Решение по делу № 3а-121/2016 от 11.02.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 марта 2016 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

при секретаре Щепотине П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-121/2016 по исковому заявлению Потапова Е.И. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Потапов Е.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, указав в обоснование заявленных требований на то, что он является собственником нежилых зданий лит. Г3, А, а, а1, а2, Г4, расположенных по адресу: <адрес>.

Вышеуказанные здания расположены на земельном участке площадью 2039 кв.м, с кадастровым номером с разрешенным видом использования: <данные изъяты>. Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было предварительно согласовано предоставление земельного участка в собственность за плату.

Полагает, что утвержденная кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 8 499 469, 55 рублей, является необоснованно завышенной, что затрагивает его интересы при реализации его исключительного права на выкуп спорного земельного участка, поскольку размер выкупной цены согласно положениям Закона Тульской области от 15.12.2011 г. № 1679-ЗТО «О регулировании отдельных вопросов определения цены земельных участков на территории Тульской области и их оплаты» определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

С целью определения рыночной стоимости земельного участка Потапов Е.И. обратилась к эксперту-оценщику ИП Ш В соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ИП Ш, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей. Данный отчет получил положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация Ассоциация Российских магистров оценки», членом которого является оценщик ИП Ш, от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

Определением Тульского областного суда от 12.02.2016 г. в соответствии с положениями ч.5 ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Административный истец Потапов Е.И. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представитель административного истца Потапова Е.И. по доверенности Агафонов А.С. поддержал заявленные требования по тем же основаниям.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных возражениях ссылался на тот факт, что спорный земельный участок был впервые сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не вошел в сформированный постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 г. № 715 перечень объектов недвижимости, подлежащих массовой государственной кадастровой оценке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Кадастровая стоимость данного земельного участка, составляющая <данные изъяты> руб., внесена в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости без номера от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости – <данные изъяты> руб. за кв.м, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 г. № 715 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы», на площадь данного земельного участка. Орган кадастрового учета не имеет материально-правового интереса в отношении предмета спора, в связи с чем спор по существу отсутствует. Просил вынести решение на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду письменном ходатайстве ссылался на то, что Управление Росреестра по Тульской области не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости.

Представитель заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений министерства экономического развития Тульской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя административного истца Потапова Е.И. по доверенности Агафонова А.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.

Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости, в числе иных сведений, вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.

С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Потапов Е.И. является собственником нежилых зданий – <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес> ( свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ)

Принадлежащие Потапову Е.И. нежилые здания расположены на земельном участке с кадастровым номером , площадью 2039 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание <данные изъяты>.

Правообладателем спорного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с учетом норм Закона Тульской области от 20.11.2014 г. N 2218-ЗТО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области", Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 11.11.2015 г. № 508, является правительство Тульской области в лице министерства экономического развития Тульской области.

Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, изданным в рамках реализации полномочий, определенных Законом Тульской области от 20.11.2014 г. N 2218-ЗТО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области", Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 28.09.2011 г. № 6, предварительно согласовано предоставление Потапову Е.И. земельного участка площадью 2039 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

В реализацию указанного распоряжения сторонами сделки подготовлен проект договора купли-продажи спорного земельного участка, выкупная цена которого составляет <данные изъяты> руб. и рассчитана в соответствии с приложением к договору как произведение ставки земельного налога за кв.м, кратности ставки земельного налога и площади земельного участка.

Ссылаясь на реализацию исключительного права на выкуп занятого принадлежащими Потапову Е.И. на праве собственности нежилыми зданиями земельного участка, Потапов Е.И. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости указанного земельного участка, ссылаясь на тот факт, что кадастровая стоимость названного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость. В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Законом Тульской области от 15.12.2011 г. № 1679-ЗТО «О регулировании отдельных вопросов определения цены земельных участков на территории Тульской области и их оплаты», выкупная стоимость спорного земельного участка поставлена в зависимость от его кадастровой стоимости.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 года № 715 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории г. Тулы, определенные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из кадастровой справки в отношении спорного земельного участка и сообщения ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области, спорный земельный участок был впервые сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не вошел в сформированный постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 г. № 715 перечень объектов недвижимости, подлежащих массовой государственной кадастровой оценке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Кадастровая стоимость данного земельного участка, составляющая <данные изъяты> руб., внесена в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости без номера от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. № 222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель 5-й группы видов функционального использования земель для соответствующих кадастровых кварталов – <данные изъяты> руб. за кв.м, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 18.12.2012 г. № 715 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы», на площадь данного земельного участка.

Вышеуказанная стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости и применяется с ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С целью определения рыночной стоимости указанного земельного участка административный истец обратился к оценщику ИП Ш

В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , выполненным оценщиком ИП Ш, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рублей.

Данный отчет получил положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация Ассоциация Российских магистров оценки», членом которого является оценщик ИП Ш, от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

По смыслу положений статей 17.1, 24.16, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.06.2015 г. № 145-ФЗ) отчет об определении кадастровой (рыночной) стоимости подлежит обязательной экспертной оценке экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (оценщики), составивший отчет, на предмет соответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Данный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ИП Ш, экспертное заключение Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация Ассоциация Российских магистров оценки», суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку они выполнены компетентными специалистами в области экономической и оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в области оценки, основаны на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в них выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные перед экспертами вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

О несогласии с вышеупомянутыми доказательствами другими лицами, участвующими в деле, включая и административного ответчика, в процессе судебного разбирательства не заявлялось. С ходатайствами о назначении судебной экспертизы в целях проверки правильности определения рыночной стоимости спорного земельного участка указанные лица не обращались.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с положениями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Как следует из акта определения кадастровой стоимости без номера от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного органом кадастрового учета, сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

На ту же дату определена и рыночная стоимость указанного земельного участка в размере <данные изъяты> рублей в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненном ИП Ш

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельного участка – ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость спорного земельного участка являлась иной, чем отражено в исследованном судом отчете об оценке, в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 59 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного сомневаться в достоверности и правильности выводов, изложенных в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненном ИП Ш, у суда не имеется.

Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в отчете об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненном ИП Ш, рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, значительно ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> рублей, что затрагивает права Потапова Е.И., обладающего исключительным правом на выкуп земельного участка.

То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке, не свидетельствует о его недостоверности, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.

При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость указанного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ИП Ш, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Частью 4 ст. 16 Федерального Закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ установлено, что учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.

С учетом изложенного и исходя из положений статьи 4, пункта 11 части 2 статьи 7, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости спорного земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости.

Поскольку, исходя из положений глав 10, 25 КАС РФ, удовлетворение заявленных Потаповым Е.И. требований сводится к реализации в судебном порядке права последних на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается участвующими в деле административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы, понесенные административным истцом при подаче административного искового заявления в суд, относятся на административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Потапова Е.И. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 2 039 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.

В целях налогообложения и внесения соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости датой подачи Потаповым Е.И. административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка является день обращения указанного лица в суд – ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий         Н.В. Щербакова

3а-121/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Потапов Е.И.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" по ТО
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области
департамент имущественных и земельных отношений
Правительство Тульской области
Суд
Тульский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
11.02.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.02.2016[Адм.] Передача материалов судье
12.02.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.02.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2016[Адм.] Судебное заседание
02.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее