Дело № 2-903/2024
УИД 26RS0002-01-2024-000404-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2024 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Суржа Н.В.,
при секретаре Юлубаевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булгаковой Ольги Александровны к администрации города Ставрополя, Комитету градостроительства администрации города Ставрополя об установлении границ земельного участка,
установил:
Булгакова О.А. обратилась в суд с иском к администрации города Ставрополя, комитету градостроительства администрации города Ставрополя адрес об установлении границ земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, местоположение: <адрес обезличен>, в соответствии со следующими координатами содержащимися в межевом плане от <дата обезличена> выполненном кадастровым инженером ФИО.
В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером <номер обезличен> назначение: нежилое здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м этажность <данные изъяты>, в том числе подземных <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес обезличен>, потребительский кооператив по строительству и эксплуатации гаражей <адрес обезличен> о чем в Едином государственном реестре недвижимости <дата обезличена>. сделана запись регистрации <номер обезличен>.
Данный объект капитального строительства расположен на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером <номер обезличен> площадью <данные изъяты> кв.м. разрешенное использование – гаражи, местоположение: <адрес обезличен>.
В целях уточнения местоположения границ и площади земельного участка для оформления прав на него, истец обратился в комитет градостроительства города Ставрополя с заявлением о согласовании местоположения границ вышеуказанного земельного участка.
Решением от <дата обезличена> комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя ей было отказано в согласовании акта согласования местоположения границ земельного участка в связи с тем, что уточнение площади земельного участка производится на величину более минимальной нормы отвода земельного участка установленного для хранения автотранспорта.
Как следует из сведений ЕГРН площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. При этом, фактическая площадь застройки объекта капитального строительства расположенного на данном земельном участке и возведенного в 1996 году составляет <данные изъяты> кв.м.
Таким образом, внести сведения в ЕГРН относительно площади земельного участка и установить его границы во внесудебном порядке не представляется возможным.
Истец Булгакова О.А., в судебное заседание не явилась, извещена о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем, суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца по доверенности и ордеру адвокат Головченко В.Е. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представители ответчиков администрации города Ставрополя и Комитета градостроительства администрации города Ставрополя в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем, суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Ранее в судебном заседании, представитель комитета градостроительства администрации города Ставрополя Безлепко Д.В. действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, иными способами, предусмотренными законом. Иск об установлении границ земельного участка, является разновидностью негаторного иска, которым устраняются препятствия в пользовании имуществом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество» и пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права и направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по данному иску является смежный землепользователь.
В силу ч.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч.10 ст.22 Закона о регистрации, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч.1 ст.43 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
По смыслу приведенных норм материального права, земельный участок, как объект права, начинает существовать с момента определения местоположения его границ на местности в процессе подготовки межевого плана или при условии существования таких границ на местности пятнадцать и более лет, закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. При этом, земельные участки, должны соответствовать градостроительному планированию, не нарушать права соседних правообладателей земельных участков на извлечение полезных свойств объекта недвижимости и его рационального использования.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». По смыслу части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка. Согласно части 8 статьи 22 Закона №218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 по делу №310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Таким образом, значимым для дела обстоятельством является определение соответствия расположения места фактического нахождения используемых сторонами земельных участков их расположению, указанному в правоустанавливающих документах сторон.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России, изложенным в письме от 08.10.2013 №ОГ-Д23-5470, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу ГКН, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке и иные документы.
Из материалов дела следует, что Булгаковой О.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером <номер обезличен> назначение: нежилое здание, общей площадью <дата обезличена> кв.м этажность <дата обезличена>, в том числе подземных <дата обезличена>, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, потребительский кооператив по строительству и эксплуатации гаражей <адрес обезличен>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости <дата обезличена>. сделана запись регистрации <номер обезличен>.
Данный объект капитального строительства расположен на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером <номер обезличен> разрешенное использование – гаражи, местоположение: <адрес обезличен>.
Из выписки из ЕГРН на указанный земельный участок следует, что границы спорного земельного участка истца не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Судом установлено, что истица с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка для оформления прав него, обратилась в комитет градостроительства <адрес обезличен> с заявлением о согласовании местоположения границ вышеуказанного земельного участка.
Решением от <дата обезличена> комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя ей было отказано в согласовании акта согласования местоположения границ земельного участка в связи с тем, что уточнение площади земельного участка производится на величину более минимальной нормы отвода земельного участка установленного для хранения автотранспорта.
Как следует из сведений ЕГРН площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. При этом, фактическая площадь застройки объекта капитального строительства расположенного на данном земельном участке и возведенного в 1996 году составляет 58 кв.м.
С целью разрешения спора по существу, ввиду необходимости специальных познаний в области землеустройства, судом по ходатайству истца по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ФИО.
Из заключения эксперта <номер обезличен> от <дата обезличена>. следует, что фактическая площадь земельного участка <номер обезличен> рассчитана по установленным координатам характерных точек границы земельного участка в программном комплексе ПКЗО и составляет 58±1,7 кв.м.
По причине отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границы, являющихся исходными данными для исследования, осуществить анализ соответствия сведений ЕГРН о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> его фактическому местоположению не представляется возможным.
Сведения ЕГРН о площади земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> не соответствуют его фактической площади 58±1,7 кв.м. Оценка несоответствия площади участка, сведения о которой внесены в ЕГРН значению фактической площади составляет 34 кв.м, с учетом нормативной величины допустимого расхождения ±1,7 кв.м., несоответствие составляет от 32,3 кв.м до 35,7 кв.м.
Координаты характерных точек земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> указанные в межевом плане от 21.12.2023 выполненного кадастровым инженером ФИО соответствуют фактическому местоположению границы данного земельного участка, с учетом квадратической погрешности определения координат характерных точек (нормативной точности) 0,10 м, установленной Приказом Росреестра от <дата обезличена> № <данные изъяты>.
Изучив заключение эксперта суд находит, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, свои выводы эксперт основывает на представленных в его распоряжение материалах дела, кроме того, его выводы основываются на исходных объективных данных натурного осмотра.
Кроме того, установление границ спорного земельного участка по фактическому пользованию будет соответствовать требованиям земельного законодательства.
Таким образом, учитывая, что в ходе рассмотрения спора, с учетом выводов проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы установлено, что фактическое землепользование истца не противоречит требованиям действующего земельного законодательства, суд приходит к выводу, что истец в настоящее время не имеет возможности осуществить кадастровый учет его земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные решения являются одним из оснований для государственного кадастрового учета.
Вступившее в законную силу решение суда, которое является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН, не может заменить государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик земельного участка.
Государственный кадастровый учет проводится на общих основаниях в соответствии с требованиями ст.ст. 29, 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на основании заявления с приложением всех необходимых для государственного кадастрового учета документов, в том числе подготовленных в результате выполнения кадастровых работ.
Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, указаны в ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» возложена обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета.
При таких обстоятельствах, данное решение суда является основанием для внесения в ЕГРН установленных сведений относительно местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 26:12:030801:413.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Булгаковой Ольги Александровны к Администрации города Ставрополя, Комитету градостроительства администрации города Ставрополя об установлении границ земельного участка по фактическому землепользованию – удовлетворить.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, местоположение: <адрес обезличен>, в соответствии со следующими координатами содержащимися в межевом плане от <дата обезличена> выполненном кадастровым инженером ФИО
Обозначение характерных точек границ |
X |
Y |
Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки(Mt), м |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих сведений о границах данного земельного участка в ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца через Ленинский районный суд города Ставрополя.
Мотивированное решение изготовлено 18.07.2024
Судья Суржа Н.В.