Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2018г. <адрес>
Судья Малгобекского городского суда Республики Ингушетия Цечоева Л.К., при секретаре Алихановой М.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галаевой Х. С.-Саламовны к ФКУ «ГБ МСЭ по РИ» об обязании установления степени утраты профессиональной трудоспособности,
У С Т А Н О В И Л:
Г. Х.С-С. обратилась в суд с исковым заявлением к ФКУ «ГБ МСЭ по РИ» об обязании установления степени утраты профессиональный трудоспособности, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ во время следования на работу из <адрес> в с.<адрес> она попала в дорожно-транспортное происшествие, в результате которого получила различные телесные повреждения. В этой связи 07.11.2011г. ей впервые была установлена инвалидность второй группы. 22.04.2016г. работодателем был составлен акт о расследовании несчастного случая, которым произошедший с Г. Х.С-С. был квалифицирован, как не связанный с производством. Решением Малгобекского городского суда от 11.08.2016г. вышеуказанный акт признан незаконным, суд обязал администрацию Джейрахского муниципального района квалифицировать несчастный случай как связанный с производством и составить соответствующий акт о несчастном случае на производстве. 29.12.2016г. при повторном освидетельствовании Г. Х.С-С. причина инвалидности с категории «общее заболевание» была изменена на «трудовое увечье». Таким образом, в связи с несчастным случаем на производстве, произошедшим ДД.ММ.ГГГГг., ей была установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 80% с 25.01.2017г., то есть со дня освидетельствования. В досудебном порядке Г. Х.С-С. обращалась к ответчику с заявлением об исправлении указанной даты на 07.11.2011г., однако ей было отказано. Считает данный отказ незаконным.
В судебном заседании истец Г. Х.С-С. и ее представитель Точиев Б.Б., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГг., поддержали требования иска, и просили направить Г. Х.С-С. на освидетельствование на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 80%, в связи с несчастным случаем на производстве.
Представитель ответчика Аушев С.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГг., требования истца не признал, представив суду письменные возражения на исковое заявление.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Письмом от 15.12.2017г. № ФКУ «ГБ МСЭ по РИ» Минтруда Р. Г. Х.С-С. отказано в изменении даты причины инвалидности с категории «общее заболевание» на «трудовое увечье», сославшись на Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. №, которыми причина инвалидности изменяется со дня представления документов, подтверждающих факт трудового увечья, без дополнительного освидетельствования.
Согласно Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, чьи права и свободы являются высшей ценностью, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, каждому гарантируется социальное обеспечение в установленных законом случаях и судебная защита его прав и свобод (статьи 2, 7 и 18; статья 37, часть 1; статья 39, часть 1; статья 46, часть 1).
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных, возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору (контракту), путем предоставления в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию (пункт 1 статьи 1), к числу которых относятся ежемесячные страховые выплаты, определяемые как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности (пункт 1 статьи 12), и производимые в течение всего периода ее стойкой утраты (пункт 3 статьи 10).
Согласно положениям п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
Согласно п. 3 ст. 15 данного Федерального закона ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности.
Требования же о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются (согласно п. 3 ст. 15 приведенного выше Федерального закона) за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховой случай определяется как подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", днем наступления страхового случая при повреждении здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (хронического или острого) является день, с которого установлен факт временной или стойкой утраты застрахованным профессиональной трудоспособности.
Согласно Правилам установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 789 (далее по тексту - Правила), право на установление степени утраты профессиональной трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве предоставлено учреждениям государственной службы медико-социальной экспертизы.
Исходя из содержания вышеприведенных норм права, следует, что, освидетельствование является вспомогательной процедурой, направленной на реализацию механизма социального страхования, в ходе которой определяются юридически значимые элементы страхового случая, необходимые для определения момента начала осуществления страховых выплат и определения их размера.
Согласно п.2 Правил степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N КАС 03-132 вышеуказанный пункт Правил в части, ограничивающей возможность установления степени утраты профессиональной трудоспособности за период, предшествующий дню освидетельствования, признан недействующим и не подлежащим применению.
Принимая вышеуказанное решение, Верховный суд Российской Федерации обратил внимание, что указание в п. 2 Правил на то, что степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования... препятствует реализации потерпевшим (впервые обратившимся за освидетельствованием спустя определенное время после наступления страхового случая), предусмотренного пунктом 3 ст. 15 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" права на получение обеспечения по страхованию за прошлое время (в пределах трех лет) при предъявлении таких требований по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат (т.е. со дня наступления страхового случая), при том, что согласно этой же статье Закона страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной работоспособности.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГг. установлено, что 12.09.2010г. с Г. Х. С-С. произошел несчастный случай на производстве, в связи с чем, ей установлена инвалидность.
Дата вынесения решения суда и составления акта о несчастном случае на производстве, которыми в силу ст. 268 ГПК РФ установлен юридический факт, на момент возникновения права на получение страховых выплат, а также на саму возможность проведения освидетельствования, не влияет, поскольку правовые последствия влечет не само по себе решение суда (дата его вынесения), а удостоверяемый судом юридический факт.
Суд в данном случае не создает новый юридический факт, а констатирует наличие в соответствующей системе правоотношений уже существующего юридического факта с заданными параметрами места и времени.
Право на получение обеспечения по страхованию связывается законом не с датой вынесения судебного решения или датой утверждения акта о несчастном случае, а с днем наступления страхового случая, документальное оформление которого по времени в силу причин, не зависящих от воли застрахованного лица, практически всегда не соответствует дате наступления страхового случая.
Пункт 7 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусматривая возможность проведения освидетельствования при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве, к которым относится также решение суда, запрета на проведение освидетельствования за прошлое время не содержит.
В распоряжении ответчика имелось решение суда, которым был установлен и надлежащим образом подтвержден факт несчастного случая на производстве, произошедший с Г. Х.С-С. и повлекший установление ей второй группы инвалидности, что являлось достаточным основанием для проведения указанного освидетельствования.
Учитывая, что Г. Х. С-С. обратилась в ФКУ «ГБ МСЭ по РИ» Минтруда Р. за изменением даты причины инвалидности с категории «общее заболевание» на «трудовое увечье» только в декабре 2017г., суд находит необходимым обязать ФКУ «ГБ МСЭ по РИ» Минтруда Р. провести освидетельствование истца на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности за период с 25.01.2014г. по 25.01.2017г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Галаевой Х. С.-Саламовны к ФКУ «ГБ МСЭ по РИ» Минтруда Р. об обязании установления степени утраты профессиональной трудоспособности удовлетворить частично.
Обязать ФКУ «ГБ МСЭ по РИ» Минтруда Р. провести освидетельствование Галаевой Х. С.-Саламовны на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности за период с 25.01.2014г. по 25.01.2017г. в связи с несчастным случаем на производстве, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Ингушетия в течение месяца.
Председательствующая: подпись
Копия верна:
Судья Л.К.Цечоева.