Судья Самигуллина Г.К. УИД 16RS0036-01-2023-003350-75
Дело № 2-2339/2023
№ 33-15571/2023
Учёт № 151г
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 октября 2023 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Хасаншина Р.Р.,
судей Бикмухаметовой З.Ш. и Тазиева Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Садыковой Н.Г.,
при рассмотрении в открытом судебном заседании по докладу судьи Тазиева Н.Д. гражданского дела по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 11 июля 2023 года, которым постановлено:
иск Нижнекамского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан удовлетворить.
Обязать ФКУ «ИК № 8 УФСИН по РТ» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно в срок до 22.01.2024 года:
здания и сооружения, расположенные в промышленной зоне ( склад АЗС, механическая мастерская, швейный участок, бытовые помещения теплицы и птичник, мебельный цех, сушильный цех, цех по изготовлению пеллетов, столярный участок, арболитовый участок, депо) оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
привести в исправное состояние водоем путем наполнения его запасом воды или предусмотреть иные источники наружного противопожарного водоснабжения;
провести на территории промышленной зоны исправительного учреждения классификации пожароопасных и взрывоопасных зон, классификации наружных установок по пожарной опасности, классификации зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности;
в большом гараже, столовой, швейном участке, столярном участке на территории промышленной зоны ИК-8 произвести замену электропроводов, кабелей и электро-розеток, оснастить плафоны защитными колпаками;
на территории промышленной зоны ИК-8 провести очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности,
УСТАНОВИЛА:
Нижнекамская прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан обратилась с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» об обязании устранить нарушение законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование иска указано, что ответчиком допускаются нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: здания и сооружения, расположенные в промышленной зоне не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не обеспечена исправность противопожарного водоснабжения, не обеспечена классификация пожароопасных и взрывоопасных зон и наружных установок, электропровода и кабели эксплуатируются с видимыми повреждениями, очистка объекта защиты от горючих отходов мусора, тары и сухой растительности не обеспечена. Со ссылкой на то, что данные нарушения закона нарушают права и законные интересы, создают угрозу жизни и здоровью сотрудников учреждения, спецконтингента и лиц, посещающих данное исправительное учреждение, в связи с чем прокурор просит обязать ответчика устранить нарушения в срок до 22.01.2024 года:
- здания и сооружения, расположенные в промышленной зоне ( склад АЗС, механическая мастерская, швейный участок, бытовые помещения теплицы и птичник, мебельный цех, сушильный цех, цех по изготовлению пеллетов, столярный участок, арболитовый участок, депо) оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- привести в исправное состояние водоем путем наполнения его запасом воды или предусмотреть иные источники наружного противопожарного водоснабжения;
- провести на территории промышленной зоны исправительного учреждения классификации пожароопасных и взрывоопасных зон, классификации наружных установок по пожарной опасности, классификации зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности;
- в большом гараже, столовой, швейном участке, столярном участке на территории промышленной зоны ИК-8 произвести замену электропроводов, кабелей и электро-розеток, оснастить плафоны защитными колпаками;
- на территории промышленной зоны ИК-8 провести очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, приняв решение в приведённой выше формулировке.
На указанное решение федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» подана апелляционная жалоба.
Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закреплённого частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьёй 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также – суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее – административные дела): о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В данном случае истцом заявлены требования об обязании устранить нарушение законодательства о пожарной безопасности.
Каких-либо материально-правовых требований в рамках настоящего иска Нижнекамским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Татарстан не заявлено.
При таких обстоятельствах настоящее дело должно было быть рассмотрено по правилам административного судопроизводства.
В соответствии с положениями части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что если при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, судья суда апелляционной инстанции выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Такой переход может быть произведён и после начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
Руководствуясь статьями 199, 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
Передать дело на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 4 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи