Судья Антипина Н.Н. |
№ 33а-1001/2022 10RS0013-01-2022-000220-51 2а-209/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 марта 2022 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьиСоляникова Р.В.,
судей Коваленко В.В., Кудряшовой Е.П.,
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 24 февраля 2022 г. по административному исковому заявлению Соколова Александра Геннадьевича к Территориальной избирательной комиссии Прионежского района о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидата на должность главы администрации сельского поселения.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что решением Территориальной избирательной комиссии Прионежского района (далее – комиссия, ТИК Прионежского района) от 8 января 2022 г. № 33/1-05 на 20 марта 2022 г. были назначены досрочные выборы Главы Деревянского сельского поселения (далее – Глава).
Административный истец был выдвинут кандидатом на должность Главы избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ в Республике Карелия» (далее – Партия) и после представления 23 и 24 января 2022 г. документов для регистрации в качестве кандидата им было получено уведомление о наличии ряда недостатков в представленных документах, которые были им устранены 30 января 2022 г. Несмотря на представление всего необходимого пакета документов, комиссия 2 февраля 2022 г. № 38/1-5 приняла решение об отказе в его регистрации кандидатом на должность Главы (далее – решение от 2 февраля 2022 г.).
Полагая, что тем самым нарушаются его права, административный истец просил признать незаконным оспариваемое решение и зарегистрировать его кандидатом на должность Главы.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и удовлетворить административный иск в полном объеме, поскольку судом не были учтены положенияустава партии Социальной защиты (далее – Устав), относящие к исключительной компетенции Совета регионального отделения (далее – Совет) выдвижение тайным голосованием кандидатов на должность главы муниципальных образований в случае отсутствия на территории соответствующего муниципального образования местного отделения Партии, а также факт отсутствия в Прионежском районе ее местного отделения.Вывод суда первой инстанции относительно необходимости созыва общего собрания при невозможности участия в заседании Совета всех его членов не обоснован. Сведения о месте его работы не изменялись, в связи с чем не требовалось представления сведений об их изменении, тогда как новая справка с места работы лишь актуализировала ранее представленную справку с идентичным содержанием.
Прокурором Прионежского района представлены возражения по существу апелляционной жалобы, в которой указывается на законность оспариваемого решения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Федорова Н.М. и представитель Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Футрик Г.Г. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав заключение прокурора Волковой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что административный истец с 5 июня 2020 г. работает в вагонном ремонтном депо Петрозаводск ОА «Вагонная ремонтная компания-1» в должности бригадира (освобожденного) предприятий железнодорожного транспорта.
Общим собранием регионального отделения Партии от 14 февраля 2021 г. сформирован Совет из трех членов, в состав которого вошли, в том числе, Ганюченко Е.М. и Соколов А.Г.
По состоянию на 23 февраля 2022 г. членами регионального отделения Партии являлось 12 человек, из которых 11 проживали на территории г. Петрозаводска, а 1 – в Медвежьегорском районе.
Решением ТИК Прионежского района от 8 января 2022 г. № 33/1-05 на 20 марта 2022 г. были назначены досрочные выборы Главы.
По результатам проведенного 14 января 2022 г. заседания Совета, в работе которого в качестве председателя принимала участие Ганюченко Е.М., а в качестве секретаря – Соколов А.Г., по итогам тайного голосования, результаты которого были определены счетной комиссией, в состав которой вошли оба члена Совета, единогласно было принято решение о выдвижении Соколова А.Г. на должность Главы.
Административный истец 23 января 2022 г. обратился с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы, представив, в том числе, справку работодателя от 4 июня 2021 г. о месте его работы и замещаемой должности.
Комиссия уведомила административного истца о принятом 28 января 2022 г. решении № 37/1-5 (далее – решение от 28 января 2022 г.) о выявленных недостатках в представленных им для регистрации документах, к числу которых была отнесена неактуальность датированной 4 июня 2021 г. справки о месте его работы, а также отсутствие сведений об изменениях в ранее представленных данных о кандидате, которые представлены не были. При этом какой-либо конкретизации, какие именно сведения подлежат представлению, указанное решение не содержало.
