных прав и законных интересов неопределённого круга лиц на предоставление жилых помещений маневренного фонда в случаях, предусмотренных статьёй 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В этой связи административный истец просит суд обязать административного ответчика в срок до 1 января 2023 года создать на территории муниципального образования Затоновский сельсовет Илекского района Оренбургской области маневренный жилищный фонд.

В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Иванов А.А. административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объёме.

Извещённый о дате, времени и месте рассмотрения административного искового заявления представитель административного ответчика – глава администрации муниципального образования Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской областиПортнова И.М. в судебное заседание не явилась.

В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца –помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Иванова А.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Илекского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищных правоотношений в деятельности администрации муниципального образования Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области.

Из ответа главы администрации МО Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области Портновой И.М. следует, что помещения, отнесённые к маневренному жилищному фонду, на территории Затонновского сельсовета отсутствуют.

Бездействие административного ответчика по созданию маневренного жилого фонда явилось основанием для обращения прокурора в суд.

Отсутствие на территории МО Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области маневренного жилищного фонда административный ответчик не отрицает.

Вместе с тем, орган местного самоуправления обязан создать маневренный фонд по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории своего муниципального образования специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения).

Такая обязанность прямо предусмотрена законом и возложена на органы местного самоуправления, не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости. Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения. Кроме этого, отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования при возникновении определенных обстоятельств может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств администрации на оплату найма требуемого жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

На основании части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В статье 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» указано, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По смыслу приведенных положений законов и исходя из содержания пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разрешение вопросов обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, закреплено за сельскими поселениями.

В соответствии с частью 2 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из положений статьи 95 ЖК РФ, следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Из системного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда на территории сельских поселений Оренбургской области, относятся к компетенции исполнительных органов названных муниципальных образований.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 5 Устава МО Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов МО Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области 28 апреля 2015 года №149 к вопросам местного значения сельсовета относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с Законом Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» в его взаимосвязном толковании с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Жилищного кодекса Российской Федерации, разрешение вопросов организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, закреплено за сельскими поселениями.

В судебном заседании установлено, что отсутствие маневренного жилищного фонда на территории МО Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территориях указанных муниципальных образований и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 ЖК РФ.

Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, администрация МО Затонновский сельсовет Илекского района Оренбургской области обязана создать маневренный жилищный фонд.

Таким образом, заявленные требования административного истца о возложении обязанности на административного ответчика по созданию маневренного жилищного фонда являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая реальную возможность административного ответчика совершить определённые судом действия, характер и объём подлежащих проведению работ, принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации о порядке финансирования муниципальных бюджетных учреждений, суд полагает необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений законодательства – до 1 января 2023 года. Доказательства необходимости установления более длительного срока для исполнения требований прокурора суду не представлены.

В соответствии с положениями ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по данному гражданскому делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2а-216/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Илекского района
Ответчики
администрация МО Затонновский сельсовет
Суд
Илекский районный суд Оренбургской области
Судья
Букреева В.Н.
Дело на сайте суда
ileksky.orb.sudrf.ru
23.03.2021Регистрация административного искового заявления
23.03.2021Передача материалов судье
23.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2021Подготовка дела (собеседование)
06.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2021Судебное заседание
16.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2021Дело оформлено
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее