Решение по делу № 2-1039/2023 от 03.07.2023

Дело

УИД - 05RS0-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

<адрес> 02 августа 2023 года

Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хадисовой С.И., при секретаре судебного заседания ФИО1, с участием помощника Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО2, представителя администрации МО ГО «<адрес>» ФИО3, действующего по доверенности от 09.01.2023г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании устранить выявленные нарушения в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на принадлежащих железнодорожных путях необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, и привести данные железнодорожные пути в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Махачкалинский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании устранить выявленные нарушения в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на принадлежащих железнодорожных путях необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, и привести данные железнодорожные пути в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

-путь нетиповые болты в стыках, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-путь нетиповые болты в стыках, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-путь загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-путь загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-стрелочный перевод по прямому направлению расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса 1470 мм, нарушены требования п. 53 главы 5 Правил ;

-стрелочный перевод нетиповые флюгарочные брусья, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-стрелочный перевод отсутствует стрелочный указатель, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-стрелочный перевод загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

стрелочный перевод за корнем левого остряка стыковой зазор 37 мм, нарушены требования п. 68 главы 5 Правил ;

-стрелочный перевод нетиповые флюгарочные брусья, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-стрелочный перевод отсутствует стрелочный указатель, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-стрелочный перевод загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правила , и приостановлении, вслучае не устранения указанных нарушений в установленный срок, эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и , принадлежащих администрации городского округа «<адрес>», примыкающих к станции Хасавюрт, в том числе деятельность по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов и движения маневровых составов по железнодорожному пути необщего пользования, до полного устранения выявленных проверкой нарушений требований законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В обосновании исковых требований ссылается на то, что Махачкалинской транспортной прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере исполнения требований законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта при эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, собственником которых является администрация городского округа «<адрес>», в ходе которых установлено, что требования законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях необщего пользования, должностными лицами администрации городского округа «<адрес>» должным образом не соблюдаются.

ДД.ММ.ГГГГ Махачкалинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с исковым заявлением о признании недвижимого имущества - железнодорожных путей необщего пользования и , длиною 565 метров с кадастровым номером 05:41:000000:10560 расположенных по адресу: РД, <адрес>, станция Хасавюрт, бесхозяйным, с возложением на администрацию городского округа «<адрес>» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет объекта недвижимости - железнодорожных путей необщего пользования и в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Решением Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 13.08.2021г. исковые требования Махачкалинского транспортного прокурора удовлетворены.

Принадлежность администрации городского округа «<адрес>» железнодорожных путей необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, расположенных по адресу: РД, <адрес>, станция Хасавюрт, подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.

Через данные железнодорожные пути осуществляется подача и уборка вагонов на железнодорожные пути, принадлежащие ООО «Юг-Сервисгаз» и ООО «Прометей», на которых осуществляется погрузочно - разгрузочные работы с опасными грузами.

Проведенной совместно с заместителем начальника отдела государственного железнодорожного надзора МТУ Ространснадзора по СКФО ДД.ММ.ГГГГ проверкой выявлены нарушения требований Правил , угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов. Нарушения требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта создают угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, работников железнодорожного транспорта, а также жителей населенного пункта, расположенного в непосредственной близости от железнодорожных путей сообщения. Круг указанных лиц нельзя индивидуализировать, поэтому иск прокурора направлен на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал и просил суд удовлетворить их по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признал и пояснил, что согласно выписке из ЕГРН и материалам гражданского дела, железнодорожные пути необщего пользования и имеют статус бесхозяйного объекта недвижимости и не принадлежат кому-либо на праве собственности или на ином вещном праве. Соответственно в силу вышеуказанной нормы права, в случае если объект недвижимости имеет статус бесхозяйного объекта, значит, вотношении него отсутствует зарегистрированное право собственности. Для наличия права собственности или иного вещного права на объект недвижимости и получения статуса собственника или владельца этого имущества необходимо, чтобы была внесена запись о праве собственности или ином вещном праве на это недвижимое имущество в ЕГРН.

В данном случае железнодорожные пути необщего пользования и на праве собственности или ином вещном праве Администрации МО ГО «<адрес>» непринадлежат, тем самым, муниципальной собственностью не являются.

Кроме того, немаловажным юридически значимым обстоятельством по данному делу является факт того, что сама проверка надзорным органом проведена в нарушение требований закона.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.

Однако, материалы дела не содержат доказательств того, что решение опроведении проверки направлялось в Администрацию МО ГО «<адрес>» не позднее дняначала проверки.

Согласно части 3 ст. 55 ГПК РФ – доказательства, полученные снарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Соответственно, все материалы прокурорской проверки, представленные вместе с иском в силу ст. 55 ГПК РФ не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Суд, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы настоящего дела, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, считает, что исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на территории МО ГО «<адрес>» находится недвижимого имущество - железнодорожные пути необщего пользования и , длиною 565 метров с кадастровым номером 05:41:000000:10560, расположенные по адресу: РД, <адрес>, станция Хасавюрт.

ДД.ММ.ГГГГ Махачкалинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с исковым заявлением о признании недвижимого имущества - железнодорожных путей необщего пользования и , длиною 565 метров с кадастровым номером 05:41:000000:10560 расположенных по адресу: РД, <адрес>, станция Хасавюрт, бесхозяйным, с возложением на администрацию городского округа «<адрес>» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет объекта недвижимости - железнодорожных путей необщего пользования и в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Решением Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Махачкалинского транспортного прокурора удовлетворены.

Из выписки из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости следует, что Администрация городского округа «<адрес>» осуществила государственную регистрацию железнодорожных путей необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, расположенных по адресу: РД, <адрес>, станция Хасавюрт, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Согласно статье 225 ГК РФ – бесхозяйной является вещь, которая неимеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Соответственно в силу вышеуказанной нормы права, в случае если объект недвижимости имеет статус бесхозяйного объекта, значит, вотношении него отсутствует зарегистрированное право собственности.

В соответствии со статьей 215 ГК РФ – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являетсямуниципальной собственностью.

Частью 2 статьи 8.1 ГК РФ установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установленозаконом.

Исходя из положений статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежатгосударственной регистрациив едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Из приведенного следует, что для наличия права собственности или иного вещного права на объект недвижимости и получения статуса собственника или владельца этого имущества, необходимо, чтобы была внесена запись о праве собственности или ином вещном праве на это недвижимое имущество в ЕГРН.

В данном случае железнодорожные пути необщего пользования и на праве собственности или ином вещном праве ответчику непринадлежат, а равно муниципальной собственностью не являются.

Вместе с тем, статьями 16 и 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что обязанности по обеспечению безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта возложены на владельцев инфраструктур (железнодорожных путей необщего пользования).

Понятие владелец инфраструктуры дается в статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», где отмечено, что это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.

Таким образом, Администрация МО ГО «<адрес>» в силу вышеуказанных положений закона не является владельцем инфраструктуры (железнодорожных путей необщего пользования и ), то есть на праве собственности или ином праве не владеет данным недвижимым имуществом, в связи с чем, на нее немогут быть возложены обязанности по обеспечению безопасности иэксплуатации железнодорожного транспорта.

В силу пункта 3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Данная норма права является диспозитивной и предполагает право органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту бесхозяйную недвижимую вещь по его волеизъявлению.

В силу части первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, при этом на основании статьи 39 данного кодекса это лицо истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.

По смыслу указанных правовых норм обращение за защитой прав, свобод и законных интересов является исключительно правом заинтересованного лица, которое реализуется им по своему усмотрению.

Таким образом, обращение в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества допускается в силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации только путем подачи в суд соответствующего иска.

Федеральные законы от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обязанности органа местного самоуправления на признание в судебном порядке права муниципальной собственности на бесхозяйные железнодорожные сооружения и обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта не устанавливают.

По настоящему гражданскому делу отсутствуют сведения о реализации Администрацией МО ГО «<адрес>» своего права по обращению в суд с требованием опризнании права муниципальной собственности на железнодорожные пути необщего пользования и .

Также, в силу статьи 210 ГК РФ – бремя содержания имущества, возлагается на собственника этого имущества, если иное непредусмотренозакономили договором.

Поэтому отсутствие собственника сооружения и эксплуатирующей организации влечет невозможность исполнения предусмотренных Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» обязанностей, в том числе по обеспечению безопасности движения железнодорожного транспорта при эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования

При изложенных обстоятельствах доводы Махачкалинского транспортного прокурора о том, что выявленные в ходе проведения надзорных мероприятий нарушения в сфере исполнения требований законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта при эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, собственником которых является администрация городского округа «<адрес>», возникли в результате бездействия со стороны руководства и ответственных должностных лиц, не обеспечивших надлежащий контроль за состоянием данного объекта, выполнением неотложных, первоочередных и плановых работ по его текущему содержанию, что не обеспечивает безопасное и бесперебойное движение железнодорожного транспорта по нему с установленными скоростями, то есть требования законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях необщего пользования, являются необоснованными.

Таким образом, железнодорожные пути необщего пользования и , примыкающие к станции Хасавюрт, до настоящего времени являются бесхозяйной вещью, право собственности в установленном порядке за муниципальным образованием не зарегистрировано, поэтому суд в удовлетворении требований Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании устранить выявленные нарушения в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на принадлежащих железнодорожных путях необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, и привести данные железнодорожные пути в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, отказывает.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ, ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц об обязании администрации городского округа «<адрес>» в течение 2-х месяцев со дня вступлениям в законную силу решения суда, устранить выявленные нарушения в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на принадлежащих железнодорожных путях необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, расположенных по адресу: <адрес>, станция Хасавюрт, и привести данные железнодорожные пути в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

-путь нетиповые болты в стыках, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-путь нетиповые болты в стыках, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-путь загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-путь загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-стрелочный перевод по прямому направлению расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса 1470 мм, нарушены требования п. 53 главы 5 Правил ;

-стрелочный перевод нетиповые флюгарочные брусья, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-стрелочный перевод отсутствует стрелочный указатель, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

- стрелочный перевод загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

стрелочный перевод за корнем левого остряка стыковой зазор 37 мм, нарушены требования п. 68 главы 5 Правил ;

- стрелочный перевод нетиповые флюгарочные брусья, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

- стрелочный перевод отсутствует стрелочный указатель, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

- стрелочный перевод загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правила , и приостановлении, в случае не устранения указанных нарушений в установленный срок, эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и , принадлежащих администрации городского округа «<адрес>», примыкающих к станции Хасавюрт, в том числе деятельность по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов и движения маневровых составов по железнодорожному пути необщего пользования, до полного устранения выявленных проверкой нарушений требований законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.И. Хадисова

Дело

УИД - 05RS0-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

<адрес> 02 августа 2023 года

Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хадисовой С.И., при секретаре судебного заседания ФИО1, с участием помощника Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО2, представителя администрации МО ГО «<адрес>» ФИО3, действующего по доверенности от 09.01.2023г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании устранить выявленные нарушения в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на принадлежащих железнодорожных путях необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, и привести данные железнодорожные пути в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Махачкалинский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании устранить выявленные нарушения в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на принадлежащих железнодорожных путях необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, и привести данные железнодорожные пути в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

-путь нетиповые болты в стыках, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-путь нетиповые болты в стыках, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-путь загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-путь загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-стрелочный перевод по прямому направлению расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса 1470 мм, нарушены требования п. 53 главы 5 Правил ;

-стрелочный перевод нетиповые флюгарочные брусья, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-стрелочный перевод отсутствует стрелочный указатель, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-стрелочный перевод загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

стрелочный перевод за корнем левого остряка стыковой зазор 37 мм, нарушены требования п. 68 главы 5 Правил ;

-стрелочный перевод нетиповые флюгарочные брусья, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-стрелочный перевод отсутствует стрелочный указатель, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-стрелочный перевод загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правила , и приостановлении, вслучае не устранения указанных нарушений в установленный срок, эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и , принадлежащих администрации городского округа «<адрес>», примыкающих к станции Хасавюрт, в том числе деятельность по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов и движения маневровых составов по железнодорожному пути необщего пользования, до полного устранения выявленных проверкой нарушений требований законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В обосновании исковых требований ссылается на то, что Махачкалинской транспортной прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере исполнения требований законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта при эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, собственником которых является администрация городского округа «<адрес>», в ходе которых установлено, что требования законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях необщего пользования, должностными лицами администрации городского округа «<адрес>» должным образом не соблюдаются.

ДД.ММ.ГГГГ Махачкалинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с исковым заявлением о признании недвижимого имущества - железнодорожных путей необщего пользования и , длиною 565 метров с кадастровым номером 05:41:000000:10560 расположенных по адресу: РД, <адрес>, станция Хасавюрт, бесхозяйным, с возложением на администрацию городского округа «<адрес>» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет объекта недвижимости - железнодорожных путей необщего пользования и в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Решением Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 13.08.2021г. исковые требования Махачкалинского транспортного прокурора удовлетворены.

Принадлежность администрации городского округа «<адрес>» железнодорожных путей необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, расположенных по адресу: РД, <адрес>, станция Хасавюрт, подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.

