Решение по делу № 2-300/2020 от 03.03.2020

Дело № 2-300/2020

УИД: 21RS0001-01-2018-001313-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2020 года город Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Легостиной И.Н.

при секретаре судебного заседания Волковой Т.Н,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) к Голубеву В. В., Голубевой П. И. о взыскании излишне выплаченной компенсационной выплаты,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное (далее - УПФР в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное)) обратилось в суд с иском к Голубеву В.В., Голубевой П.И. о взыскании излишне выплаченной компенсационной выплаты, обосновав свои требования следующим.

Голубев В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, 05 июля 2012 г. обратился в УПФР в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) с заявлением о назначении ему компенсационной выплаты по уходу за престарелой Голубевой П.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>. При оформлении данного заявления Голубев В.В. указал, что является неработающим трудоспособным гражданином.

Решением УПФР в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) от 06 июля 2012 года ему была назначена ежемесячная компенсационная выплата, как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за престарелой Голубевой П.И.

В 2018 г. УПФР в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонным) был выявлен факт получения Голубевым В.В. пенсии за выслугу лет, что исключает возможность получения им компенсационной выплаты по уходу за престарелым лицом.

Считают, что сумма излишне выплаченной компенсационной выплаты в размере 87600 руб. подлежит возмещению УПФР в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонному) Голубевым В.В. и Голубевой П.И. в солидарном порядке, как неосновательное обогащение. До настоящего времени они не уплатили данную сумму.

Просит взыскать в пользу УПФР в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) солидарно с Голубева В.В. и Голубевой П.И.:

сумму излишне выплаченной компенсационной выплаты в размере 87600 руб.;

расходы на оплату государственной пошлины в размере 2828 руб.

Представитель истца - УПФР в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного), в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела в суде своевременно и надлежащим образом. Суду представлено объяснение представителя истца Егорова С.И., действующего на основании доверенности со специальными полномочиями от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому дело просил рассмотреть без участия представителя Управления, исковые требования поддержал в полном объеме, поскольку при подаче заявления о назначении ежемесячной компенсационной выплаты Голубев В.В. указал, что не работает, не является пенсионером, не является предпринимателем, не состоит на учете в центре занятости. Имеющие в деле документы опровергают доводы ответчика Голубевой П.И. о том, что Голубев В.В., обращаясь в пенсионный орган с заявлением о назначении ему ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, осуществляющему уход за престарелым лицом Голубевой П.И., представил все необходимые сведения, в том числе о том, что он является получателем пенсии за выслугу лет (трудовую книжку, пенсионное удостоверение). При обращении за назначением указанной выплаты 05 июля 2012 года Голубевым В.В. дана расписка о том, что он обязуется сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, в том числе назначении пенсии независимо от ее вида и размера. В заявлении имеется отметка о том, что он не является пенсионером, а также подпись под отметкой «обязательство прочитал - понял». В нарушение п. 10 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 г. № 343, дав соответствующие письменные обязательства, Голубев В.В. не уведомил о том, что является получателем пенсии по линии МВД, и продолжал ежемесячно получать компенсационную выплату по уходу, что явилось причиной выплаты излишних сумм. Считает, что других доказательств недобросовестности поведения Голубева В.В. в рассматриваемом случае не требуется. Образовавшаяся в результате неправомерных действий ответчиков переплата, не относится к числу выплат, не подлежащих возврату в качестве неосновательного обогащения, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ, в связи с чем, подлежит взысканию. Указал, что при рассмотрении данного дела необходимо иметь в виду, что обязанность извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение компенсационной выплаты, законодатель возложил исключительно на лиц, осуществляющих уход. Пенсионное законодательство предусматривает, что лица, которым назначена пенсия, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают пенсионному органу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (раздел VII. Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике» Обзора судебной практики Верховного Суда РФ (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 г.). При изложенных обстоятельствах Управление приходит к выводу, что компенсационная выплата по уходу за период с 01 июля 2012 года по 31 июля 2018 года в сумме 87600 руб. ответчиками получена неосновательно. Управлением выявлен факт излишне выплаченных сумм компенсационной выплаты за уход 06 августа 2018 года, что подтверждается протоколом № 873 о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм компенсационной выплаты за уход. В суд с иском Управление обратилось 28 декабря 2018 года, то есть в пределах срока исковой давности. Срок исковой давности следует исчислять с даты, когда Управлению стало известно о необоснованном получении компенсационной выплаты. Из материалов дела следует, что это обстоятельство установлено протоколом от 06 августа 2018 года. Доводы ответчиков о том, что Управление при должной внимательности и осмотрительности могло изначально установить отсутствие у Голубева В.В. права на назначение компенсационных выплат, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего. В соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Пенсионный фонд РФ осуществляет организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета граждан только в целях реализации пенсионных прав граждан; обработка этой информации осуществляется органами Пенсионного фонда исключительно в целях реализации пенсионного законодательства, для назначения страховых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов. Других целей ведения персонифицированного учета органами Пенсионного фонда, в том числе по проведению проверок обоснованности назначения и выплаты пенсий и пособий, законодатель не предусмотрел. Так же, ни Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 г. № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» не предусмотрена обязанность пенсионного органа собирать сведения о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение начисления компенсационной выплаты. Гражданин обязан самостоятельно сообщить в пятидневный срок об указанных обстоятельствах. Учитывая изложенное, Управление в силу вышеприведенных норм права не обязано осуществлять какие-либо периодические проверки в отношении ответчиков, то есть до фактического обнаружения указанных обстоятельств Управление не знало и не должно было знать о неосновательном обогащении ответчиков за счет Пенсионного фонда РФ, а напротив, ответчики в силу требований закона должны были сообщить Управлению о наличии названных оснований, поэтому срок исковой давности должен исчисляться с 06 августа 2018 года и на момент предъявления иска данный срок Управлением не пропущен.

Ответчик Голубев В.В. в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что при обращении с заявлением о назначении компенсационной выплаты он сообщил работникам пенсионного фонда о том, что является получателем пенсии за выслугу лет. Его доводы также подтвердил сотрудник охраны, работающей в пенсионном фонде. Сотрудникам пенсионного фонда он представил паспорт, трудовую книжку, где имелась отметка о том, что он служил в органах внутренних дел, пенсионное удостоверение. Сотрудники пенсионного фонда сами сняли ксерокопии с представленных документов, составили заявление, в котором он только расписался. Его заверили в том, что он может быть получателем компенсационной выплаты не зависимо от того, что является получателем пенсии за выслугу лет. Он также предлагал оформить документы на внучку, но ему пояснили, что тот факт, что он является пенсионером по выслуге лет, не является препятствием для получения компенсации. Данные денежные средства получала его мать – Голубева П.И.. Однажды она предложила отдавать половину денег ему, но он отказался. Считает, что истцом пропущен срок исковой давности на предъявление данного иска, просил применить его последствия и отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Ответчик Голубева П.И. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена о дне и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчика Голубева В.В. – адвокат Кравченко А.В., действующая на удостоверения , выданного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации в Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ, и ордера от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала. Просила применить срок исковой давности.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав ответчика, его представителя, исследовав письменные доказательства, обозрев пенсионное дело № 035542, выплатное дело получателя ФСД № 640713, дело № 952266 по компенсационной выплате к пенсионному делу № 035542, суд приходит к следующему:

Судом установлено и следует из материалов дела, что 1 июля 2012 г. Голубев В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Голубева П.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в УПФР в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) с заявлениями о назначении Голубеву В.В. ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, осуществляющему уход за престарелой Голубевой П.И., достигшей возраста 80 лет. В своем заявлении Голубев В.В. указал, что не является пенсионером, не работает, не является предпринимателем, на учете в центре занятости населения не состоит, уведомлен о том, что осуществление ежемесячной компенсационной выплаты прекращается в том числе в случае назначения лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера.

Решением УПФР в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонным) от 6 июля 2012 г. Голубеву В.В. назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» по уходу за нетрудоспособным лицом - Голубевой П.И. в размере 1200 руб. с 1 июля 2012 г.

Судом также установлено, что эту ежемесячную компенсационную выплату получала Голубева П.И., Голубеву В.В. денежные средства не передавались.

6 августа 2018 г. УПФР в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонным) был составлен протокол № 873 о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм компенсационной выплаты за уход, где зафиксирован факт излишне выплаченных ежемесячных компенсационных выплат Голубеву В.В. за период с 1 июля 2012 г. по 31 июля 2018 г. в сумме 87600 руб. в связи с получением им пенсии за выслугу лет.

В материалах дела также имеется справка центра пенсионного обслуживания Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от 25 февраля 2010 г., выданная Голубеву В.В. и представленная пенсионным органом при подаче иска, согласно которой Голубеву В.В. с 20 июля 2000 г. пожизненно установлена и выплачивается пенсия за выслугу лет, назначенная в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений п. 3 ст.1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3), соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением сумм компенсационной выплаты лицами, осуществляющими уход за престарелыми гражданами, достигшими возраста 80 лет.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (в редакции, действовавшей на дату принятия пенсионным органом решения о назначении Голубеву В.В. компенсационной выплаты - 6 июля 2012 г.) были установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 руб. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (п. 1 названного Указа).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» Правительством Российской Федерации принято постановление от 4 июня 2007 г. № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», которым были утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Пунктом 2 названного постановления (в редакции, действовавшей на дату принятия пенсионным органом решения о назначении Голубеву В.В. компенсационной выплаты - 6 июля 2012 г.) определено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. № 396 в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 343 внесены изменения, в том числе наименование Правил изложено в новой редакции: «Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет».

В соответствии с п. 2 Правил (в редакции, действовавшей на дату принятия пенсионным органом решения о назначении Голубеву В.В. компенсационной выплаты - 6 июля 2012 г.) ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (п. 3 Правил).

Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (п. 5 Правил).

Пунктом 6 Правил определен перечень документов, необходимых для назначения компенсационной выплаты, в который в том числе входят: справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице.

При этом названные документы (справку органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; справку (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице) согласно пункту 6 (1) Правил орган, осуществляющий выплату пенсии, запрашивает у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия и не вправе требовать их от лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами. Лицо, осуществляющее уход, вправе представить такие документы (сведения) по собственной инициативе.

Заявление лица, осуществляющего уход, с приложенными к нему необходимыми для представления документами, рассматривается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 рабочих дней со дня его приема (абз. 1 п. 7 Правил).

Компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлением и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату. В случае, если к заявлениям приложены не все необходимые для представления документы, орган, осуществляющий выплату пенсии, дает лицу, осуществляющему уход, разъяснения о том, какие документы оно должно представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, месяцем обращения за компенсационной выплатой считается месяц приема заявления (п. 8 Правил).

В п. 9 Правил перечислены случаи прекращения осуществления компенсационной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.

В числе этих случаев - назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера (п.п. «в» п. 9 Правил).

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Извещение о наступлении указанных обстоятельств может быть представлено в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (п. 10 Правил).

Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 Правил (п. 11 Правил).

Из приведённых нормативных положений следует, что право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, к числу которых относятся престарелые граждане, достигшие возраста 80 лет. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление об установлении компенсационной выплаты со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении компенсационной выплаты или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов.

Основанием для прекращения компенсационной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в 5-дневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам ст. 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 1 ГК РФ, и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В ходе рассмотрения дела истец не представил суду доказательства того, что Голубев В.В. и Голубева П.И. при получении в период с 1 июля 2012 г. по 31 июля 2018 г. сумм компенсационной выплаты в размере 86700 руб. действовали недобросовестно, поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Голубева В.В. и Голубевой П.И.) по требованиям о взыскании сумм компенсационной выплаты презюмируется.

В обоснование своих исковых требований истец ссылается на тот факт, что Голубев В.В. с 20 июля 2000 г. является получателем пенсии за выслугу лет и при подаче заявления о назначении ежемесячной компенсационной выплаты Голубев В.В. указал, что не является пенсионером, документов, подтверждающих, что он является получателем пенсии за выслугу лет (трудовую книжку, пенсионное удостоверение), не представил.

Однако, в судебном заседании нашло подтверждение, что при обращении в УПФР в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) с заявлениями о назначении Голубеву В.В. ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, осуществляющему уход за престарелым лицом - Голубевой П.И., достигшей возраста 80 лет, факт того, что Голубев В.В. является получателем пенсии за выслугу лет, не скрывался. Последний представил в пенсионный орган трудовую книжку, содержащую сведения о прохождении им службы в органах внутренних дел (что следует из пенсионного дела № 035542), и сообщил сотрудникам пенсионного фонда о том, что он является получателем пенсии за выслугу лет.

Кроме того, при обращении в суд с настоящим иском пенсионным органом в материалы дела представлена справка центра пенсионного обслуживания Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от 25 февраля 2010 г. (то есть, составленная до 6 июля 2012 г. - даты принятия решения о назначении Голубеву В.В. ежемесячной компенсационной выплаты), содержащая сведения о том, что с 20 июля 2000 г. Голубев В.В. пожизненно является получателем пенсии за выслугу лет. Данная справка была представлена из выплатного дела получателя ФСД Голубева В.В. № 640713, находящегося у истца.

При изложенных выше обстоятельствах, указание ответчика Голубева В.В. в заявлении о назначении ежемесячной компенсационной выплаты о том, что он не является пенсионером, не может свидетельствовать о недобросовестности его поведения.

Других доказательств недобросовестности в действиях получателей вышеуказанной выплаты - Голубевой П.И. и Голубева В.В., истцом суду представлено не было, указанный факт не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований УПФР в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) УПФР в г. Алатыре Чувашской Республике о взыскании с Голубева В.В. и Голубевой П.И. неосновательного обогащения в виде сумм компенсационной выплаты в размере 86 700 руб. за период с 1 июля 2012 г. по 31 июля 2018 г. следует отказать.

Кроме того, также следует признать, что истцом пропущен срок исковой давности при подаче данного иска в суд.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Пунктом 1 ст. 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.

Исходя из изложенного для решения вопроса об исчислении срока исковой давности по иску УПФР в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) к Голубевой П.И. и Голубеву В.В. о взыскании излишне выплаченных сумм компенсационной выплаты необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда пенсионный орган узнал или должен был узнать о нарушении Голубевой П.И. и Голубевым В.В. предусмотренных нормативными правовыми актами условий, связанных с назначением и осуществлением компенсационной выплаты, в данном случае о том, что Голубев В.В. является получателем пенсии за выслугу лет, что влечет прекращение компенсационной выплаты. При этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у пенсионного органа права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (п. 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых, в том числе за счет федерального бюджета.

В соответствии со п. 14 ст. 12.1 ФЗ РФ «О государственной социальной помощи» № 178- ФО от 17 июля 1999 года Пенсионный фонд Российской Федерации и уполномоченные органы федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных настоящей статьей, осуществляют обмен соответствующей информацией в электронной форме, на бумажном носителе с учетом требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи", Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок обмена информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в целях установления социальных доплат к пенсии принят приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 396н от 13 июня 2019 года.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание компетенцию и полномочия истца, в том числе по обеспечению информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, наличие в распоряжении истца справки центра пенсионного обслуживания Министерства внутренних дел по Чувашской Республики от 25 февраля 2010 г., содержащей информацию о том, что Голубев В.В. с 20 июля 2000 г. является получателем пенсии по выслуге лет, суд находит, что пенсионный орган должен был узнать о возможной утрате гражданином (в данном случае Голубевым В.В. и фактическим получателем компенсационной выплаты Голубевой П.И.) права на получение компенсационной выплаты, с момента ее назначения, т.е. с 06 июля 2012 года.

Невыполнение УПФР в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонным) в период с 2012 года по 2018 год возложенных на него полномочий по межведомственному информационному взаимодействию с соответствующими органами и организациями, в данном случае с центром пенсионного обслуживания Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, при выплате Голубеву В.В. и Голубевой П.И. ежемесячной компенсационной выплаты привело к возникновению задолженности в виде излишне полученных Голубевой П.И. сумм компенсационной выплаты, в то время как именно на пенсионный орган возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату компенсационной выплаты, путем проверки обоснованности предоставления гражданину такой выплаты.

Таким образом, срок исковой давности обращения с данным иском истцом нарушен.

Следовательно, в удовлетворении исковых требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) о взыскании солидарно с Голубева В. В. и Голубевой П. И. излишне выплаченной компенсационной выплаты в размере 87600 рублей 00 копеек, следует отказать.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГК РФ. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку, в удовлетворении исковых требований отказано, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2828 рублей также относятся на истца и не подлежит возмещению ответчиками.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) о взыскании солидарно с Голубева В. В. и Голубевой П. И. излишне выплаченной компенсационной выплаты в размере 87600 рублей 00 копеек, расходов по оплате государственной пошлины в размере 2828 рублей 00 копеек – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий:                        И.Н. Легостина

Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2020 года.

2-300/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Алатырь ЧР (межрайонное)
Ответчики
Голубев Владимир Валентинович
Голубева Пелагея Ивановна
Суд
Алатырский районный суд Чувашии
Судья
Легостина
Дело на странице суда
alatirsky.chv.sudrf.ru
03.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.03.2020Передача материалов судье
11.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2020Судебное заседание
18.05.2020Производство по делу возобновлено
18.05.2020Судебное заседание
23.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее