Решение по делу № 72-106/2023 от 07.02.2023

УИД 59RS0004-01-2022-001269-36

Судья Манько А.В.

Дело № 72-106/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 28 февраля 2023 г. в г. Перми жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" Литвиновой Анны Павловны на постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае от 19 января 2022 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18 января 2023 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри",

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае № 59/10-336-22-И от 19 января 2022 г. общество с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" (далее по тексту – ООО "МЕТРО Кэш энд Керри") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18 января 2023 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд защитник Литвинова А.П. просит об отмене обжалуемых актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении. Считает, что действующим законодательством обязательные предрейсовые медицинские осмотры предусмотрены только для работников, работающих в качестве водителя транспортного средства. Из трудового договора А. следует, что она работает в должности территориального специалиста по продажам в сегменте предприятий торговли, а не в качестве водителя транспортного средства. А. не выполняет работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, её трудовая функция не предполагает ни управление транспортным средством, ни предоставление корпоративного автомобиля. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (о том, что А. не работала водителем, не выполняла работ, непосредственно связанных с движением транспорта) установлены вступившим в законную силу решением Головинского районного суда г. Москвы от 4 августа 2022 г.

В судебном заседании законный представитель ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", потерпевшая А., извещенные о времени и месте судебного заседания надлежаще, участия не принимали. А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Защитники Литвинова А.П., Леготкина И.А. в судебном заседании настаивали на доводах жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитников, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не находит.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

На основании статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в числе прочего соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения) работодатель обязан в том числе обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Согласно части первой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

В силу части 3 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Федеральным законом № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.) определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями названного закона, Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (абзац пятый пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.).

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств. Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Приказом Минздрава России № 835н от 15 декабря 2014 г. утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее по тексту - Порядок).

На основании пункта 6 Порядка обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

В силу пункта 9 Порядка организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя.

На основании пункта 3 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения расследования тяжелого несчастного случая, происшедшего 16 ноября 2021 г. со специалистом ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" установлено:

А. 1 февраля 2019 г. принята на должность оператора отдела движения товара, отдела движения товара торгового центра "Метро" в ООО "МЕТРО Кэш энд Керри".

ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" 1 апреля 2019 г. с А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору ** от 1 февраля 2019 г., в соответствии с которым А. принята на должность "Территориальный специалист по продажам в сегменте предприятий торговли", направление по работе с клиентами торгового центра "Метро".

ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" является владельцем транспортного средства марки Skoda Fabia, государственный регистрационный знак **.

Приказом ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" от 28 января 2021 г. утверждена Политика предоставления, эксплуатации и возврата корпоративного автотранспорта (далее по тексту - Политика) ООО "Метро Кэш энд Керри", в соответствии с которой указанное транспортное средство передано А., что подтверждается актом от 2 марта 2021 г.

16 ноября 2021 г. в 17:10 час. территориальный специалист по продажам в сегменте предприятий торговли А., направляясь по рабочим вопросам к клиенту и управляя указанным автомобилем марки Skoda Fabia, на 424 км. 100 м. автодороги подъезд к г. Перми М7 "Волга" со стороны г. Очер в направлении г. Пермь совершила столкновение с транспортным средством МАЗ-643028, государственный регистрационный знак **, двигавшимся во встречном направлении, в результате чего А. получен тяжкий вред здоровью.

А. была допущена к управлению (работам в качестве водителя транспортного средства) указанным транспортным средством без прохождения в установленном порядке предрейсового медицинского осмотра.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения юридического лица к административной ответственности по указанной норме.

Несмотря на доводы жалобы, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтвержден: протоколом об административном правонарушении от 15 декабря 2021 г., трудовым договором ** от 1 февраля 2019 г. с дополнительным соглашением от 1 апреля 2021 г., политикой предоставления, эксплуатации и возврата корпоративного автотранспорта ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", актом приема транспортного средства, принадлежащего компании ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" от 2 марта 2021 г., актом проверки навыков вождения от 5 апреля 2021 г., заявкой на предоставление автомобиля от 5 апреля 2021 г., табелем учета рабочего времени, извещением о групповом несчастном случае, медицинским заключением о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени тяжести ВК ** от 19 ноября 2021 г. и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Доказательства оценены должностным лицом и судьей районного суда на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

У ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего трудового законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях юридического лица.

Материалы дела не свидетельствуют о том, что ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Трудового кодекса Российской Федерации, нарушение которых влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, судьей городского суда в соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании положений закона регулирующих данные правоотношения.

Доводы жалобы защитника о том, что действующим законодательством обязательные предрейсовые медицинские осмотры предусмотрены только для работников, работающих в качестве водителя транспортного средства являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.

Требованиями пункта 3 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. установлено, что обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб, обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов, а не в должности "водитель".

Доводы жалобы о том, что А. работает в должности территориального специалиста по продажам в сегменте предприятий торговли, а не в качестве водителя транспортного средства, не выполняет работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, её трудовая функция не предполагает ни управление транспортным средством, ни предоставление корпоративного автомобиля являлись предметом проверки судьи районного суда, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемом решении, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признавая несостоятельными указанные доводы, судья районного суда исходил из того, что привлекаемым лицом А. для выполнения своих служебных обязанностей предоставлен корпоративный автомобиль и на момент дорожно-транспортного происшествия А. являлась водителем корпоративного транспортного средства, в связи с чем работодатель обязан был организовать ее предрейсовый медицинских осмотр перед допуском к управлению корпоративному транспортному средству.

Судья краевого суда не находит оснований для иной оценки выводов судьи районного суда.

Действительно в Политике предоставления, эксплуатации и возврата корпоративного автотранспорта ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" дано понятие функционального автомобиля, под которым понимается, корпоративное транспортное средство, предоставленное работнику Компании для проезда к месту выполнения работы и в целях компенсации необходимости постоянного перемещения по служебным вопросам в течении рабочего времени.

Каждый работник, получающий транспортное средство, должен иметь действующее водительское удостоверение соответствующей категории.

Из должностной инструкции территориального специалиста по продажам в сегменте предприятий торговли следует, что должностными обязанностями в том числе являются: осуществлять еженедельное планирование маршрута визитов к клиентам на закрепленной территории согласно расставленным приоритетам по коммуникациям с клиентами; подготавливать коммерческие предложения для клиента для осуществления визита к нему на основании знания потенциала и покупательского поведения, доступных инструментов и готовых решений, а также с учетом стратегии Компании; посещать всех клиентов на маршруте, согласно контактной модели, соблюдая порядок и график частоты посещений в соответствии с закрепленным маршрутом в действующей на текущий момент электронной системе (SAM), согласованный с непосредственным или вышестоящим руководителем. Если маршрут не установлен, то руководствоваться заданием, установленным для него в письменном виде непосредственным или вышестоящим руководителем. Нарушение/отклонение от установленного маршрута возможно только в разрешения непосредственного руководителя или вышестоящего руководителя. На ежедневной основе придерживаться передвижения по маршруту, закрепленному за своим торговым центром и обслуживать клиентов на основе контактной модели для сегмента Трейдеры; проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры.

Территориальному специалисту по продажам в сегменте предприятий торговли А., на основании её заявки предоставлено корпоративное транспортное средство, которым она управляла в рабочее время, объезжая клиентов и совершив дорожно-транспортное происшествие, что не оспаривалось защитниками, при этом работник допущен юридическим лицом к управлению без прохождения в установленном порядке предрейсового медицинского осмотра.

Ссылка защитника Литвиновой А.П. на то, что автомобиль предоставляется работнику, не являющемуся водителем, в качестве опции для передвижения по работе, а также для личных целей, данный работник не осуществляет перевозку грузов, пассажиров, предоставление транспортного средства является льготой, не влияют на законность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения.

Указание в жалобе на решения Головинского районного суда г. Москвы, не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" состава административного правонарушения, поскольку указанные решения суда преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

Доводы жалобы в целом по существу повторяют позицию защитника при рассмотрении жалобы судьей районного суда, основаны на ошибочном толковании закона, сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьи городского суда, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.

Доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, в настоящей жалобе не приведено, оснований для их отмены при проверке законности обжалуемых актов судьей краевого суда не установлено.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей краевого суда не установлено.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" на основании положений статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с санкцией части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" допущено не было.

При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

р е ш и л:

постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае от 19 января 2022 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18 января 2023 г. оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" Литвиновой Анны Павловны - без удовлетворения.

Судья: подпись.

УИД 59RS0004-01-2022-001269-36

Судья Манько А.В.

Дело № 72-106/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 28 февраля 2023 г. в г. Перми жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" Литвиновой Анны Павловны на постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае от 19 января 2022 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18 января 2023 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри",

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае № 59/10-336-22-И от 19 января 2022 г. общество с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" (далее по тексту – ООО "МЕТРО Кэш энд Керри") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18 января 2023 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд защитник Литвинова А.П. просит об отмене обжалуемых актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении. Считает, что действующим законодательством обязательные предрейсовые медицинские осмотры предусмотрены только для работников, работающих в качестве водителя транспортного средства. Из трудового договора А. следует, что она работает в должности территориального специалиста по продажам в сегменте предприятий торговли, а не в качестве водителя транспортного средства. А. не выполняет работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, её трудовая функция не предполагает ни управление транспортным средством, ни предоставление корпоративного автомобиля. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (о том, что А. не работала водителем, не выполняла работ, непосредственно связанных с движением транспорта) установлены вступившим в законную силу решением Головинского районного суда г. Москвы от 4 августа 2022 г.

В судебном заседании законный представитель ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", потерпевшая А., извещенные о времени и месте судебного заседания надлежаще, участия не принимали. А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Защитники Литвинова А.П., Леготкина И.А. в судебном заседании настаивали на доводах жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитников, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не находит.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

На основании статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в числе прочего соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действующей на дату совершения административного правонарушения) работодатель обязан в том числе обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Согласно части первой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

В силу части 3 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Федеральным законом № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.) определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями названного закона, Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (абзац пятый пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.).

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств. Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Приказом Минздрава России № 835н от 15 декабря 2014 г. утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее по тексту - Порядок).

На основании пункта 6 Порядка обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

В силу пункта 9 Порядка организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя.

На основании пункта 3 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения расследования тяжелого несчастного случая, происшедшего 16 ноября 2021 г. со специалистом ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" установлено:

А. 1 февраля 2019 г. принята на должность оператора отдела движения товара, отдела движения товара торгового центра "Метро" в ООО "МЕТРО Кэш энд Керри".

ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" 1 апреля 2019 г. с А. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору ** от 1 февраля 2019 г., в соответствии с которым А. принята на должность "Территориальный специалист по продажам в сегменте предприятий торговли", направление по работе с клиентами торгового центра "Метро".

ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" является владельцем транспортного средства марки Skoda Fabia, государственный регистрационный знак **.

Приказом ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" от 28 января 2021 г. утверждена Политика предоставления, эксплуатации и возврата корпоративного автотранспорта (далее по тексту - Политика) ООО "Метро Кэш энд Керри", в соответствии с которой указанное транспортное средство передано А., что подтверждается актом от 2 марта 2021 г.

16 ноября 2021 г. в 17:10 час. территориальный специалист по продажам в сегменте предприятий торговли А., направляясь по рабочим вопросам к клиенту и управляя указанным автомобилем марки Skoda Fabia, на 424 км. 100 м. автодороги подъезд к г. Перми М7 "Волга" со стороны г. Очер в направлении г. Пермь совершила столкновение с транспортным средством МАЗ-643028, государственный регистрационный знак **, двигавшимся во встречном направлении, в результате чего А. получен тяжкий вред здоровью.

А. была допущена к управлению (работам в качестве водителя транспортного средства) указанным транспортным средством без прохождения в установленном порядке предрейсового медицинского осмотра.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения юридического лица к административной ответственности по указанной норме.

Несмотря на доводы жалобы, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтвержден: протоколом об административном правонарушении от 15 декабря 2021 г., трудовым договором ** от 1 февраля 2019 г. с дополнительным соглашением от 1 апреля 2021 г., политикой предоставления, эксплуатации и возврата корпоративного автотранспорта ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", актом приема транспортного средства, принадлежащего компании ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" от 2 марта 2021 г., актом проверки навыков вождения от 5 апреля 2021 г., заявкой на предоставление автомобиля от 5 апреля 2021 г., табелем учета рабочего времени, извещением о групповом несчастном случае, медицинским заключением о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени тяжести ВК ** от 19 ноября 2021 г. и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Доказательства оценены должностным лицом и судьей районного суда на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

У ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего трудового законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях юридического лица.

Материалы дела не свидетельствуют о том, что ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Трудового кодекса Российской Федерации, нарушение которых влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, судьей городского суда в соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании положений закона регулирующих данные правоотношения.

Доводы жалобы защитника о том, что действующим законодательством обязательные предрейсовые медицинские осмотры предусмотрены только для работников, работающих в качестве водителя транспортного средства являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.

Требованиями пункта 3 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. установлено, что обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб, обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов, а не в должности "водитель".

Доводы жалобы о том, что А. работает в должности территориального специалиста по продажам в сегменте предприятий торговли, а не в качестве водителя транспортного средства, не выполняет работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, её трудовая функция не предполагает ни управление транспортным средством, ни предоставление корпоративного автомобиля являлись предметом проверки судьи районного суда, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемом решении, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признавая несостоятельными указанные доводы, судья районного суда исходил из того, что привлекаемым лицом А. для выполнения своих служебных обязанностей предоставлен корпоративный автомобиль и на момент дорожно-транспортного происшествия А. являлась водителем корпоративного транспортного средства, в связи с чем работодатель обязан был организовать ее предрейсовый медицинских осмотр перед допуском к управлению корпоративному транспортному средству.

Судья краевого суда не находит оснований для иной оценки выводов судьи районного суда.

Действительно в Политике предоставления, эксплуатации и возврата корпоративного автотранспорта ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" дано понятие функционального автомобиля, под которым понимается, корпоративное транспортное средство, предоставленное работнику Компании для проезда к месту выполнения работы и в целях компенсации необходимости постоянного перемещения по служебным вопросам в течении рабочего времени.

Каждый работник, получающий транспортное средство, должен иметь действующее водительское удостоверение соответствующей категории.

Из должностной инструкции территориального специалиста по продажам в сегменте предприятий торговли следует, что должностными обязанностями в том числе являются: осуществлять еженедельное планирование маршрута визитов к клиентам на закрепленной территории согласно расставленным приоритетам по коммуникациям с клиентами; подготавливать коммерческие предложения для клиента для осуществления визита к нему на основании знания потенциала и покупательского поведения, доступных инструментов и готовых решений, а также с учетом стратегии Компании; посещать всех клиентов на маршруте, согласно контактной модели, соблюдая порядок и график частоты посещений в соответствии с закрепленным маршрутом в действующей на текущий момент электронной системе (SAM), согласованный с непосредственным или вышестоящим руководителем. Если маршрут не установлен, то руководствоваться заданием, установленным для него в письменном виде непосредственным или вышестоящим руководителем. Нарушение/отклонение от установленного маршрута возможно только в разрешения непосредственного руководителя или вышестоящего руководителя. На ежедневной основе придерживаться передвижения по маршруту, закрепленному за своим торговым центром и обслуживать клиентов на основе контактной модели для сегмента Трейдеры; проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры.

Территориальному специалисту по продажам в сегменте предприятий торговли А., на основании её заявки предоставлено корпоративное транспортное средство, которым она управляла в рабочее время, объезжая клиентов и совершив дорожно-транспортное происшествие, что не оспаривалось защитниками, при этом работник допущен юридическим лицом к управлению без прохождения в установленном порядке предрейсового медицинского осмотра.

Ссылка защитника Литвиновой А.П. на то, что автомобиль предоставляется работнику, не являющемуся водителем, в качестве опции для передвижения по работе, а также для личных целей, данный работник не осуществляет перевозку грузов, пассажиров, предоставление транспортного средства является льготой, не влияют на законность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения.

Указание в жалобе на решения Головинского районного суда г. Москвы, не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" состава административного правонарушения, поскольку указанные решения суда преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

Доводы жалобы в целом по существу повторяют позицию защитника при рассмотрении жалобы судьей районного суда, основаны на ошибочном толковании закона, сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьи городского суда, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.

Доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, в настоящей жалобе не приведено, оснований для их отмены при проверке законности обжалуемых актов судьей краевого суда не установлено.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей краевого суда не установлено.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" на основании положений статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с санкцией части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" допущено не было.

При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

р е ш и л:

постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае от 19 января 2022 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 18 января 2023 г. оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" Литвиновой Анны Павловны - без удовлетворения.

Судья: подпись.

72-106/2023

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Метро Кэш энд Керри"
Другие
Литвинова Анна Павловна
Леготкина Ирина Александровна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Савельев Андрей Александрович
Статьи

5.27.01

Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
07.02.2023Материалы переданы в производство судье
28.02.2023Судебное заседание
01.03.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
03.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2023Дело оформлено
03.03.2023Дело передано в экспедицию
28.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее