Решение по делу № 21-27/2024 (21-552/2023;) от 13.12.2023

Дело № 21-27/2024 (21-552/2023)

Судья: Мурадова С.Л.

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

16 января 2024 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу председателя административной комиссии Ленинского района администрации г. Чебоксары Петрухина А.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении филиала ПАО «Т Плюс»,

установил:

постановлением административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары № 2-23844 от 10 октября 2023 года филиал Марий Эл и Чувашии ПАО «Т Плюс» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения (л.д.17).

Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 ноября 2023 года постановление административного органа отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, председатель административной комиссии Ленинского района администрации г. Чебоксары Петрухин А.В. просит отменить решение судьи районного суда. В обоснование жалобы указывает, что реквизиты юридического лица, указанные в протоколе и постановлении указание в постановлении (ИНН, ОГРН, КПП) позволяют установить, что к административной ответственности привлечено юридическое лицо ПАО «Т Плюс», а не филиал; указание слова «филиал» является несущественным недостатком постановления.

В судебное заседание председатель административной комиссии Ленинского района администрации г. Чебоксары Петрухин А.В., законный представитель ПАО «Т Плюс», защитники Елисеев М.Н., Федулов М.А., Михайлова Н.А., Рафикова Ю.Г., Афанасьева Н.В., Евтух М.А., Шумилов А.Н., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.

Защитник Общества Отыков А.В. просил оставить решение без изменения, дополнительно указал, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении не указаны нормы материального права, которые нарушены филиалом, указано о нарушении статьи 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике»; контрольное мероприятие в отношении Общества на предмет соблюдения Правил благоустройства не проводилось, предписание не выдавалось, дело возбуждено без соблюдения требований части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитника Общества Отыкова А.В., прихожу к следующим выводам.

Статьей 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике предусмотрена административная ответственность за ненадлежащее содержание строительных площадок и мест, на которых производятся земляные работы, прокладка и переустройство инженерных сетей и коммуникаций, выраженное в отсутствии необходимых заграждений, освещения, указателей, мест для размещения отходов, необеспечение безопасности движения пешеходов и транспорта на объектах строительства, в отношении проектной документации которых не проводится государственная (негосударственная) экспертиза и которые не подпадают под действие норм об обязательном государственном строительном надзоре в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2.1 Регламента по проектированию и внешнему виду ограждений, размещаемых на территории города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 19 сентября 2018 года № 1759, ограждения, размещаемые на территории города Чебоксары, должны соответствовать требованиям Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28 ноября 2017 года № 1006, и положениям настоящего регламента.

Как следует из материалов дела, должностным лицом органа местного самоуправления в отношении филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», согласно которому 27 сентября 2023 года в 12 часов 39 мин. по адресу: г. Чебоксары, ул. Гагарина, д. 22 филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» не выполнил обязанности по содержанию строительных площадок и мест, на которых производятся земляные работы, имеющиеся ограждения не обеспечивали безопасность пешеходам и транспорту на объектах строительства (л.д.20).

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» к административной ответственности, предусмотренной статьей 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».

Отменяя постановление административного органа и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не имеет статуса юридического лица и не является самостоятельным субъектом административной ответственности за правонарушение, совершенное в процессе своей деятельности, которую несет создавшее его юридическое лицо.

Установив, что при производстве по делу об административном правонарушении административным органом допущено нарушение порядка привлечения к административной ответственности, судья районного суда отменил постановление административного органа и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Оснований для отмены решения не имеется.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

В силу пункта 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, по смыслу статей 2.1, 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные и юридические лица. Филиал юридического лица субъектом административной ответственности не является.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» не является юридическим лицом, является филиалом ПАО «Т Плюс».

Доводы жалобы о том, что указание в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности ИНН, КПП и ОГРН юридического лица – ПАО «Т Плюс», свидетельствует о том, что к административной ответственности по настоящему делу привлечено именно юридическое лицо – ПАО «Т Плюс», основано на субъективном толковании норм действующего законодательства и не влечет отмену состоявшегося по делу судебного решения.

Из буквального содержания постановления о привлечении к административной ответственности следует, что по настоящему делу к административной ответственности по статье 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» привлечен именно филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс».

Указание в данном процессуальном документе слова «филиал» в качестве описки либо несущественным недостатком расценено быть не может, поскольку материалами дела достоверно подтверждается, что настоящее административное дело возбуждено в отношении филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс».

В жалобе заявитель также приводит довод о том, что выводы суда об организации проверки в рамках муниципального контроля и отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не соответствуют нормам действующего административного законодательства, на территории г. Чебоксары функции муниципального контроля осуществляет Управление муниципального контроля администрации г. Чебоксары; административная комиссия не осуществляет функции муниципального контроля.

Из содержания решения от 30 ноября 2023 года следует, что судья районного суда принял во внимание и тот факт, что у административной комиссии Ленинского района г. Чебоксары отсутствовали правовые основания для возбуждения административного производства на основании запрета, установленного постановлением Правительства от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» муниципальный орган не вправе был проводить муниципальный контроль в целях установления рассматриваемых нарушений, а его проведение до возбуждения дела об административном правонарушении является обязательным в силу прямого указания части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у администрации Ленинского района г. Чебоксары отсутствовали основания для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Т Плюс».

Указанное обстоятельство было констатировано судьей районного суда, но не положено в основу принятого решения о прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава правонарушения, поскольку согласно тексту решения выше указания на это обстоятельство судья районного суда пришел к выводу, что филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» не является субъектом административного правонарушения, поскольку не имеет статуса юридического лица и не является самостоятельным субъектом административной ответственности за правонарушение, совершенное в процессе своей деятельности, которую несет создавшее его юридическое лицо.

В тоже время данный вывод сделан без должной проверки всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и надлежащей их оценки.

Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в числе иных: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 этой статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 данной статьи (часть 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 3.1 указанного Кодекса дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 этой статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 данной статьи и статьей 28.6 названного Кодекса.

При составлении протокола об административном правонарушении защитник Общества Отыков А.В. указывал на нарушение части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ, однако административной комиссией доводы должным образом не проверены, оценка названным обстоятельствам в постановлении от 10 октября 2023 года не дана.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется федеральными законами от 31 июля 2020г. № 248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 1.3.1, пункта 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ, Закона Чувашской Республики от 30 мая 2003 года № 17 «Об административных комиссиях» административные комиссии являются коллегиальными органами, создаваемыми для рассмотрения дел об административных правонарушениях, и на них по общему правилу не возложены функции государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Между тем, из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» составлен должностным лицом органа местного самоуправления – начальником отдела жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского района г. Чебоксары.

Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 17.1. Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования, могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями (статья 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории города Чебоксары, утвержденное решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 23 декабря 2021 года № 587 устанавливает порядок организации и осуществления за соблюдением правил благоустройства посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (п. 1.1).

Согласно пункту 1.2 Положения предметом муниципального контроля в сфере благоустройства на территории города Чебоксары (далее - муниципальный контроль) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28 ноября 2017 года № 1006, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах, соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации, и исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий (в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 16.08.2022 г. № 878).

Согласно п. 1.3. объектами муниципального контроля являются:

1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в сфере благоустройства, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

2) указанные в Правилах благоустройства здания, помещения, сооружения, территории, иные объекты и элементы благоустройства территории города Чебоксары, к которым предъявляются требования Правил благоустройства.

Согласно п. 1.4 Положения муниципальный контроль осуществляется администрацией города Чебоксары. Уполномоченными органами на осуществление муниципального контроля, являются следующие территориальные, отраслевые органы администрации города Чебоксары и структурные подразделения администрации города Чебоксары (далее - контрольный орган):

Администрации Калининского, Ленинского и Московского районов города Чебоксары, Заволжское территориальное управление администрации города Чебоксары по принадлежности территории в пределах установленных полномочий (п. 1.4.1),

Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары, в отношении вопросов содержания:

улично-дорожной сети города Чебоксары;

инженерных сооружений и коммуникаций;

территорий общего пользования;

объектов транспортной инфраструктуры (п. 1.4.2 Положения в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 16.08.2022 г. № 878).

Согласно п. 1.6 Положения контрольные мероприятия в сфере благоустройства территории города Чебоксары вправе осуществлять следующие должностные лица: 1) руководитель (заместители руководителя) контрольного органа; 2) должностное лицо контрольного органа, в должностные обязанности которого в соответствии с должностной инструкцией входит проведение профилактических и (или) контрольных мероприятий в сфере благоустройства территории города Чебоксары.

В силу п. 1.7 Положения инспекторы контрольного органа для проведения конкретного профилактического или контрольного мероприятия, определяются решением руководителя (заместителя руководителя) контрольного органа о проведении такого мероприятия. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 56 Федерального закона № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование.

В протоколе об административном правонарушении указано, что правонарушение выявлено при обследовании территории, при этом не указано, что явилось поводом для обследования и возбуждению настоящего дела об административном правонарушении.

Указанные обстоятельства при рассмотрении дела административной комиссией не выяснялись. Из представленных материалов невозможно сделать вывод проводилось ли обследование в рамках муниципального контроля, выносилось ли соответствующее решение руководителя (заместителя руководителя) контрольного органа о проведении такого мероприятия, определялось ли лицо для его проведения. При рассмотрении дела должностное лицо, составившее протокол, по обстоятельствам составления протокола об административном правонарушении, не опрашивалось.

С учетом изложенного, следует признать, что административной комиссией надлежащим образом не выяснялся вопрос правомерности возбуждения настоящего дела.

Также следует отметить, что диспозиция статьи 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» является отсылочной (бланкетной) к иным правовым нормам, в частности, к Регламенту по проектированию и внешнему виду ограждений, размещаемых на территории города Чебоксары и Правилам благоустройства территории города Чебоксары. Между тем в постановлении от 10 октября 2023 года не приведено, какие нормы муниципального законодательства нарушены, равно как и не имеется ссылки на Регламент.

Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.

Исходя из смысла и содержания данной нормы лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.

Однако, вопреки требованиям указанных норм, в протоколе полностью не отражено событие вмененного административного правонарушения, не указано, какие нормы муниципального законодательства нарушены Обществом.

При рассмотрении дела указанное нарушение административной комиссией проигнорировано, событие вмененного административного правонарушения описано также как протоколе об административном правонарушении, что свидетельствует о том, что в ходе производства по данному делу об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены.

Кроме того, в постановлении указано о наличии обстоятельства, отягчающего административную ответственность - повторное совершение филиалом однородного административного правонарушения, что материалами дела не подтверждается.

Доводы поданной в верховный суд республики жалобы не содержат правовых аргументов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. В настоящее время, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек.

С учетом того, что решением судьи районного суда от 30 ноября 2023 года постановление административного органа отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а срок давности привлечения названного лица к административной ответственности на момент рассмотрения настоящей жалобы истек, то возможность возобновления производства по данному делу утрачена. Иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении было прекращено, что недопустимо.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении филиала ПАО «Т Плюс» оставить без изменения, жалобу председателя административной комиссии Ленинского района администрации г. Чебоксары Петрухина А.В. без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

Дело № 21-27/2024 (21-552/2023)

Судья: Мурадова С.Л.

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

16 января 2024 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу председателя административной комиссии Ленинского района администрации г. Чебоксары Петрухина А.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении филиала ПАО «Т Плюс»,

установил:

постановлением административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары № 2-23844 от 10 октября 2023 года филиал Марий Эл и Чувашии ПАО «Т Плюс» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения (л.д.17).

Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 ноября 2023 года постановление административного органа отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, председатель административной комиссии Ленинского района администрации г. Чебоксары Петрухин А.В. просит отменить решение судьи районного суда. В обоснование жалобы указывает, что реквизиты юридического лица, указанные в протоколе и постановлении указание в постановлении (ИНН, ОГРН, КПП) позволяют установить, что к административной ответственности привлечено юридическое лицо ПАО «Т Плюс», а не филиал; указание слова «филиал» является несущественным недостатком постановления.

В судебное заседание председатель административной комиссии Ленинского района администрации г. Чебоксары Петрухин А.В., законный представитель ПАО «Т Плюс», защитники Елисеев М.Н., Федулов М.А., Михайлова Н.А., Рафикова Ю.Г., Афанасьева Н.В., Евтух М.А., Шумилов А.Н., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.

Защитник Общества Отыков А.В. просил оставить решение без изменения, дополнительно указал, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении не указаны нормы материального права, которые нарушены филиалом, указано о нарушении статьи 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике»; контрольное мероприятие в отношении Общества на предмет соблюдения Правил благоустройства не проводилось, предписание не выдавалось, дело возбуждено без соблюдения требований части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитника Общества Отыкова А.В., прихожу к следующим выводам.

Статьей 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике предусмотрена административная ответственность за ненадлежащее содержание строительных площадок и мест, на которых производятся земляные работы, прокладка и переустройство инженерных сетей и коммуникаций, выраженное в отсутствии необходимых заграждений, освещения, указателей, мест для размещения отходов, необеспечение безопасности движения пешеходов и транспорта на объектах строительства, в отношении проектной документации которых не проводится государственная (негосударственная) экспертиза и которые не подпадают под действие норм об обязательном государственном строительном надзоре в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2.1 Регламента по проектированию и внешнему виду ограждений, размещаемых на территории города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 19 сентября 2018 года № 1759, ограждения, размещаемые на территории города Чебоксары, должны соответствовать требованиям Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28 ноября 2017 года № 1006, и положениям настоящего регламента.

Как следует из материалов дела, должностным лицом органа местного самоуправления в отношении филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», согласно которому 27 сентября 2023 года в 12 часов 39 мин. по адресу: г. Чебоксары, ул. Гагарина, д. 22 филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» не выполнил обязанности по содержанию строительных площадок и мест, на которых производятся земляные работы, имеющиеся ограждения не обеспечивали безопасность пешеходам и транспорту на объектах строительства (л.д.20).

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» к административной ответственности, предусмотренной статьей 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».

Отменяя постановление административного органа и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не имеет статуса юридического лица и не является самостоятельным субъектом административной ответственности за правонарушение, совершенное в процессе своей деятельности, которую несет создавшее его юридическое лицо.

Установив, что при производстве по делу об административном правонарушении административным органом допущено нарушение порядка привлечения к административной ответственности, судья районного суда отменил постановление административного органа и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Оснований для отмены решения не имеется.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

В силу пункта 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, по смыслу статей 2.1, 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные и юридические лица. Филиал юридического лица субъектом административной ответственности не является.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» не является юридическим лицом, является филиалом ПАО «Т Плюс».

Доводы жалобы о том, что указание в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности ИНН, КПП и ОГРН юридического лица – ПАО «Т Плюс», свидетельствует о том, что к административной ответственности по настоящему делу привлечено именно юридическое лицо – ПАО «Т Плюс», основано на субъективном толковании норм действующего законодательства и не влечет отмену состоявшегося по делу судебного решения.

Из буквального содержания постановления о привлечении к административной ответственности следует, что по настоящему делу к административной ответственности по статье 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» привлечен именно филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс».

Указание в данном процессуальном документе слова «филиал» в качестве описки либо несущественным недостатком расценено быть не может, поскольку материалами дела достоверно подтверждается, что настоящее административное дело возбуждено в отношении филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс».

В жалобе заявитель также приводит довод о том, что выводы суда об организации проверки в рамках муниципального контроля и отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении не соответствуют нормам действующего административного законодательства, на территории г. Чебоксары функции муниципального контроля осуществляет Управление муниципального контроля администрации г. Чебоксары; административная комиссия не осуществляет функции муниципального контроля.

Из содержания решения от 30 ноября 2023 года следует, что судья районного суда принял во внимание и тот факт, что у административной комиссии Ленинского района г. Чебоксары отсутствовали правовые основания для возбуждения административного производства на основании запрета, установленного постановлением Правительства от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» муниципальный орган не вправе был проводить муниципальный контроль в целях установления рассматриваемых нарушений, а его проведение до возбуждения дела об административном правонарушении является обязательным в силу прямого указания части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у администрации Ленинского района г. Чебоксары отсутствовали основания для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ПАО «Т Плюс».

Указанное обстоятельство было констатировано судьей районного суда, но не положено в основу принятого решения о прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава правонарушения, поскольку согласно тексту решения выше указания на это обстоятельство судья районного суда пришел к выводу, что филиал «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» не является субъектом административного правонарушения, поскольку не имеет статуса юридического лица и не является самостоятельным субъектом административной ответственности за правонарушение, совершенное в процессе своей деятельности, которую несет создавшее его юридическое лицо.

В тоже время данный вывод сделан без должной проверки всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и надлежащей их оценки.

Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в числе иных: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 этой статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 данной статьи (часть 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 3.1 указанного Кодекса дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 этой статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 данной статьи и статьей 28.6 названного Кодекса.

При составлении протокола об административном правонарушении защитник Общества Отыков А.В. указывал на нарушение части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ, однако административной комиссией доводы должным образом не проверены, оценка названным обстоятельствам в постановлении от 10 октября 2023 года не дана.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется федеральными законами от 31 июля 2020г. № 248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 1.3.1, пункта 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ, Закона Чувашской Республики от 30 мая 2003 года № 17 «Об административных комиссиях» административные комиссии являются коллегиальными органами, создаваемыми для рассмотрения дел об административных правонарушениях, и на них по общему правилу не возложены функции государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Между тем, из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» составлен должностным лицом органа местного самоуправления – начальником отдела жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского района г. Чебоксары.

Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 17.1. Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования, могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями (статья 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории города Чебоксары, утвержденное решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 23 декабря 2021 года № 587 устанавливает порядок организации и осуществления за соблюдением правил благоустройства посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (п. 1.1).

Согласно пункту 1.2 Положения предметом муниципального контроля в сфере благоустройства на территории города Чебоксары (далее - муниципальный контроль) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28 ноября 2017 года № 1006, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах, соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации, и исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий (в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 16.08.2022 г. № 878).

Согласно п. 1.3. объектами муниципального контроля являются:

1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в сфере благоустройства, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

2) указанные в Правилах благоустройства здания, помещения, сооружения, территории, иные объекты и элементы благоустройства территории города Чебоксары, к которым предъявляются требования Правил благоустройства.

Согласно п. 1.4 Положения муниципальный контроль осуществляется администрацией города Чебоксары. Уполномоченными органами на осуществление муниципального контроля, являются следующие территориальные, отраслевые органы администрации города Чебоксары и структурные подразделения администрации города Чебоксары (далее - контрольный орган):

Администрации Калининского, Ленинского и Московского районов города Чебоксары, Заволжское территориальное управление администрации города Чебоксары по принадлежности территории в пределах установленных полномочий (п. 1.4.1),

Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары, в отношении вопросов содержания:

улично-дорожной сети города Чебоксары;

инженерных сооружений и коммуникаций;

территорий общего пользования;

объектов транспортной инфраструктуры (п. 1.4.2 Положения в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 16.08.2022 г. № 878).

Согласно п. 1.6 Положения контрольные мероприятия в сфере благоустройства территории города Чебоксары вправе осуществлять следующие должностные лица: 1) руководитель (заместители руководителя) контрольного органа; 2) должностное лицо контрольного органа, в должностные обязанности которого в соответствии с должностной инструкцией входит проведение профилактических и (или) контрольных мероприятий в сфере благоустройства территории города Чебоксары.

В силу п. 1.7 Положения инспекторы контрольного органа для проведения конкретного профилактического или контрольного мероприятия, определяются решением руководителя (заместителя руководителя) контрольного органа о проведении такого мероприятия. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 56 Федерального закона № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование.

В протоколе об административном правонарушении указано, что правонарушение выявлено при обследовании территории, при этом не указано, что явилось поводом для обследования и возбуждению настоящего дела об административном правонарушении.

Указанные обстоятельства при рассмотрении дела административной комиссией не выяснялись. Из представленных материалов невозможно сделать вывод проводилось ли обследование в рамках муниципального контроля, выносилось ли соответствующее решение руководителя (заместителя руководителя) контрольного органа о проведении такого мероприятия, определялось ли лицо для его проведения. При рассмотрении дела должностное лицо, составившее протокол, по обстоятельствам составления протокола об административном правонарушении, не опрашивалось.

С учетом изложенного, следует признать, что административной комиссией надлежащим образом не выяснялся вопрос правомерности возбуждения настоящего дела.

Также следует отметить, что диспозиция статьи 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» является отсылочной (бланкетной) к иным правовым нормам, в частности, к Регламенту по проектированию и внешнему виду ограждений, размещаемых на территории города Чебоксары и Правилам благоустройства территории города Чебоксары. Между тем в постановлении от 10 октября 2023 года не приведено, какие нормы муниципального законодательства нарушены, равно как и не имеется ссылки на Регламент.

Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.

Исходя из смысла и содержания данной нормы лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.

Однако, вопреки требованиям указанных норм, в протоколе полностью не отражено событие вмененного административного правонарушения, не указано, какие нормы муниципального законодательства нарушены Обществом.

При рассмотрении дела указанное нарушение административной комиссией проигнорировано, событие вмененного административного правонарушения описано также как протоколе об административном правонарушении, что свидетельствует о том, что в ходе производства по данному делу об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены.

Кроме того, в постановлении указано о наличии обстоятельства, отягчающего административную ответственность - повторное совершение филиалом однородного административного правонарушения, что материалами дела не подтверждается.

Доводы поданной в верховный суд республики жалобы не содержат правовых аргументов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. В настоящее время, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек.

С учетом того, что решением судьи районного суда от 30 ноября 2023 года постановление административного органа отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а срок давности привлечения названного лица к административной ответственности на момент рассмотрения настоящей жалобы истек, то возможность возобновления производства по данному делу утрачена. Иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении было прекращено, что недопустимо.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.4 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении филиала ПАО «Т Плюс» оставить без изменения, жалобу председателя административной комиссии Ленинского района администрации г. Чебоксары Петрухина А.В. без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

21-27/2024 (21-552/2023;)

Категория:
Административные
Ответчики
ПАО "Т Плюс"
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Максимова И.А.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
13.12.2023Материалы переданы в производство судье
16.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2024Дело оформлено
31.01.2024Дело передано в экспедицию
16.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее