Дело № 2а-646/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 ноября 2017 года город Карачев, Брянской области
Карачевский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Ковалева Ю.А.,
при секретареНехаевой Н.Д.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Карачевского района Брянской области Корнеевой Н.В.,
представителя административного ответчика Вельяминовской сельской администрации Карачевского района Брянской области по доверенности Сафронова Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Карачевского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Вельяминовской сельской администрации Карачевского района Брянской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Карачевского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Вельяминовской сельской администрации Карачевского района Брянской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о погребении и похоронном деле. В обоснование заявленных требований указал, что на территории МО «Вельяминовское сельское поселение» Карачевского района Брянской области имеется действующее кладбище, используемое для захоронения умерших, расположенное вс.ВельяминоваКарачевского района Брянской области. В нарушение положений действующего законодательства эксплуатация кладбища осуществляется без разработанного и утвержденного проекта, границы и размер земельного участка под кладбище не определены, санитарно-защитная зона не установлена, не установлены урны для сбора мусора, не оборудована площадка для мусоросборников с подъездами к ним, не оборудована автостоянка и общественный туалет. Вельяминовской сельской администрацией действия по устранению допущенных нарушений не принимаются.
Просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика в непринятии мер по организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории кладбища, расположенного вс.ВельяминоваКарчаевского района Брянской области в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством и законодательством о погребении и похоронном деле, обязав в срок до 01.07.2018 года на территории кладбища, расположенного вс.ВельяминоваКарачевского района Брянской области устранить нарушения закона.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Карачевского района Брянской области Корнеева Н.В. поддержала заявленные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Сафронов Р.М. в судебном заседании административный иск признал полностью.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).
Установленные санитарно-эпидемиологические требования распространяются на все кладбища, независимо от времени их образования.
Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2014 года N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Из материалов дела следует, что на территории МО «Вельяминовскоесельское поселение» Карачевского района Брянской области имеется действующее кладбище, используемое для захоронения умерших, расположенное вс.Вельяминова Карачевского района Брянской области.
В ходе прокурорской проверки установлено, что Вельяминовской сельской администрацией Карачевского района Брянской области, допущены нарушения санитарных и экологических требований к обустройству мест захоронения (л.д.3).
В нарушение п. 2.7. СанПиН 2.1.2882-11 проект устройства кладбища, -расположенного вс.ВельяминоваМО «Вельяминовскоесельское поселение» поселение» не разработан.
Установление границ и размера земельного участка кладбища на местности не произведено.
В нарушение п. 2.9 СанПиНа 2.1.2882-1 I территория санитарно-защитной зоны кладбища не спланирована, не благоустроена.
В нарушение п. 6.4, 6.6, 6.7 СанПиНа 2.1.2882-11 на территории кладбища отсутствует общественный туалет (даже выгребного типа), не предусмотрена стоянка автотранспорта, отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона ог 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, К), 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части I настоящей статьи).
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно статье 1 Закона Брянской области N80-3 от 05.12.2014 "О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области" за сельскими поселениями Брянской области закреплены вопросы местного значения - организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно пп. 12 п. 1 ст. 6 Устава Вельяминовского сельского поселения Карачевского района Брянской области к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Таким образом, Мылинская сельская администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и наделяется полномочиями но решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом, а также иными полномочиями в соответствии с Федеральными законами, законами Брянской области, в том числе и содержание мест захоронения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Вельяминовская сельская администрация Карачевского района Брянской области незаконно бездействует в части определения границ и размера земельного участка под кладбищем, установки санитарно-защитной зоны; непринятии мер к получению проекта кладбища, установки урн для сбора мусора, оборудования площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Вельяминовскаясельская администрация МО «Вельяминовскоесельское поселение» Карачевского района Брянской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с Законом Брянской области N80-3 от 05.12.2014 "О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области" и Уставом, МО «Дроновское сельское поселение» наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом, а также иными полномочиями в соответствии с Федеральными законами, законами Брянской области, в том числе и содержание мест захоронения.
При таких обстоятельствах, принятие необходимых мер к устранению указанных нарушений отнесено к Вельяминовской сельской администрации.
Таким образом, Вельяминовскаясельская администрация ненадлежащим образом осуществляет полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории кладбища, расположенного вс.ВельяминоваКарачевского района, меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека не принимаются.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Карачевского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Вельяминовской сельской администрации Карачевского района Брянской области в непринятии мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории кладбища, расположенного вс.Вельяминова Карачевского района Брянской области в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством и законодательством о погребении и похоронном деле.
Обязать Песоченскую сельскую администрацию Карачевского района Брянской области в срок до 01.07.2018 года устранить допущенные нарушения на территории кладбища, расположенного вс.Вельяминова Карачевского района Брянской области:
- определить границы и размер земельного участка под кладбищем;
- установить санитарно-защитную зону;
- разработать и утвердить проект устройства кладбища;
-установить урны для сбора мусора, оборудовать площадки для мусоросборников с подъездами к ним;
- оборудовать автостоянки и общественный туалет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Карачевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: . Ю.А.Ковалев
Решение в окончательной форме принято 10.11.2017 года.