Соколовым А.Г. 30 января 2022 г. в комиссию были представлены справка о месте его работы по состоянию на 21 января 2022 г., а также сведения об отсутствии изменений в ранее представленных данных.
По результатам заседания комиссии 2 февраля 2022 г. в регистрации кандидата на должность Главы Соколову А.Г. было отказано по основаниям, установленным пп. «б» и «в» ч. 14 ст. 26 Закона Республики Карелия от 27 июня 2003 г. № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» (далее – Закон № 683-ЗРК)в связи с несоблюдением предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон № 95-ФЗ) требований к выдвижению кандидата, поскольку решение о его выдвижении было принято Советом, а не конференцией (общим собранием) регионального отделения партии Социальной защиты и, кроме того, ввиду отсутствия среди представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, необходимых документов, поскольку представленная справка о месте работы, датированная июнем 2021 г. не может быть признана актуальной, притом что столь позднее представление сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для регистрации, не предусмотрено.
Не согласившись с оспариваемым решением, Соколов А.Г. обжаловал его в Центральную избирательную комиссию Республики Карелия, которая решением от 10 февраля 2022 г. № 3/29-7 признала его законным.
С настоящим административным иском Соколов А.Г. обратился 10 февраля 2022 г., то есть в установленный ч. 4 ст. 240 КАС РФ срок.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, признавая компетенцию Совета на выдвижение кандидатом на должность Главы, пришел к выводу, что данное выдвижение Соколова А.Г., являющегося членом Совета и счетной комиссии, осуществлявшей подсчет голосов, могло быть принято при большем участии его членов, а исходя из недопустимости «по общему правилу» вхождения в состав счетной комиссии лиц, по кандидатурам которых проводится голосование, решение о выдвижении должно было быть принято общим собранием регионального отделения Партии. Также оспариваемое решение было признано обоснованным ввиду непредставления сведений об изменении данных о кандидате, ранее представленных в комиссию при выдвижении.
Вместе с тем, судом первой инстанции не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
Частями 1 и 3 ст. 21 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) установлено, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания, в том числе выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, при этом гарантии избирательных прав граждан припроведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ) законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Частью 1 ст. 1, ст. 2 Закона№ 683-ЗРК закреплено, что указанный Закон устанавливает порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов, гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, которые организуются и проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Закона № 67-ФЗ, Закона № 131-ФЗ, Конституции Республики Карелия, настоящего Закона, иных законов Республики Карелия, уставов муниципальных образований.
В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 35 Закона № 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов, при этом выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Законом № 95-ФЗ.Аналогичные положения содержатся в чч. 1 ст. 21 Закона № 683-ЗРК.
Исходя из определения политической партии, данного в п. 1 ст. 3 Закона № 95-ФЗ, как общественного объединения, созданного в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления, к числу важных решений, принятия которых регулируется в нормативном порядке, ст. 25 указанного Федерального закона отнесены решения о выдвижении на выборные должности в органах местного самоуправления.
При этом пп. 1 и 2 указанной статьи определено, что выдвижение кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления принимается политической партией на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, или региональным отделением политической партии, на конференции или общем собрании, а иными структурными подразделениямиполитической партии – общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии (такое право предоставлено местному отделению Партии п. 4 ст. 42 Устава). Указанные нормативные предписания были закреплены в 2005 г.
Вместе с тем, в последующем Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. № 44-ФЗ «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О политических партиях» ст. 25 Закона № 95-ФЗ была дополнена п. 3.1, согласно которому в случае отсутствия местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в органы местного самоуправления коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.
Указанная новелла, исходя из пояснительной записки к законопроекту № 482148-5, принятому по результатам законодательного процесса без концептуальных изменений, была призвана предоставить политической партии возможность наделять коллегиальные постоянно действующие руководящие органы федерального и регионального уровней правом принимать решения о выдвижении кандидатов и списков кандидатов на выборные должности, в том числе, на местных выборах в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие структурные подразделения политической партии.
Исходя из принципов lexspecialisderogatgenerali(определяющего критерий выбора в случае конкуренции общей и специальной норм, регулирующих одни и те же общественные отношения), а также lexposteriorderogatpriori(определяющем, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон), положение п. 3.1 ст. 25 Закона № 95-ФЗ имеют приоритет по отношению к общим правилам, закрепленным в пп. 1 и 2 указанной статьи, в случае, если отсутствует местное отделение на территории соответствующего муниципального образования и коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии или ее регионального отделения наделен соответствующими полномочиями уставом.
С учетом указанных нормативных предписаний пп. 2 и 3.1 ст. 25 Закона № 95-ФЗ пп. 3 п. 4 ст. 34 Уставак исключительной компетенции Совета отнесено выдвижение тайным голосованием кандидатов на должность главы муниципального образования в случае отсутствия на территории муниципального образования местного отделения Партии.
Какими-либо положениями Закона № 95-ФЗ, а также Устава не предусмотрено ограничение на участие в голосовании (включая участие в счетной комиссии) самого члена политической партии, ее регионального отделения или их постоянно действующих руководящих органов, в отношении которого соответствующим органом политической партии проводится голосование, притом что из решения Совета от 14 января 2022 г. следует, что оно было принято единогласно, а само указанное решение было подписано председателем Совета, а не административным истцом.
При этом в решении суда не приведено, каким образом, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела (единогласное принятие решения по результатам тайного голосования), участие административного истца в составе счетной комиссии повлияло или могло повлиять на волеизъявление лиц, принимавших 14 января 2022 г. участие в голосовании, и (или) на результаты подсчета их голосов.
Отнесение Уставом к исключительной компетенции Совета вопроса о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования в случае отсутствия на территории муниципального образования отделения партии исключает возможность передачи соответствующих полномочий какому-либо иному органу регионального отделения Партии только и исключительно в связи сучастием лица, в отношении которого проводится голосование, в деятельности Совета при наличии общего кворума.
При этом судебная коллегия особо отмечает, что исходя из содержания оспариваемого решения,указанное обстоятельство не являлось предметом рассмотрения комиссии, в связи с чем ссылка на него судом первой инстанции по существу является изменением оснований его принятия, что недопустимо с учетом разъяснений, содержащихся в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
С учетом изложенного, того обстоятельства, что на территории Прионежского района отсутствует местное отделение регионального отделения Партии и где не проживают иные ее члены, судебная коллегия приходит к выводу о наличии именно у Совета исключительной компетенции на принятие решения о выдвижении кандидата на должность Главы, в связи с чем иные выводы, как содержащиеся в оспариваемом решении, так и в решении суда первой инстанции, являются необоснованными.
Соответственно, оспариваемое решение является незаконным в части вывода о наличии предусмотренного п. «б» ч. 14 ст. 26 Закона № 683-ЗРК основания для отказа в регистрации административного истца кандидатом на должность Главы.
Относительно довода о непредставлении сведений об изменении данных о кандидате, ранее представленных в комиссию при выдвижении, судебная коллегия отмечает следующее.
В силу чч. 1 и 2 ст. 33 Закона № 67-ФЗ о выдвижении кандидата избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке, при этом соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат по общему правилу считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласиибаллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением иной выборной должности, в котором указываются, в том числе, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основного место работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий).
При этом пп. б. п. 2.2 ст. 33 Закона № 67-ФЗ установлено, что вместе с заявлением, предусмотренным п. 2 настоящей статьи, представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона № 683-ЗРК в случае выдвижения кандидата избирательным объединением кандидат представляет в избирательную комиссию муниципального образования заявление в соответствии с чч. 2-3, 5.1 ст. 20 настоящего Закона.
В силу чч. 2, 2.2 ст. 20 Закона № 683-ЗРК соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа обобразовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – родзанятий). Вместе с заявлением, предусмотренным ч. 2 настоящей статьи, представляются: копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; заверенные копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий); если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, – копии соответствующих документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона № 683-ЗРК для регистрации кандидата, кандидат не ранее дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования следующие избирательные документы:
– подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (п. «а»);
– протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (п. «б»);
– сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с чч. 2-3 ст. 20, чч. 1 и 2 ст. 21.2 настоящего Закона (п. «в»);
– уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, либо уведомление об отказе от создания избирательного фонда в соответствии с ч. 1 ст. 42 настоящего Закона, либо уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета в соответствии с ч. 17 ст. 42 настоящего Закона (п. «г»);
– первый финансовый отчет кандидата, за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 42 настоящего Закона, когда кандидатом не создается избирательный фонд (п. «д»).
Исходя из буквального содержания п. «в» ч. 1 ст. 23 Закона № 683-ЗРК,представление указанных в ней документов должно осуществляться, если в ранее представленных с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться данных произошли изменения.
Указанное нормативное предписание не обязывает представлять сведения (заявление, декларацию) об отсутствии каких-либо изменений в представленных при подаче заявления выдвинутого лица о согласии баллотироваться сведениях, что следует из наименования и диспозиции ст. 23 Закона № 683-ЗРК, притом что положения п. «в» ч. 14 ст. 26 указанного закона предусматривают возможность отказа в регистрации в качестве кандидата ввиду отсутствия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом как для уведомления о выдвижении, так и регистрации кандидата.
Таким образом, соотнося положения п. «в» ч. 1 ст. 23 Закона № 683-ЗРК с п. «г» ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 42 указанного закона (возлагающих обязанность представлять уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, который создаетсяв период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии муниципального образования о его выдвижении),судебная коллегия приходит к выводу, что указанные в п. «в» ч. 1 ст. 23 Закона № 683-ЗРК сведения подлежат представлению не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени и лишь в том случае, если в ранее представленных данных о кандидате произошли изменения (например, получено образование, изменены фамилия, имя или отчество, документ, удостоверяющий личность, место работы или занимаемая должность и т.д.).
В связи с тем, что в данных административного истца с момента подачи им заявления о согласии баллотироваться каких-либо изменений не произошло, а актуализация справки о том же месте работы в той же должности не относится к таковым, обязанность по представлению им указанных в п. «в» ч. 1 ст. 23 Закона № 683-ЗРК сведений не возникла.
Исходя из того, что представление указанных сведений в момент подачи административным истцом заявления о согласии баллотироваться очевидно невозможно, сведения об изменениях в ранее представленных данных о нем могли быть представлены не позднее чем за 45 дней до дня голосования, то есть с учетом п. 2 ст. 11.1 Закона № 67-ФЗ не позднее 2 февраля 2022 г. включительно.
При этом вытекающее из п. 1.1 ст. 38 Закона № 67-ФЗ, ч. 7 ст. 26 Закона № 683-ЗРК правило о недопустимости представления указанных сведений, если они ранее не были представлены при подаче заявления о согласии баллотироваться, к указанным сведениям неприменимо.
Соответственно, подача административным истцом 30 января 2022 г. необязательногок представлению, ввиду отсутствия каких-либо изменений в ранее представленных данных о нем, заявления об этом, совершена в установленный п. «в» ч. 1 ст. 23 Закона № 683-ЗРК срок, а вывод о недопустимости представления указанных в данной статье документов после подачи заявления о согласии баллотироваться не позднее, чем за 45 дней до дня голосования не соответствует указанным нормативным предписаниям.
Следовательно, оспариваемое решение в части наличия предусмотренного п. «в» ч. 1 ст. 23, п. «в» ч. 14 ст. 26 Закона № 683-ЗРК основания для отказа в регистрации административного истца кандидатом на должность Главы ввиду отсутствия среди документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, является необоснованным.
Поскольку судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального и процессуального права, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска с признанием незаконным оспариваемого решения (п. 2 ст. 309, п. 4 ч. 2, ч. 3 ст. 310 КАС РФ).
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенного права (ч.1 ст. 244, п. 7 ч. 2 ст. 311 КАС РФ) судебная коллегия полагает необходимым возложить на комиссию обязанность в течение одного дня со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать Соколова А.Г. кандидатом на должность главы Деревянского сельского поселения.
Руководствуясь ст.ст. 95, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 24 февраля 2022 г. по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Прионежского района от 2 февраля 2022 г. № 38/1-5 «Об отказе в регистрации кандидата на должность главы Деревянского сельского поселения Соколова А.Г.».
Обязать Территориальную избирательную комиссию Прионежского района в течение одного дня со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать Соколова Александра Геннадьевичакандидатом на должность главы Деревянского сельского поселения.
Возложить на Территориальную избирательную комиссию Прионежского района обязанность сообщить об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи