РЕШЕНИЕ
ИФИО1
18 июня 2024 года Отрадненский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего Гончаровой И.Ю.,
при секретаре Бурхановой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-286/2024 по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к Осадчей Татьяне Александровне о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с исковым заявлением к Осадчей Т.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО.
В обоснование заявленных требований истец пояснили следующее.
ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно - коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости жилое помещение, расположенное по адресу: 446300, <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО2
В силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения Договора подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю.
С ДД.ММ.ГГГГ Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
Осадчая Т.А. является собственником на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>.9, общая площадь объекта недвижимости составляет 261,8 кв. м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Должник не производил частичную оплату.
Однако, до настоящего времени обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг не было исполнено Должником, в связи с чем на дату обращения в суд размер задолженности, согласно нижеприведённому расчёту, составляет 60 754 (Шестьдесят тысяч семьсот пятьдесят четыре) руб. 42 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей Судебного участка № судебного района <адрес> вынесен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО2 в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 60 754 руб. 42 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1011 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках установленного ст. 128 ГПК РФ срока, от Осадчей Татьяны Александровны поступили возражения относительно исполнения судебного приказа № от 08.06.2023
В связи с этим, и.о. мировым судьей Судебный участок № судебного района <адрес>, вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец вынужден обратиться в суд с исковым заявлением, в котором просит суд: взыскать с Осадчей Т.А. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 60 754 руб. 42 коп. за период с 01.01.2019 г. по 31.03.2023 г., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2023 руб.
Представитель истца ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца.
Ответчик Осадчая Т.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Иск не признала по основаниям указанным в письменном отзыве, просила применить срок исковой давности.
Суд, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги всоответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок неустановлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, регулируется положениями Жилищного Кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с Региональным оператором.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"внесены изменения в часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению ТКО, регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ от24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. №641».
Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил № 1156, Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Предложение о заключении Договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения Договора подлежат оплате с 01.01.2019 г., то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю.
Данная позиция подтверждается письмом Министерства строительства и. жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-АЧ/04, в котором указано, что договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 г. № 846, а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области № 95 от 28.03.2019 г., № 781 от 19.12.2019 г., № 830 от 18.12.2020 г. утверждены предельные тарифы на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО (с 01.01.2019 г. - по 30.11.2022 г.) для населения в размере: - 598,16 руб./м3 (с учётом НДС).
Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 25.11.2022 г. № 820 «Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс» утверждён единый предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО (с 01.12.2022 г.) для населения в размере: - 622,07 руб./м3 (с учётом НДС).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 (далее - Приказ № 1023) утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов <адрес>: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов (далее - МКД и ИЖС соответственно) и составляет 0,091 м3 в год.
Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Судом установлено, что Осадчая Т.А. является собственником на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь объекта недвижимости составляет 261,8 кв. м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
На основании изложенного, учитывая указанные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что с ответчиком заключен договор о предоставлении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.
В соответствии с п. 9(2) раздел II (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2).
Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО согласно указанной выше формуле, выглядит следующим образом:
1 235,01 = 261,8 кв.м, х 0,091 м3/год /12 мес. х 598,16 руб./м3
1 235,01 - размер платы за услугу по обращению с ТКО;
1187,54 - размер платы за услугу по обращению с ТКО до ДД.ММ.ГГГГ;
261,8 м2 — общая площадь жилого помещения;
0,091 м3/год- норматив накопления твердых коммунальных отходов;
598,16 руб./м3 - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
12- количество месяцев в году;
Таким образом, в соответствии с вышеприведенной формулой, сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для Потребителя составляет: 1 235,01
С ДД.ММ.ГГГГ Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
Однако, до настоящего времени обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг не было исполнено Должником, в связи с чем на дату обращения в суд размер задолженности, согласно нижеприведённому расчёту, составляет 60 754 руб. 42 коп. за период с 01.01.2019 г. по 31.03.2023 г.
Расчет суммы задолженности: 1 187 руб. 54 коп. (сумма в месяц) X 47 (количество месяцев) + 4 (количество месяцев) X 1235 руб. 01 коп. (сумма с 01.12.2022) = 60 754 руб. 42 коп.
Ответчиком Осадчей Т.А. заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В соответствии с положениям пункта 1 статьи 196, пункта 2 статьи 199, статей 200, 201, пункта 1 статьи 204 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в пунктов 15, 24 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», при исчислении сроков исковой давности по требованиям о взыскании просроченной задолженности по обязательству, предусматривающему исполнение в виде периодических платежей, подлежит применению общий срок исковой давности - три года, который следует исчислять отдельно по каждому платежу со дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 17, 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление пленума N 43) в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа. В случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".
В пункте 18 (абзац 1) постановления пленума N 43 разъяснено, что по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2014 по делу N 9-КГ13-14, время нахождения гражданского дела в производстве суда до оставления его судом без рассмотрения в срок исковой давности не засчитывается, поскольку со дня обращения лица в установленном порядке в суд с иском срок исковой давности не течет весь период времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права. Если иск оставлен судом без рассмотрения, то начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается в общем порядке.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце втором пункта 18 постановления Пленума N 43, в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев.
Учитывая дату обращения истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (25.05.2023) вынесение определения об отмене судебного приказа (28.06.2023), а также обращение в районный суд с исковым заявлением (22.02.2024) то есть более чем через шесть месяцев после отмены судебного приказа, принимая во внимание расчет задолженности, представленный истцом в отношении ответчика полагает возможным удовлетворить исковые требования в части, взыскав с ответчика Осадчей Т.А. задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО, по адресу: <данные изъяты> за период с 01.03.2021 по 31.03.2023 в размере 29 878 рублей 38 коп.
Допустимых доказательств, свидетельствующих, что ответчик не пользовался услугами ООО «ЭкоСтройРесурс» по обращению с твердыми коммунальными отходами, не представлено.
На основании изложенного, разрешая исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс», суд исходит из того, что региональным оператором предоставлены услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом ответчиком непредставлено относимых и допустимых доказательств оплаты оказанных услуг или их ненадлежащего оказания, в связи с чем суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат частичному в указанном размере, с взысканием расходов по уплате государственной пошлины в соответствии с удовлетворенными требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истцом при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 2023 рубля, что подтверждается платежными поручениями 13896 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины с учетом размера удовлетворенных исковых требований в сумме 1096 рублей 35 копеек (800 + ((29878,38 - 20000)* 3) / 100 = 1096,35 руб.)
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» удовлетворить частично.
Взыскать с Осадчей Татьяны Александровны, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» (ИНН 6316186232, ОГРН: 1136316004747) сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 29 878 рублей 38 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 1096 рублей 35 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.Ю. Гончарова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ года