УИД 11RS0001-01-2022-001260-64 2а-3701/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
с участием административного истца Штикель В.А., представителя ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Морозовой М.А.,
рассмотрев 03 августа 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Штикель Валерия Анатольевича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий, взыскании денежной компенсации,
установил:
Штикель В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в заражении инфекционными заболеваниями, взыскании денежной компенсации.
В обоснование заявленных требований указано, что при поступлении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми 19.09.2003 у административного истца отсутствовали инфекционные заболевания. В августе 2004 года был этапирован в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми. По приезду в колонию у административного истца были обнаружены инфекционные заболевания - ... Полагает, что указанные заболевания возникло у него в период времени в период нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, поскольку у него брали кровь на анализы, проводили ....
Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании Штикель В.А. на требованиях настаивал.
Представитель ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Морозова М.А. с требованиями не согласилась.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе медицинскую карту Штикель В.А., установленные по результатам их оценки в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции).
На основании с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально- бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Правовое регулирование медицинской деятельности осуществляется на основании приведенных норм Конституции Российской Федерации, а также Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» /далее также Закон/.
Согласно статье 18 Закона каждый имеет право на охрану здоровья, которое, в частности, обеспечивается оказанием доступной и качественной медицинской помощи. В пунктах 2, 9 части 5 статьи 19 Закона закреплено право пациента на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи.
Статьей 26 Закона предусмотрено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством РФ.
Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы регулируются Порядком организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 №285.
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС – в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения /пункт 2 Порядка/.
Согласно статье 98 Закона медицинские организации и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленными законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что административный истец Штикель В.А. с 2003 по 16.06.2009 содержался в исправительных учреждениях: ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
До 01.01.2014 медицинские части входили в состав учреждений уголовно-0исполнительной системы и являлись структурными подразделениями колоний, следственных изоляторов.
С 01.01.2014 приказом ФСИН России № 638 было образовано новое юридическое лицо: ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Приказом начальника ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 13.02.2014 № 29 утверждены положения о 12 медицинских частях, больнице, центре санитарно-эпидемиологического надзора, центре медицинской и социальной реабилитации и 2 военно-врачебных комиссиях ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Медицинскую деятельность на территории исправительного учреждения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми осуществляет филиал МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Административный истец полагал, что заболевания <данные изъяты> возникло у него с 2003 по 2004 года в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
В рамках настоящего дела для оценки доводов и возражений сторон относительно оказания административному истцу медицинской помощи судом назначалась судебно-медицинская экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы».
...
...
...
...
У суда нет сомнений в достоверности выводов заключения экспертов ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы», поскольку экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, с достаточной квалификацией и большим стажем в этой области; исследованию подвергнута вся имеющаяся медицинская документация, свидетельствующая о состоянии здоровья Штикель В.А.; экспертное заключение не содержит каких-либо неясностей и противоречий.
Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Доводы о несогласии с выводами экспертного заключения участниками процесса не заявлялись, также как и ходатайство о назначении по делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы.
Руководствуясь статьей 53 Конституции Российской Федерации, статьями 151, 1064, 1069, 1071, 1099, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.2011 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», оценив пояснения лиц, участвующих в деле, представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Штикель В.А.
Административный истец не представил достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих причинение вреда его здоровью (...), в результате противоправных действий (бездействия) должностных лиц исправительного учреждения УФСИН России по Республике Коми, а также наличие причинно-следственной связи между такими действиями (бездействием), если они были бы доказанными, и возникновением указанных болезней.
Принимая во внимание установленные истцу диагнозы – ... в связи с чем установить момент возникновения заболевания медицинскими методами невозможно, учитывая периодичность прохождения медицинского обследования осужденным в исправительном учреждении, а также нахождение административного истца в период с 2009 года по 2010 год вне мест лишения свободы, суд не усматривает наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) исправительного учреждения УФСИН России по Республике Коми и наступившими неблагоприятными последствиями для истца - наличием заболевания хронический ...
Суд также учитывает, что административный истец сослался на обстоятельства, относящиеся к периоду большого срока давности. Установить, в какой период были приобретены указанные заболевания в связи с уничтожением личного дела на основании приказа ФСИН России от 21.07.2014 № 373 по истечении срока хранения установить не представляется возможным. При этом, вина административных ответчиков в нарушении условий содержания не может предполагаться, допускаться, она должна быть установлена.
Никакого конкретного действия, послужившего причиной заражения указанными заболеваниями, истец не указывает. Его умозаключения о причинах заражения носят предположительный характер.
На протяжении длительного времени административный истец о нарушении своих прав не заявлял и за судебной защитой не обращался. Длительное необращение Штикель В.А. за защитой своего нарушенного права привело к истечению сроков хранения документации, их уничтожению, что лишило суд проверить обоснованность его доводов. Сам Штикель В.А. никаких доказательств, подтверждающих факт неправомерных действий (бездействия) ответчика, выразившихся в заражении заболеваниями не представил. Административный истец обратился в суд за защитой своих прав по истечении длительного времени (спустя 18 лет), и на ответчиков не могут быть возложены неблагоприятные последствия невозможности предоставления испрашиваемых сведений, в связи с уничтожением в установленном законом порядке соответствующих документов. Следовательно, основания для признания действий незаконными, компенсации за ненадлежащие условия содержания отсутствуют.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности суд оставляет заявленный иск без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Штикель Валерия Анатольевича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий, взыскании денежной компенсации - отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Прилепова
Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2022 года.