Через данные железнодорожные пути осуществляется подача и уборка вагонов на железнодорожные пути, принадлежащие ООО «Юг-Сервисгаз» и ООО «Прометей», на которых осуществляется погрузочно - разгрузочные работы с опасными грузами.

Проведенной совместно с заместителем начальника отдела государственного железнодорожного надзора МТУ Ространснадзора по СКФО ДД.ММ.ГГГГ проверкой выявлены нарушения требований Правил , угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов. Нарушения требований действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта создают угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, работников железнодорожного транспорта, а также жителей населенного пункта, расположенного в непосредственной близости от железнодорожных путей сообщения. Круг указанных лиц нельзя индивидуализировать, поэтому иск прокурора направлен на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал и просил суд удовлетворить их по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признал и пояснил, что согласно выписке из ЕГРН и материалам гражданского дела, железнодорожные пути необщего пользования и имеют статус бесхозяйного объекта недвижимости и не принадлежат кому-либо на праве собственности или на ином вещном праве. Соответственно в силу вышеуказанной нормы права, в случае если объект недвижимости имеет статус бесхозяйного объекта, значит, вотношении него отсутствует зарегистрированное право собственности. Для наличия права собственности или иного вещного права на объект недвижимости и получения статуса собственника или владельца этого имущества необходимо, чтобы была внесена запись о праве собственности или ином вещном праве на это недвижимое имущество в ЕГРН.

В данном случае железнодорожные пути необщего пользования и на праве собственности или ином вещном праве Администрации МО ГО «<адрес>» непринадлежат, тем самым, муниципальной собственностью не являются.

Кроме того, немаловажным юридически значимым обстоятельством по данному делу является факт того, что сама проверка надзорным органом проведена в нарушение требований закона.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.

Однако, материалы дела не содержат доказательств того, что решение опроведении проверки направлялось в Администрацию МО ГО «<адрес>» не позднее дняначала проверки.

Согласно части 3 ст. 55 ГПК РФ – доказательства, полученные снарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Соответственно, все материалы прокурорской проверки, представленные вместе с иском в силу ст. 55 ГПК РФ не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Суд, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы настоящего дела, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, считает, что исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на территории МО ГО «<адрес>» находится недвижимого имущество - железнодорожные пути необщего пользования и , длиною 565 метров с кадастровым номером 05:41:000000:10560, расположенные по адресу: РД, <адрес>, станция Хасавюрт.

ДД.ММ.ГГГГ Махачкалинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с исковым заявлением о признании недвижимого имущества - железнодорожных путей необщего пользования и , длиною 565 метров с кадастровым номером 05:41:000000:10560 расположенных по адресу: РД, <адрес>, станция Хасавюрт, бесхозяйным, с возложением на администрацию городского округа «<адрес>» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет объекта недвижимости - железнодорожных путей необщего пользования и в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Решением Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Махачкалинского транспортного прокурора удовлетворены.

Из выписки из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости следует, что Администрация городского округа «<адрес>» осуществила государственную регистрацию железнодорожных путей необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, расположенных по адресу: РД, <адрес>, станция Хасавюрт, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Согласно статье 225 ГК РФ – бесхозяйной является вещь, которая неимеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Соответственно в силу вышеуказанной нормы права, в случае если объект недвижимости имеет статус бесхозяйного объекта, значит, вотношении него отсутствует зарегистрированное право собственности.

В соответствии со статьей 215 ГК РФ – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являетсямуниципальной собственностью.

Частью 2 статьи 8.1 ГК РФ установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установленозаконом.

Исходя из положений статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежатгосударственной регистрациив едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Из приведенного следует, что для наличия права собственности или иного вещного права на объект недвижимости и получения статуса собственника или владельца этого имущества, необходимо, чтобы была внесена запись о праве собственности или ином вещном праве на это недвижимое имущество в ЕГРН.

В данном случае железнодорожные пути необщего пользования и на праве собственности или ином вещном праве ответчику непринадлежат, а равно муниципальной собственностью не являются.

Вместе с тем, статьями 16 и 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что обязанности по обеспечению безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта возложены на владельцев инфраструктур (железнодорожных путей необщего пользования).

Понятие владелец инфраструктуры дается в статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», где отмечено, что это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.

Таким образом, Администрация МО ГО «<адрес>» в силу вышеуказанных положений закона не является владельцем инфраструктуры (железнодорожных путей необщего пользования и ), то есть на праве собственности или ином праве не владеет данным недвижимым имуществом, в связи с чем, на нее немогут быть возложены обязанности по обеспечению безопасности иэксплуатации железнодорожного транспорта.

В силу пункта 3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Данная норма права является диспозитивной и предполагает право органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту бесхозяйную недвижимую вещь по его волеизъявлению.

В силу части первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, при этом на основании статьи 39 данного кодекса это лицо истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.

По смыслу указанных правовых норм обращение за защитой прав, свобод и законных интересов является исключительно правом заинтересованного лица, которое реализуется им по своему усмотрению.

Таким образом, обращение в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества допускается в силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации только путем подачи в суд соответствующего иска.

Федеральные законы от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обязанности органа местного самоуправления на признание в судебном порядке права муниципальной собственности на бесхозяйные железнодорожные сооружения и обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта не устанавливают.

По настоящему гражданскому делу отсутствуют сведения о реализации Администрацией МО ГО «<адрес>» своего права по обращению в суд с требованием опризнании права муниципальной собственности на железнодорожные пути необщего пользования и .

Также, в силу статьи 210 ГК РФ – бремя содержания имущества, возлагается на собственника этого имущества, если иное непредусмотренозакономили договором.

Поэтому отсутствие собственника сооружения и эксплуатирующей организации влечет невозможность исполнения предусмотренных Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» обязанностей, в том числе по обеспечению безопасности движения железнодорожного транспорта при эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования

При изложенных обстоятельствах доводы Махачкалинского транспортного прокурора о том, что выявленные в ходе проведения надзорных мероприятий нарушения в сфере исполнения требований законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта при эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, собственником которых является администрация городского округа «<адрес>», возникли в результате бездействия со стороны руководства и ответственных должностных лиц, не обеспечивших надлежащий контроль за состоянием данного объекта, выполнением неотложных, первоочередных и плановых работ по его текущему содержанию, что не обеспечивает безопасное и бесперебойное движение железнодорожного транспорта по нему с установленными скоростями, то есть требования законодательства в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях необщего пользования, являются необоснованными.

Таким образом, железнодорожные пути необщего пользования и , примыкающие к станции Хасавюрт, до настоящего времени являются бесхозяйной вещью, право собственности в установленном порядке за муниципальным образованием не зарегистрировано, поэтому суд в удовлетворении требований Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании устранить выявленные нарушения в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на принадлежащих железнодорожных путях необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, и привести данные железнодорожные пути в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, отказывает.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ, ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц об обязании администрации городского округа «<адрес>» в течение 2-х месяцев со дня вступлениям в законную силу решения суда, устранить выявленные нарушения в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на принадлежащих железнодорожных путях необщего пользования и , примыкающих к станции Хасавюрт, расположенных по адресу: <адрес>, станция Хасавюрт, и привести данные железнодорожные пути в соответствие с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

-путь нетиповые болты в стыках, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-путь нетиповые болты в стыках, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-путь загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-путь загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-стрелочный перевод по прямому направлению расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса 1470 мм, нарушены требования п. 53 главы 5 Правил ;

-стрелочный перевод нетиповые флюгарочные брусья, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

-стрелочный перевод отсутствует стрелочный указатель, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

- стрелочный перевод загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

стрелочный перевод за корнем левого остряка стыковой зазор 37 мм, нарушены требования п. 68 главы 5 Правил ;

- стрелочный перевод нетиповые флюгарочные брусья, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

- стрелочный перевод отсутствует стрелочный указатель, нарушены требования п. 41 главы 4 Правил ;

- стрелочный перевод загрязнение балластного слоя, нарушены требования п. 41 главы 4 Правила , и приостановлении, в случае не устранения указанных нарушений в установленный срок, эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и , принадлежащих администрации городского округа «<адрес>», примыкающих к станции Хасавюрт, в том числе деятельность по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов и движения маневровых составов по железнодорожному пути необщего пользования, до полного устранения выявленных проверкой нарушений требований законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.И. Хадисова

2-1039/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Махачкалинский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры
Ответчики
администрация ГО "город Хасавюрт"
Другие
отдел государственного железнодорожного надзора МТУ Ространснадзора по СКФО
Суд
Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан
Судья
Хадисова Солтанат Исаевна
Дело на сайте суда
hasavjurt-gs.dag.sudrf.ru
03.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2023Передача материалов судье
04.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2023Судебное заседание
03.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.09.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.10.2023Судебное заседание
02.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее