Мировой судья ФИО2
Дело № 11-3/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Куса 02 февраля 2017 года
Кусинский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Леоновой Н.М.,
при секретаре Гималетдиновой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рыжова В.А. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Кусинского района Челябинской области от ДАТА по иску Рыжова В.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловые сети» о признании незаконным не включения отрезка времени в корректировку платы за отопление, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Рыжов В.А. обратился к мировому судье с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловые сети» (далее ООО «Тепловые сети») о признании незаконным не включения отрезка времени с ДАТА по ДАТА в корректировку платы за отопление, взыскании денежных средств в размере 572 рубля 41 коп., компенсации морального вреда в размере 51 000 рублей.
В основании своих требований Рыжов В.А. указал, что на основании договора передачи жилых квартир в собственность граждан он совместно с супругой ФИО является собственником АДРЕС, расположенной в многоквартирном доме по адресу АДРЕС. Ответчиком ООО «Тепловые сети» в ДАТА года в отношении квартиры Рыжовых был произведен перерасчет начисления платы за отопление за период с ДАТА по ДАТА в связи с вводом с ДАТА в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии.
Истец полагает, что корректировка платы за отопление должна была быть произведена не с ДАТА, а с ДАТА – даты введения в эксплуатацию прибора учета, поскольку сведения об объемах потребления тепловой энергии были известны ответчику с этой даты. Полагает в этой части выполненный ответчиком перерасчет незаконным в связи с неправильным применением ответчиком нормативно-правовых актов, регулирующих порядок расчета платы за коммунальные услуги. Действиями ответчика полагает нарушенными свои права потребителя, в связи с чем просит взыскать в его пользу неучтенные при расчетах денежные средства в размере 572,41 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 51 000 руб.
В судебном заседании Рыжов В.А. предъявленные исковые требования поддержал по основаниям, указанным выше.
Представитель ответчика ООО «Тепловые сети» Криваков Е.А. предъявленные исковые требования не признал, считая их не подлежащими удовлетворению ввиду неправомерности предложенных истцом расчетов, а также того обстоятельства, что с учетом действующего правового регулирования, показания введенного в эксплуатацию ДАТА прибора учета, подлежали принятию в целях расчетов с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора в эксплуатацию, в связи с чем нарушений прав истца не допущено.
Третье лицо без самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца Рыжова В.П. при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимала.
Решением мирового судьи судебного участка № 1 Кусинского района Челябинской области от ДАТА в удовлетворении исковых требований Рыжова В.А. к ООО «Тепловые сети» отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Рыжов В.А., с учетом уточнений, не соглашается с выводами мирового судьи, просит решение отменить как необоснованное, ссылаясь на то, что выводы в решении мирового судьи противоречивы, свидетельствуют о наличии двойных стандартов, при которых начисление за тепловую энергию по периоду с ДАТА по ДАТА осуществлено на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, а за период с ДАТА по ДАТА – согласно Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года. Указание на подпункт «у» пункта 31 Постановления № 354 от 6 мая 2011 года необоснованно в связи с тем, что данные положения распространяются только на индивидуальные (квартирные) или комнатные - но не на любые приборы учета. В дополнениях к жалобе Рыжов В.А. ссылается на противоречия выводов мирового судьи ранее вынесенным им же судебным актам по спорам между теми же сторонами. Утверждает, что расчет за теплоснабжение согласно нормам Постановления Правительства Российской Федерации № 857 от 27 августа 2012 года, Постановления Единого тарифного органа Челябинской области № 30/77 от 14 сентября 2012 года должен осуществляться исключительно по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года с исключением двойных стандартов.
ООО «Тепловые сети» в возражениях полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи с необоснованностью, указывая, что действующими нормативными актами определяется, что прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки, а применение должно начинаться при осуществлении расчетов не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, в связи с чем нарушений прав истца ответчиком не допущено.
В судебном заседании Рыжов В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным им основаниям.
Представитель ответчика ООО «Тепловые сети» Криваков Е.А. полагал апелляционную жалобу необоснованной по указанным выше основаниям.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Рыжова В.П. в судебное заседание не явилась, извещена.
В указанных обстоятельствах суд определил возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся илц.
Заслушав стороны, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции не могут быть сделаны выводы относительно иных судебных актов, на которые ссылается истец, законность которых подлежит проверке путем принесения жалоб в рамках производств по соответствующим делам.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из подпункта «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции, действовавшей до 21 сентября 2013 года - пункт утратил силу согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 10сентября 2013 года № 795), органам государственной власти субъектов Российской Федерации было разрешено до ДАТА года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДАТА года.
Постановлением Государственного Комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 14 сентября 2012 года № 30/77 установлено применение на территории Челябинской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года (постановление действовало в срок до 1 января 2015 года).
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года (в редакции Постановления № 857 от 27 августа 2012 года), со дня вступления в силу утвержденных данным Постановлением Правил признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», за исключением пунктов 15 – 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 – 4 приложения № 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с ДАТА года.
Таким образом, на территории Челябинской области в спорный период (ДАТА года) расчет платы за отопление в силу Постановления ЕТО № 30/77 осуществлялся по Правилам № 307 от 23 мая 2006 года, а в остальном утвержденные Постановлением № 354 от 6 мая 2011 года Правила применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил (подпункт «а» пункта 2 данного Постановления).
В этой части решение мирового судьи не содержит каких-либо противоречий, а доводы жалобы основаны на неверном толковании истцом правовых норм, поскольку исходя из особенностей регионального урегулирования данного вопроса, в части расчетов (применяемой формулы) в спорный период применялись положения Постановления № 307 от 23 мая 2006 года, в то время как порядок ввода в эксплуатацию прибора учета и даты начала применения в расчетах показаний приборов учета, регламентирован как обязанности исполнителя коммунальных услуг и в этой части регулируется нормами Постановления № 354 от 6 мая 2011 года, в том числе – его разделом VII.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до ДАТА года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу пункта 2 статьи 13 данного Федерального закона, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Как в подпункте «у» пункта 31 Правил № 354 от 06 мая 2011 года, предусматривающем ввод в эксплуатацию по заявлению потребителя установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, ссылки на который вопреки доводам Рыжова В.А. обжалуемое решение не содержит, так и в соответствии с пунктом 81 данных Правил - ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 23 Правил № 307 от 23 мая 2006 года, регулировавшего отношение сторон в спорный период, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления – в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам, т.е. исходя из соотношения объема потребленного ресурса по показаниям прибора учета и объема потребленного ресурса за этот же период расчетным путем (по нормативам).
Правомерность произведенного ООО «Тепловые сети» перерасчета в указанный период, оспаривавшаяся Рыжовым В.А. по иным основаниям, установлена вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № 1 Кусинского района Челябинской области от ДАТА.
Требования Рыжова В.А. по своей сути сводятся к несогласию с тем, что при вводе в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета ДАТА, показания прибора учета для последующей корректировки были ответчиком приняты не с ДАТА, а с ДАТА, в связи с чем период времени с ДАТА по ДАТА, по которому имелись показания прибора учета, не был использован для корректировки начисления платы за отопления.
Однако действиями ответчика установленный действующим законодательством порядок, которым начало применения показаний прибора учета при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы определяется не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию – не нарушен, в связи с чем оснований для признания в этой части действий ООО «Тепловые сети» незаконными не имелось; в этих обстоятельствах мировым судьей правомерно отказано в удовлетворении исковых требований Рыжова В.А. о признании действий ООО «Тепловые сети», выразившихся в не включении в корректировку платы оспариваемого периода незаконными, а равно – производных от них требований по взысканию денежных средств и компенсации морального вреда.
Иных доводов апелляционная жалоба Рыжова В.А. не содержит.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые повлекли или могли привести к принятию неправильного решения, мировым судьей допущено не было. Обстоятельства дела и доводы сторон мировым судьей исследованы полно и им дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 1 Кусинского района Челябинской области от ДАТА по иску Рыжова В.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловые сети» о признании незаконным не включения отрезка времени в корректировку платы за отопление незаконным, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рыжова В.А. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Н.М. Леонова